Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Востребованность профессии «психо-лог» в современной ситуации является ответом на социальный заказ, кото-рый тесно связан с развитием ресурсов человека и их использованием в социальной практике. Одной из центральных задач модернизации совре-менного образования является развитие студента как субъекта учения, ак-тивно и самостоятельно овладевающего общественным знанием, осознаю-щего важность обучения и самообучения для своей будущей жизни. Бу-дучи субъектом учения, обучающийся способен самостоятельно и избира-тельно ставить перед собой актуальные и перспективные цели, направлять и поддерживать свою активность, осуществляя организацию и управление ею в учебно-профессиональной деятельности.
Психология – сфера деятельности, которая требуют от человека по-вышенной стрессоустойчивости, чуткости, высоких нравственных качеств. Представители этой профессий должны показывать более высокие показа-тели по жизнестойкости, поскольку на них лежит в большой мере ответ-ственность за влияние, которое они оказывают на личность других людей. Очевидно, что в определенный момент психологи могут сталкиваться с психологическими трудностями.
Феномен жизнестойкости достаточно широко изучаются в психоло-гии. Жизнестойкость рассматривалась в трудах таких исследователей как: С. Мадди, С. Кобейс, Э.Ф. Зеер, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, Л.А. Александрова ,А.Н. Фоминова и др.
Исследования ведущих психологов проблем жизнестойкости неиз-бежно ставит вопрос об ее связи с личностными особенностями человека. Соответственно, представляется актуальным выявление личностных де-терминант жизнестойкости студентов – психологов.
Личностные характеристики представляют собой отдельные динами-ческие черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомо-торных процессов), а также физические качества, соответствующие требо-ваниям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией [19].
Проблема исследования состоит в том, каково влияние личностных особенностей студентов-психологов на уровень их жизнестойкости?
Цель исследования – выявить личностные детерминанты жизнестой-кости студентов – психологов.
Объект исследования: жизнестойкость у студентов.
Предмет исследования: личностные детерминанты жизнестойкости студентов – психологов.
Гипотеза исследования: предполагается, что:
1. Уровень жизнестойкости студентов – психологов связан с их лич-ностными характеристиками;
2. На уровень жизнестойкости студентов влияют такие личностные особенности как:
- спокойствие, эмоциональная зрелость;
- идентификация с социальными требованиями;
- естественная жизнерадостность, уверенность в себе;
- ответственность, добросовестность;
- отсутствие внутренней напряженности, удовлетворенность собой.
3. Имеются значимые различия в личностных особенностях студен-тов – психологов с разным уровнем жизнестойкости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие жизнестойкости личности как психоло-гического феномена.
2. Дать характеристику личностных особенностей студентов.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование личностных особенностей и жизнестойкости студентов – психологов.
4. Выявить взаимосвязь личностных особенностей и жизнестойкости студентов – психологов.
5. Изучить влияние личностных особенностей на уровень жизнестой-кости студентов – психологов.
6. Выявить различия в личностных особенностей студентов – психо-логов с разным уровнем жизнестойкости.
Методы исследования:
– теоретический анализ отечественной и зарубежной психологиче-ской литературы по проблеме исследования.
– эмпирические (тестирование, опрос);
– методы математико-статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы практическими психологами вузов для диагностики, психопрофилактики и коррекции личностных нарушений у студентов, повышения их жизнестойкости, а также в системе повышения квалификации работников образования для развития профессиональной компетенции.
Глава I. Теоретические аспекты изучения личностных детерми-нант жизнестойкости студентов – психологов
1.1. Жизнестойкость личности как психологический феномен
Понимание феномена жизнестойкости берет свое начало в работах П. Тиллиха и соответствует его формулировке "мужество быть". Именно устойчивость позволяет "действовать вопреки" онтологической тревоге в ситуациях трудного жизненного выбора, связанного с переходом от неиз-менности прошлого к неопределенности будущего [16].
