Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Тяжёлый кризисный период, который переживает наша страна, привёл как к масштабным изменениям в политике и экономике, так и к изменению норм поведения и морали молодежи. Многие родители, педагоги неоднократно замечают, что у школьников с возрастом поменялись приоритеты и ценности, дети свойственны агрессивность и тревожность. Такое поведение стало характерно даже для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Сегодня нельзя встретить такую информацию, где бы ни говорилось о каком-либо факте насилия, убийства или просто приступа агрессии. Обо всем этом говорит статистика преступности в 2020 -2021 г.: многие избивают и ранят, причиняют друг другу вред, не задумываясь о последствиях. Согласно статистическим данным, от 20 до 50% женщин являются жертвами семейных конфликтов. Женщины и дети чаще других являются жертвами со стороны своих супругов. Статистика общего порядка дает следующую картину: в 2019 - 2020 году, по данным МВД, зарегистрировано около 3 миллионов преступлений различного характера. 340% всех убийств совершаются в семье, а в 70% случаев дети и женщины становятся жертвами насилия. Неоднократно избивают и причиняют физический вред родители своим малолетним детям. Об этом так же упоминается в статистике. Количество таких преступлений доходит до 3 миллионов в год. Это, в свою очередь, приводит к росту беспризорности, дети убегают из дома, многие до сих пор находятся в розыске или числятся без вести пропавшими.
По количеству особо тяжких преступлений Россия находится на десятом месте по численности всех преступлений, и данный факт позволяет нам предположить, что основной причиной тому является 4 повышенный уровень агрессивности современного поколения. Тему агрессии учёные называют сегодня «интригующей», а сам двадцать первый век «веком беспокойства и насилия» [15; 27; 30]. Западная культура так же, в свою очередь, оказала огромное отрицательное влияние на формирование нравственных устоев молодёжи. Наркотики, насилие, сексуальная распущенность – вот основные черты, присущие категории подрастающего поколения в наступивший тяжёлый период, который переживает сегодня наша страна.
Все вышеизложенные причины и повлияли на выбор темы нашей исследовательской работы. Конфликт и насилие – очень серьёзные проблемы, перед которыми сегодня оказалось наше общество.
Недостаточно одного лишь признания существования данной проблемы. Перед нами стоит проблема – почему люди ведут себя агрессивно, что следует принять, для того, чтобы снизить агрессию, исправить создавшуюся ситуацию, исправить и проконтролировать.
Учеными разных времён и направлений неоднократно изучались данная проблема. Данную проблему неоднократно обсуждали учёные – психологи: А. Бандура, Л.Ирон., Р.Хьюсманн, А.А.Реан, М.Ю.Санникова, П.А.Ковалев, Л.М.Семенюк, Н.Б.Трофимова, Ж.К.Дандарова и др. Но, несмотря на то, что проблемы агрессивности достаточно давно и подробно изучаются, есть аспекты, которые еще недостаточно исследованы.
Так, требует дальнейшего изучения проблема агрессивности, путей ее предотвращения и методов сглаживания агрессивного поведения.
Объект исследования: особенности агрессия в межличностном общении.
Предмет исследования: проявления речевой агрессии и стратегиях противодействия.
Целью данного исследования является изучение особенности проявления агрессии подростков и разработка программы психокоррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Для того чтобы добиться поставленной цели, мы определили задачи нашего исследования:
1. Рассмотреть проблему агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Изучить виды и проявление агрессии .
3. Выделить формы проявления речевой агрессии и стратегиях противодействия.
4. Рассмотреть трештокинг как вид речевой агрессии.
5. Изучить агрессию в педагогическом общении.
Для решения указанных задач планируется использование общенаучных методов - анализ методической литературы по теме исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, посвящённые проблеме психического развития подростков (Морозова Е. С., Волков Б. В.), классические и современные представления о природе и механизмах агрессии (З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, С. Розенцвейга, А. Бандуры, А. Басса, Л. М. Семенюк и др.)
Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению агрессии и агрессивного поведения в психологии
1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов.
На протяжении многих десятилетий изучение проблемы агрессии и агрессивности находилось в центре внимания не только психологии, но и биологии, социологии, юриспруденции. Самых больших результатов добились психологи по изучению агрессивного поведения именно в наши дни. По мнению психологов, все люди, так или иначе, агрессивны.
Но, агрессивность может проявляться в различной степени тяжести. Для кого – то свойственна агрессия в лёгкой форме, для кого – то совсем не свойственна агрессия, и такие люди очень податливые, пассивные. Но наибольшую опасность для общества представляют люди с высоким уровнем агрессии, они часто неуправляемы, представляют угрозу для окружающих, иными словами, находятся за гранью разумного. Агрессия, по мнению психологов (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц), «в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения» [3, с. 24-27].
Данное комплексное определение характеризуется так: «агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; – в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; – жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения» [3].
В отечественной и зарубежной психологии есть разные теоретические обоснования понятию агрессии и агрессивности. Такие учёные, как З. Фрейд, К. Лоренц, Андри, говорили о том, что агрессивное поведение является врожденным. З. Фрейд особенно придерживался данной точки зрения, и в своих трудах неоднократно утверждал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты» [24, с.31].
Другие же учёные, теоретики в большей мере склонялись к тому, что агрессия свойственна всем животным существам, а, следовательно, и человеку. Фрейд (Майерс), Бэрон Р., Бандура предполагают, что «источником агрессии является, в первую очередь, вызванный внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим» [3; с.27].
