Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) и ее влияние на финансовое состояние компаний с каждым годом становится все более актуальной, и, таким образом, заслуживает пристального внимания иссле-дователей.
Вместе с тем, если в Европе и США компании уже давно применяют социально ответственные подходы к ведению бизнеса, то для России эта концепция – значительно недавний феномен, пока не получивший должно-го развития.
Кроме того, актуальность проблемы КСО связана с процессом гло-бализации рынка, в условиях которого компаниям приходится искать но-вые способы дифференциации продукта и увеличения рыночной доли.
Добывающие компании являются стратегическими предприятиями некоторых стран, формируют значительную часть бюджетов государств. Кроме того, добывающие компании являются одними из основных источ-ников загрязнения окружающей среды. Эти факторы и обусловили выбор в пользу изучения КСО в данной отрасли.
Объектом исследования в работе будут практики применения КСО российской и зарубежной практике. Предмет исследования – практика КСО в российских добывающих компаниях.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕН-НОСТИ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ДОБЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Понятие социальной ответственности бизнеса
Социальная ответственность - это новый уровень развития общества, новая стратегия и концепция, которая интегрирует в себе национальную стратегию, общие человеческие ценности и этическое поведение бизнес-организаций, потребителей, работников, органов власти, институтов гражданского общества, научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Сегодня большинство стран мира привлекаются к концепции социальной ответственности как на местном, региональном, так и на государственном уровнях.
На сегодня общепринятым определением социальной ответственно-сти есть такое: «социальная ответственность это ответственность организа-ций за влияние своих решений и действий на общество и окружающую среду, что реализуется путем прозрачного и этического поведения, кото-рое согласуется со стабильным развитием, здоровьем и благосостоянием общества; отвечает интересам групп и заинтересованных лиц, соответству-ет действующей нормативной базе и соответствующим международным обязательствам и является интегрированным в деятельность и стратегию развития организации или компании и осуществляется в повседневной дея-тельности» .
Социальная ответственность бизнеса распространена среди стран Европы. В одних странах она интегрирована в общественную политику (Дания, Франция, Финляндия, Швеция), в других - социально ответствен-ные практики является исключительно прерогативами компаний (Греция, Ирландия, Нидерланды, Словения). В Европейском Союзе основная роль социальной ответственности бизнеса заключается в поддержке устойчивого развития компаний, что приводит к улучшению ситуации на рынке труда, а также качества продуктов и услуг, предоставляемых компаниями.
Основными характеристиками социальной ответственности бизнеса является добровольность; интегрированность в бизнес-стратегию органи-зации, компании; системность; польза для всех заинтересованных сторон: сотрудников, потребителей, акционеров, общества и т.д., а также для само-го предприятия; вклад в процесс устойчивого развития. Социальная ответ-ственность не ограничивается благотворительностью.
Социальная ответственность бизнеса - ответственное отношение лю-бой компании к своему продукту или услуге, потребителям, работникам, партнерам; активная социальная позиция компании, которая заключается в гармоничном сосуществовании, взаимодействии и постоянном диалоге с обществом, участия в решении острых социальных проблем.
В широком смысле социальная ответственность бизнеса может быть представлена как система ценностей, мероприятий и процессов, имеющих целью распространения положительного влияния деятельности компании в экономической, экологической, социальной сферах как внутри организа-ции, так и в окружающей среде. Реализация социально ответственных стратегий должна ориентироваться не только на уменьшение и предот-вращение негативных последствий деятельности, но и на достижение эко-номического, экологического и социального эффектов (так называемая стратегия тройного действия), что может рассматриваться как основа по-вышения конкурентоспособности отдельных компаний и национальной экономики в целом.
Существует два подхода понимание социальной ответственности бизнеса:
1) предпринимательство считается социально-ответственным, если оно, не нарушая законов и норм государственного регулирования, увели-чивает прибыль, то есть достигает запланированных экономических целей;
2) предприниматель в дополнение к экономической ответственности должен учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своего бизнеса на сотрудников, партнеров, потребителей, и также, вносить пози-тивный вклад в решение общественных проблем общества в целом. То есть, общество ждет от роста предпринимательства не только высоких эко-номических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей.