До сих пор в психологической науке нет единого мнения по поводу особенностей применения терминов. Однако принято считать, что впервые термин hardiness («выносливость», «устойчивость», «закалённость») пред-ложили в начале 80 х годов ХХ века С. Кобейса и С. Мадди. Под этим термином они подразумевали модель отношений и структуру навыков, ко-торая позволяет преодолевать трудности и превращать их из потенциаль-но травмирующего фактора в возможности, активно сопротивляться им, использовать их для личностного роста и продолжения развития на более высоком уровне, чем ожидалось [27; 29].
В 2000 году Д.А. Леонтьев предложил такой перевод термина hardiness, как «жизнестойкость». При этом hardiness не совпадает с поня-тием «копинг-стратегия». Это не приёмы, алгоритмы действия, а черта личности, установка на выживаемость. И если копинг-стратегии могут принимать непродуктивную форму, то жизнестойкость позволяет справ-ляться с дистрессом эффективно и только в направлении личностного ро-ста. Хотя между копинг-стратегиями и жизнестойкостью действительно выявлена прямая корреляция [9].
Также термин hardiness не совпадает с понятиями resilience (резилент-ность, гибкость, упругость, эластичность) и «жизнеспособность». Этот мо-мент ещё полностью в психологии не прояснён, что может приводить к пу-танице и смешению понятий. Под резилентностью понимают врождённое динамическое свойство личности, лежащее в основе способности преодо-левать стрессы и трудные периоды конструктивным путем. Другими сло-вами, способность «гнуться, но не ломаться» [25].
Одни авторы (И.А. Хоменко, А.И. Лактионова, А.А. Нестерова) при-равнивают резилентность к понятию жизнеспособности, другие рассмат-ривают ее только как компонент жизнеспособности, гибкость при выборе или смене потенциально полезных копинг-стратегий [24].
Также до сих пор нет чёткой единой позиции по степени широты по-нятия «жизнеспособность». Одни исследователи полагают, что жизнеспо-собность – это интегративная система свойств, необходимых для адапта-ции, поэтому данное понятие более широкое и включает в себя жизнестой-кость. Другие исследователи, например А.И. Лактионова, А.А. Нестерова, приравнивают эти понятия, не различают их между собой. Третьи иссле-дователи предостерегают, что если характеризовать жизнестойкость по «нижней границе», т. е. по линии жизнеспособности, то надежды на куль-турное разрешение трудных ситуаций мало [3].
Термин «жизнестойкость» широко используется в организационной психологии, психологии стресса, философии и герменевтике. Особое место он занимает в экзистенциальной психологии как диспозиция, помогающая «снижать и легче переносить онтологическую тревогу, связанную с выбо-ром будущего» [11].
С. Мадди рассматривает жизнестойкость как убеждения человека, позволяющие ему оставаться активным и препятствующие негативным по-следствиям стресса, являясь более важным предиктором совладания, чем оптимизм и религиозность [11].
В конструкте жизнестойкости выделяются три ключевых компонента (аттитюды):
1. Вовлечённость (commitment) – убеждённость в том, что активное участие, включённость в реальную действительность даёт максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. Человек с развитой вовлечённостью получает силы и мотивацию, чтобы действовать, и удо-вольствие от собственной деятельности, реализует себя, чувствует свою значимость, ценность.
2. Контроль (control) – это убеждение в том, что только борьба как выбор собственной стратегии деятельности может повлиять на реальный результат, на последствия, хотя и нет гарантии успеха, и возможности соб-ственного влияния ограничены. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
3. Принятие риска (challenge) – это убеждённость в том, что всё, что происходит, необходимо для развития, поскольку даёт опыт. При этом негативный опыт так же ценен, как и положительный. Противоположность принятия риска – неуверенность, отказ от новых возможностей в пользу безопасности [12].