Представители различных психологических теорий агрессии тоже стремились понять его природу, исследовать значение и смысл данного понятия на основе только одного какого-то фундаментального механизма. В роли таких объясняющих медиаторов выступали инстинкты, танатос, фрустрация и т.д.; позже - инструментальное научение, гнев, генетические аберрации, когнитивное научение. К концу 70-х - начале 80-х годов ХХ века. в психологических, социально-психологических исследованиях четко определилась тенденция к анализу данного феномена на более высоком интегративном уровне. Объясняя агрессивность как явление с различных теоретических позиций, исследователи предлагали и взаимоисключающие теоретические модели, предусматривающие или естественную (инстинкты), либо социальное (противоречие и противодействие усвоенных норм), или теологическую (искушение, греховность), или эклектическую детерминацию. Разноуровневый подход к анализу агрессивных проявлений допускает и физиологические источники, и психофизиологические, и деятельностные - преобразующие и собственно личностные.
В психологической теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подходов: инстинктивистська, теория фрустрации и социального научения. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: Изд. Омск. ун-та, 1997. – 284 с.
2. Баженова И.В. Речевая агрессия как проблема лингвистической безопасности. Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. 79-84.
3. Барченкова Я. В., Шейко Е. В. Речевая агрессия как языковое явление, препятствующее процессу обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 5.
4. Басовская Е. Н. Творцы черно-белой реальности: о речевой агрессии в средствах массовой информации // Критика и семиотика. Новосибирск: НГУ, 2004. Вып. 7.
5. Быкова О. Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Красноярск: КрасГУ, 1999. Вып. 1 (8).
6. Воронцова М. В., Бюндюгова Т. В., Макаров В. Е. Теория деструктивности: учебное пособие для студентов. Таганрог: Изд-ль А. Ступин, 2014.
7. Громова Н. С. Речевая агрессия: от коммуникативных ошибок до правонарушений // Юрислингвистика. 2016. № 5.
8. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.
9. Долидович О.М., Машанов А.А., Гончаревич Н.А., Шарашкина А.А. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике // Научный диалог. № 10. 2017. С. 311-323.
10. Дружилов С.А. Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 2. С. 45- 63.
11. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения на уровне индивидуальных и групповых систем (в культуре. Образовании, науке. В норме и патологии) / Избранные труды: в 6 т. Томск: ТГУ, 2013. Т. 2. С.5-326.
12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Лебедева Е.В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. № 79. 2021. С.89-107.
13. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд-е 8-е, испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2017.
14. Лоренц К. Агрессия. М. : Римис, 2009. 349 с.
15. Московиси С. От коллективных представлений к социальным (к исто-рии одного понятия) // Вопросы соци¬ологии. 1992. Т. 1, № 2. С. 83-95.
16. Московиси С. Социальные пред¬ставления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 2. С. 3-14.
17. Новикова Т. Ф., Смирнов П. Ю. Приемы нейтрализации речевой агрессии в составе средств речевого воздействия // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2018. № 2.
18. Олешков М.Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2. С. 43-50.
19. Паремузашвили Э. Э. Стратегия доминирования в структуре непрямого речевого акта // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2010. № 1-2.
20. Пекарская И.В., Шпомер Е.А. Речевая агрессия как нарушение лингвоэкологических норм в масс-медийном пространстве современного политического дискурса. Экология языка и коммуникативная практика. 2016. № 1. С. 120-140Креч Д., Кратчфилд Р., Лив- сон Н. Элементы психологии. Нью- Йорк. 1974 // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 84-98.
21. Полякова С.Е. Молчание как стратегическая функция разрешения конфликта в политическом дискурсе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. – Т. 7. – No 2. – С. 154–161.
22. Реан А. А. Агрессия и агрессив¬ность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 5. С. 3-18.
23. Рягузова Е. В. Репутация лич¬ности: риски и опасности // Социаль¬ная психология и общество. 2014. Т. 5, № 3. С. 5-14.
24. Седов К. Ф. Агрессия как вид речевого воздействия // Прямая и непрямая коммуникация / отв. ред. В. В. Дементьев. Саратов: Колледж, 2003. 5. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия: иррациональное воздействие в межличностном общении. М.: Лабиринт, 2011.
25. Седов К. Ф. Речевая агрессия в межличностном взаимодействии // Прямая и непрямая коммуникация. Саратов: Изд-во ГУНЦ «Колледж», 2003.
26. Сидорова Е.Ю. Вербальная агрессия как коммуникативнопрагматическое явление // Вестник Томского государственного университета. 2009. – No 319. – С. 28–31.
27. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. Воронеж: Истоки, 2012.
28. Сысоева Е.Ю. Речевая агрессия педагогов: сущность, причины, виды, пути преодоления // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Том 24. № 4. 2018. С. 48-53.
29. Филиппова О. А. Явление речевой агрессии в современных условиях общения (аспекты и проблемы) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 3.
30. Фрейд З. Психопатология обы¬денной жизни. М. : Азбука-Аттикус, 2018. 192 с.
31. Фромм Э. Анатомия челове¬ческой деструктивности. М. : АСТ, 2004. 635 с.
32. Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. – Т. 1. – Москва : Смысл, 1986. – С. 365– 405.
33. Хруненкова А. В. Интолерантное речевое общение: выражение просьбы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 102.
34. Шипунова Т. В. Агрессия и на¬силие как элементы социокультурной реальности // Социологические ис¬следования. 2002. № 5. С. 67-76.
35. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М.: URSS, 2008.
36. Щербинина Ю. В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией. М.: Неолит, 2017.
37. Эффективное речевое общение (Базовые компетенции). Словарь-справочник. Электронное издание. Сибирский федеральный университет; Под редакцией А.П. Сковородникова. Красноярск, 2014. С. 825.
38. Яковлева Ю. В. Речевая агрессия в полемических материалах советских литературно-художественных изданий 1917-1932 гг.: дисс. … к. филол. н. М., 2016.