Социальная ответственность бизнеса включает в себя процедуры и практики компаний из семи аспектов деятельности:
1) организационное управление;
2) права человека;
3) трудовые отношения;
4) этическая операционная деятельность;
5) защита окружающей среды;
6) защита прав потребителей;
7) развитие местных общин и сотрудничество с ними .
Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность биз-неса на сегодняшний день выступает необходимым условием его успешно-го функционирования. В условиях рыночного хозяйствования социальная ответственность предприятий является важной составляющей их деловой репутации, и зависит она как от целей владельца предприятия, так и от са-мого предприятия как организации.
Существует две формы проявления социальной ответственности биз-неса – внутренняя и внешняя.
К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести: безопасность труда, стабильность заработной платы, поддержание до-стойного уровня заработной платы, дополнительное медицинское и соци-альное страхование работников, развитие творческого потенциала работ-ников через учебные программы и программы повышения квалификации, оказания помощи в кризисных ситуациях. То есть внутренняя форма предусматривает все социально ответственные действия руководства в от-ношении своих подчиненных.
Внешняя форма реализации социальной ответственности бизнеса требует от руководства таких действий: спонсорство и корпоративная бла-готворительность, охрана окружающей среды, взаимодействие с местной общиной и властями, готовность помогать в кризисных ситуациях, ответ-ственность перед потребителями товаров и услуг (изготовление качествен-ных товаров и предоставления качественных услуг).
1.3. Социально-направленная деятельность российских компаний
В последние годы тренд на ответственность и экологичность распро-странился и на сферу инвестиций. В результате возникло понятие ESG.
В 2020–2021 годах развитие ESG-практик российским бизнесом ста-ло широко распространенным трендом вследствие усиления всех перечис-ленных драйверов. Если крупнейшие компании традиционно уделяли внимание корпоративной социальной ответственности, устойчивому раз-витию и ESG-повестке на протяжении последних пяти-десяти лет, то для компаний меньшего масштаба ESG-трансформация становится новым направлением деятельности, которое, однако, воспринимается как важный фактор успешности бизнеса. Кроме того, неоднородно и развитие ESG-практик в разрезе отраслей, поскольку некоторые драйверы сильнее воз-действуют на отдельные отрасли. Например, металлургическая отрасль испытывает более интенсивный спрос на экологичность и социальную от-ветственность со стороны клиентов, в том числе поскольку российские ме-таллургические компании активно экспортируют свою продукцию в стра-ны, где ESG-требования более строгие и закреплены на законодательном уровне. Однако всеохватных исследований российского бизнеса, которые позволяют статистически оценить зрелость ESG-повестки и обосновать ги-потезы о различиях между сегментами и отраслями, тем более в разрезе отдельных ESG-практик, практически не существует.
Основные особенности социальной ответственности российских ком-паний:
1. ESG-практики большинства российских компаний на данный момент находятся на начальной стадии развития. Наиболее прогрессивный аспект – корпоративное управление, наименее – экологический.
2. Особое внимание с точки зрения зон развития необходимо уде-лять следующим вопросам:
• выстраивание системы управления ESG-повесткой;
• расширение возможностей для увеличения генерации и потребле-ния энергии из ВИЭ;
• принятие политик в отношении соблюдения прав человека;
• разработка подходов к ответственным цепочкам поставок.
2. Управление ESG-аспектами значительно лучше развито в круп-нейших компаниях, чем в крупном и среднем бизнесе. Вероятно, это свя-зано с наличием ресурсов, необходимых для реализации мероприятий по ESG-трансформации, а также с наличием определенных драйверов. Круп-ные компании, как правило, являются публичными обществами с обяза-тельствами перед акционерами, в том числе зарубежными, которые предъ-являют все более высокие требования к устойчивым практикам и соответ-ствию международным стандартам. Кроме того, крупнейшие российские компании являются экспортерами в страны, где ESG-требования более строгие и при этом закреплены законодательно.