Чем более выражены эти компоненты, тем ниже внутреннее напряже-ние в стрессовых ситуациях. Это происходит через механизм стойкого со-владания со стрессами и восприятия их как менее значимых. Все три ком-понента дополняют друг друга и вместе помогают снижать и легче перено-сить экзистенциальную тревогу. Развитие этих компонентов – основа пози-тивного мироощущения, повышения качества жизни, понимания препят-ствий в качестве источников дополнительного роста и развития. Эти три компонента демонстрируют дискриминантную валидность [26].
С. Мадди рассматривает влияние жизнестойкости на отношения лич-ности с окружающим миром, на её открытость, доверие, способность ис-пытывать любовь, получать поддержку, интерес, воспринимает жизне-стойкость как трансформационное совладание, включающее в себя процесс творческого преобразования себя и мира вокруг. Поэтому с ним связаны такие базовые ценности, как кооперация, доверие и креативность [11].
Согласно C. Мадди, жизнестойкость базируется не на отрицании стресс-факторов, а на умении признать реальность (свои возможности, ограничения, уязвимость) и мужестве превратить эту ситуацию в преиму-щество. Жизнестойкое совладание принимает форму компенсаторного са-моразвития, по сути гиперкомпенсации [9].
Дальнейшее развитие исследований феномена жизнестойкости в за-рубежной и отечественной науке условно можно разделить на следующие этапы:
1. Этап поиска индивидуальных особенностей, которые могут спо-собствовать развитию жизнестойкости того или иного человека [1].
2. Этап изучения факторов жизнестойкости, представляющейся неким процессом, помогающим справиться с трудностями.
3. Этап исследований влияния внутренних мотивов, стимулирующих людей к самореализации, поиску жизненного смысла и стремлению к гар-монии c самим собой.
При этом феномен жизнестойкости рассматривался на трёх основных уровнях: функционирование психофизиологических процессов; работа психических процессов; личностные образования [3].
Анализ зарубежной научной литературы позволяет выделить следу-ющие направления теоретического осмысления жизнестойкости:
1. Изучение уровня самооценки, самообладания, чувства юмора и других инструментов, способствующих приспособлению и личностному росту во время преодоления трудностей.
2. Изучение факторов риска жизнестойкости у людей группы риска.
3. Изучение личностных черт, обеспечивающих эффективное пре-одоление и достижение успехов, поставленных целей, желаемых результа-тов [3].
Для всех трёх направлений характерно сведение концептуального осмысления жизнестойкости к области повышения результативности, успешности, адаптации личности, преодоления стресса в связи c тяжёлыми жизненными обстоятельствами и экстремальными ситуациями.
Э. ЛаГрека рассматривает жизнестойкость в рамках анализа психо-логических факторов совладания со стрессом, который не получает пра-вильного разрешения и приводит к серьёзным патологическим послед-ствиям для иммунной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. При этом он сосредотачивается на способах снятия стресса [28].
М. Шейер и Ч. Карвер выявили корреляцию между диспозиционным оптимизмом и состоянием здоровья, в частности восстановлением после операции. Аналогично корреляцию жизнестойкости и здоровья (в том числе психического) выявили и другие исследователи [24].
Также существует связь между жизнестойкостью, стрессом и пробле-мами в здоровье в зависимости от гендера (причём мужчины подвержены большему риску) и возраста. Жизнестойкость коррелирует с высоким уровнем здоровья за счёт влияния на метаболизм и выработку холестери-на [24].
Жизнестойкость может воздействовать на ресурсы совладания через чувство самоэффективности, компетентности, высокую когнитивную оцен-ку. Также она коррелирует с наличием опыта преодоления трудностей и сохранения себе верности, чувства собственного достоинства, такими фак-торами раннего прошлого, как семейные стандарты и самовосприятие, вы-сокая толерантность к фрустрации, социальный интерес [24].
