Фрагмент для ознакомления
2
Переходные процессы современного российского общества, рост социального расслоения, когда значительные слои людей не могут адаптироваться к происходящим изменениям, делает необходимым совершенствование системы по обеспечению социальной защиты населения. В настоящий момент специфика социально–экономической ситуации заключается в том, что при наличии правовых и институциональных основ рыночной экономики в России сохраняет свою актуальность целый ряд проблем, характерных для общества переходного периода, – бедность и депривация, социальное расслоение, замедление экономического роста. Многие исследователи считают, что первоочередное решение именно этих социальных проблем – есть залог успеха проведения дальнейших рыночных реформ. Именно по этой причине для России в качестве наиболее приемлемого был избран вариант социально ориентированной экономики, что нашло закрепление в Конституции Российской Федерации, где РФ провозглашается социальным государством (ст. 7 Конституции РФ).
Российскими учеными проблема государственной защиты незащищенных слоев населения главным образом изучается в виде конкретного направления – социальной защиты. Здесь можно выделить исследования В.И. Жукова, Е.А. Коваленко, М.И. Лепихова, М.А. Маллаевой, Е.А. Морозовой. В целом различные аспекты темы работы сегодня широко представлены в научной литературе. Вместе с тем стоит отметить, что актуальность проблемы обеспечения социальной защиты населения в современной России обуславливает необходимость изучить данный процесс более детально и комплексно, выявить его социально–экономическую сущность, особенности реализации.
Целью работы является государственное управление социальной защитой населения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
охарактеризовать сущность, задачи и направления социальной зашиты населения;
изучить нормативно-правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации;
дать характеристику деятельности органов государственной власти по обеспечению социальной защиты населения в Российской Федерации;
проанализировать организацию социальной защиты населения в Чувашской Республике;
изучить деятельность Министерства труда и социальной защиты населения Чувашской Республики в сфере социальной защиты граждан;
представить пути направления совершенствования деятельности органов государственной власти в сфере социальной защиты населения.
Объектом исследования выступила Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, как орган местного самоуправления, осуществляющий деятельность по социальную поддержке населения на уровне муниципального образования.
Предметом исследования является организация, формы и методы, обеспечение социальной защиты.
Теоретической основой написания работы послужили труды таких отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, научные статьи из периодической печати и монографии.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативно–правовые акты по исследуемой проблеме, статистические данные, самостоятельно собранные статистические данные.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты системы социальной зашиты населения
1.1 Сущность, задачи и направления социальной зашиты населения
Как самостоятельный институт социальная защита начала развиваться во второй половине двадцатого века. В то время были приняты международные стандарты, и в них уделялось большое внимание социальным правам и свободам. Они были приняты под эгидой Организации Объединенных Наций и Европейской комиссии.
Что касается предпосылок для социальной защиты, то они начали формироваться на Древнем Востоке и в древнеримский период. Происхождение социальной защиты связано с ростом роли государства в общественной жизни. Роль государства была переосмыслена. Существует идея страны, которой будет править всеобщее процветание, а не концепция страны как ночного дозора. Безопасность начала закрепляться в законодательстве, а социальные права человека становились все более популярными в разных странах. Но когда речь заходит о системных изменениях, мы должны признать, что они начинают появляться в законодательной практике вместе с внедрением принципов государства всеобщего благосостояния .
Именно так формируются доминирующие национальные виды деятельности по реализации социальных функций страны. Социальная защита в 20 веке развивалась неоднородно. В Советском Союзе и других странах, которые сосредоточились на социалистическом строительстве, а также на социальной защите, были внедрены идеологии национального патернализма и этатизма. Эта политика находит отражение в приоритете мер по защите социальных и трудовых прав человека.
Поэтому социальную защиту следует понимать как важную часть национальной социальной политики. Его целью является обеспечение того, чтобы каждый человек имел социальное обеспечение и реальную возможность осуществлять свои права для обеспечения уровня жизни, достаточного для поддержания нормальной жизни. В то же время будет обеспечено личностное развитие и воспроизводство населения. Сам термин "социальная защита" возник в Соединенных Штатах в 1935 году. Он используется в принятом законе о социальной защите. Позже это определение стало использоваться и в других государствах. Он также используется в Международной организации труда.
В отечественных научных исследованиях и национальной практике это определение широко используется с 1990-х годов. Изменения в национальной рыночной политике и переход от плановой экономики к рыночным экономическим отношениям способствовали этому. Это изменение сопровождается обострением социальных проблем. Они попросили их принять решение. Ниже приводится определение социальной защиты.