3. Энергетическую, металлургическую и горнодобывающую отрасли можно назвать лидерами российской ESG-трансформации. Эти отрасли отличаются высокими экологическими и социальными рисками, необходи-мость и многолетняя практика управления которыми обеспечили компани-ям более высокий уровень ESG-зрелости.
С другой стороны, были определены отрасли, отстающие с точки зрения внедрения ESG-практик:
3. Наибольшим потенциалом для развития ESG-практик облада-ют компании – строительные подрядчики. Сезонность и проектный харак-тер деятельности этой отрасли деприоритизирует вопросы экологической, социальной и корпоративной ответственности для этих компаний, однако строительство и производство строительных материалов оказывает значи-тельное воздействие на окружающую среду, в том числе климат, и уровень жизни граждан, а значит, запуск ESG-трансформации необходим и в этой отрасли. Потенциал совершенствования экологических практик характе-рен также для производителей строительных материалов, компаний отрас-лей пищевой промышленности, связи и телекоммуникаций.
Если рассматривать основные результаты по отдельным аспектам ESG-трансформации, можно выделить следующие:
5. В подавляющем большинстве компаний отсутствует система эко-логического менеджмента. Только в 30% компаний из всего числа респон-дентов действует подразделение или назначен ответственный за экологиче-ские вопросы; 11% компаний из всего числа респондентов ставят перед со-бой цели в области охраны окружающей среды; 6% компаний из всего числа респондентов страхуют свои экологические риски.
6. В российском бизнесе крайне слабо развиты социальные практи-ки, в частности взаимодействие с заинтересованными сторонами, несмотря на то, что это является важным инструментом управления рисками. Всего 10% опрошенных компаний имеют Политику по правам человека. Боль-шинство компаний среднего и крупного бизнеса имеют в составе своих ру-ководящих органов менее 10% женщин. Отрасль связи и телекоммуника-ций оказалась наиболее проблемной с точки зрения удержания кадров и взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Задание 8. Рассчитаем потребность предприятия в сырье и материалах, зная плановый годовой объем производства, который равен 13 800 т.
Потребность в материалах = плановый объем производства * норма расхода ресурса на ед. продукции * цена ресурса
Потребность в материалах:
Электроэнергия = 13 800*33,187*3,400=1 557 134,04 тыс. руб.
Тепло = 13 800 * 0,111 * 1,958 = 2 999,26 тыс. руб.
Природный газ = 13 800*2,464*4,650= 158 114,88 тыс. руб.
Мазут = 13 800 * 0,004 * 16,450 = 908,04 тыс. руб.
Дизтопливо = 13 800 * 0,468 * 31,800 = 205 377,12 тыс. руб.
Уголь = 13 800 * 12,863 * 3,310 = 174 297,31 тыс. руб.
Бензин = 13 800*0,018*32,500= 8 073 тыс. руб.
Кокс = 13 800*30,732*10,200= 4 325 836,32 тыс. руб.
Вода = 13 800*11,601*34,200= 5 475 207,96 тыс. руб.
Сырье = 13 800*23,900*4,500= 1 484 190 тыс. руб.
Общая сумма = 1 557 134,04+2 999,26 + 158 114,88 + 908,04 + 205 377,12 + 174 297,31 + 8 073 + 4 325 836,32 + 5 475 207,96 + 1 484 190 = 13 389 139,10 тыс. руб.
Задание 9. Проанализируем фактическую структуру персонала предприятия в 2021 году (табл. 13). Затем рассчитаем коэффициенты оборота по приему и выбытию, а также коэффициент текучести кадров в таблице 14.
Сведения о принятых на работу (ППП), уволенных по собственному желанию (ППП), уволенных по иным основаниям (ППП) и среднесписочную численность персонала (ППП) мы определяем, складывая соответствующие показатели РСС и рабочих.