Д.А. Леонтьев рассматривает жизнестойкость в фокусе личностного потенциала как черту, которая «отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счёте преодоление личностью самой себя» [9].
М.А. Одинцова анализирует жизнестойкость как альтернативу вик-тимизации: человек с устойчивым стилем совладания характеризуется вы-соким уровнем активности, сосредоточенностью на поиске в себе ресурсов для преодоления трудной жизненной ситуации, отличается реальным взглядом на конкретную трудную жизненную ситуацию, стремится обра-батывать информацию для того, чтобы находить наиболее эффективные способы ее преодоления, характеризуется позитивным восприятием мира, адекватным мировоззрением, пытается изменить отношение к ситуации, когда преодолеть ее невозможно, ориентирован на приобретение опыта, проявляет особую изобретательность в преодолении трудностей [13].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова А.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость лично-сти» в контексте проблематики психологии способностей // Психоло-гия способностей: современное состояние и перспективы исследова-ний: материалы науч. конф. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – С. 16–21.
2. Алифиренко О.В., Уварова Г.Н. Влияние волевой регуляции, само-контроля на жизнестойкость студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – №54. – С. 44–52.
3. Байер Е.А. Реализация новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома // Вестник спортивной науки. – 2012. – №1. – С. 44-52.
4. Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.
5. Кисилева Т.В. Психолого-педагогические условия развития профес-сионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дисс... кан. пс. н. – Курск, 2009. – 185 с.
6. Корнилова Т.В. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса) / Т.В. Корнило-ва, Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С. 108-115.
7. Краева К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационно-го стресса // Вектор науки тольяттинского государственного универ-ситета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.
8. Краснопольская Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза // Вестник БГУ. 2012. №1 (2). С. 150–154.
9. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психо-логии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56–65.
10. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диа-гностика. М.: Смысл, 2011. С. 178–210.
11. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Пси-хол. журн. – 2005. – Т. 26, №6. – С. 87–101.
12. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002. – 539 с.
13. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 296 с.
14. Одинцова М.А. Стресспреодолевающее поведение старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – №2. – С. 191–198.
15. Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бака-лавриата: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Волгоград, 2012. – 21с.
16. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте. Вестник Московского университета. Серия 14. – 2013. – №2. – С. 147–165.
17. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе: моногр. / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
18. Степанов, Ф.Г. Индивидуально-типологические особенности лично-сти и социометрический статус студента в группе // Евразийское научное объединение. – 2015. – №7. – С. 164 – 167.
19. Толочек В.А. Современная психология труда. Учеб. пособие для ву-зов. Питер, 2006. – 462 с.
20. Чухрова М.Г. Анализ жизнестойкости в контексте агрессивности личности / М.Г. Чухрова, О.Е. Митрофанова, Т.А. Филь, С.В. Про-нин, А.А. Александрова // МНКО. – 2018. – №5 (72). – С. 359–362.
21. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
22. Швецова, В.А. Особенности профессионального самосознания со-временных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
23. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 194с.
24. Ярощук И.В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических кон-цепций, эмпирических исследований и методик диагностики // Ученые записки СПбГИПСР. – 2020. – Выпуск 1. Том 33. – С. 50 – 61.
25. Bonanno G.A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underesti-mated the human capacity to thrive after extremely adverse events? // American Psychologist, 2014, 59, pp. 20 – 28.
26. Eschleman K.J., Bowling N.A., Alarcon G.M. A meta-analytic examina-tion of hardiness. International Journal of Stress Management, 2010, 17 (4), pp. 277 – 307.
27. Kobasa S.C. Stressful life events, personality, and health – inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 2011,37 (1), pp. 1 – 11.
28. LaGreca A.J. The Psycho-social factors in surviving stress. Special Issue: Survivorship: The other side of death and dying. Death studies, 1985, 9 (1), pp. 23–36.
29. Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience. American Psychology, 2005, 60 (3), pp. 261 – 262.