Незащищенность классифицируется и определяется в соответствии с определенными принципами (рисунок 1) .
Рисунок 1 – Принципы социальной защиты
Следовательно, это не что иное, как систематизированный свод законодательства, экономического и социального обеспечения для обеспечения равных прав и условий труда граждан стран, которые могут работать. Что касается граждан с ограниченными возможностями, принадлежащих к наиболее уязвимым группам общества, то приоритет следует отдавать фондам общественного потребления. Им также должна быть оказана национальная материальная и психосоциальная поддержка.
Следует отметить, что социальная защита взаимосвязана с социальными аспектами национальной политики и социальной поддержкой населения. Социальное обеспечение является важным направлением национальной политики. Его суть заключается в создании и поддержании социальных и финансовых условий, необходимых населению страны. Социальная защита включает в себя социальное обеспечение, страхование и социальную помощь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. – М. : ИНФРА-М, 2008 г. – 48 с.
2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197–ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Российская газета. – 2001. – N 256.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5–ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О ветеранах» // Российская газета. – 2000. – N 1 – 3.
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165–ФЗ (ред. от 25.02.2022) «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. – 1999. – N 139.
5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2022) // Российская газета. – 1999. – N 29.
6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442–ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2013. – N 295.
7. Конституция Чувашской Республики (принята ГС ЧР 30.11.2000) // Республика. – 2000. – N 52.
8. Закон Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (принят ГС ЧР 05.10.2004) // Республика. – 2004. – N 42–43.
9. Закон Чувашской Республики от 19.12.2014 N 84 «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Чувашской Республике» // Республика. – 2014. – N 59–61.
10. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2011 N 424 «О государственной программе Чувашской Республики «Социальная защита граждан» // Вести Чувашии. – 2011. – N 40.
11. Андреева Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня / Л.А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(22). – Новосибирск: СибАК, – 2019. – С. 52-60.
12. Бихдрикер А.С. Информационное обеспечение управления сферой социальной защиты населения в регионе / А.С. Бихдрикер, Т.В. Лисицина // Социальная работа: современные проблемы и технологии. – 2020. – № 1. – С. 30-37.
13. Булычев Р.С. Структура органов социальной защиты населения / Р.С. Булычев. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://social-orthodox.info/3_2.htm#_ftn15
14. Егорова М. С. Понятие и сущность социальной защиты населения / М. С. Егорова. // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 111-113.
15. Замараева З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: технологии помощи современной российской семье: учеб. пособие / З. П. Замараева, Г. А. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 108 с.
16. Замараева З.П. Социальная защита населения: ресурсный подход / З.П. Замараева // Отечественный журнал социальной работы. – 2019. – № 4. – С. 137-141.
17. Золотов А.С. Социальная защита населения / А.С. Золотов // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 11. – С. 275-276.
18. Зуй К.В. Социальная защита населения в регионе / К.В. Зуй // В сборнике: Молодые экономисты – будущему России Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – 2019. – С. 153-154.
19. Костанян Н.А. Эволюционные подходы формирования социальной политики и социальной защиты населения / Н.А. Костанян // Кант. – 2018. – №2(27). – С. 294 – 301.
20. Официальный портал органов государственной власти Чувашской Республики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gov.cap.ru/
21. Садыков Р. М. Социальная защита населения муниципального образования / Р.М. Садыков, Н.Л. Большакова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2018. – № 6. – С. 1–8.
22. Социальное страхование: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Роик. – Изд.2–е, испр. и доп. – М. Юрайт, 2019. – 418 с.
23. Социальная защита и поддержка в Чебоксарах и Республике Чувашия в 2021 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lgoty-vsem.ru/regiony/chuvashskaya-respublika/socialnaya-pomoshch-v-cheboksarah. html
24. Разиньков, П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения / П.И. Разиньков // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9. – № 11. – С. 32-39.
25. Середа А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения / А.С. Середа // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 5 (39). – С. 24-26.
26. Соснова А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе / А.В. Соснова // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 5. – С. 18-24.
27. Темавова Н.М. Состав и значение системы социальной защиты населения / Н.М. Теманова // В сборнике: Теоретический и практический потенциал современной науки Сборник научных статей. Научный редактор Д.В. Фурсова. Москва, – 2019. – С. 134-137.
28. Урусова А.Б. Перспективы развития социальной защиты населения в сельской местности / А.Б. Урусова // International Agricultural Journal. – 2020. – Т. 63. – № 1. – С. 16.
29. Федоренко П.А. Правовая природа и соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» населения / П.А. Федоренко, Е.В. Коваленко // В сборнике: Проблемы и перспективы современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2019. – С. 179-182.