Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность организации самостоятельной работы на уроках английского языка в старшей школе обусловлена содержанием выполняемых ею функций. Самостоятельная работа способствует развитию общеобразовательной культуры старшеклассников, определяет творческий характер их мышления, способствует формированию в их сознании гуманистических начал и эстетических ценностей. Основные задачи самостоятельной работы заключаются в совершенствовании устной речи учащихся, пополнении и разнообразии их словарного запаса, в ознакомлении с традициями, особенностями культуры, менталитета, быта страны изучаемого языка.
Практическая значимость самостоятельной работы заключается в том, что она способствует овладению английским языком, расширению кругозора и повышению уровня самообразования старшеклассников.
Объектом данного исследования являются особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка в старшей школе. Предмет исследования – практические аспекты организации домашнего чтения старшеклассников как основного вида самостоятельной работы на уроках английского языка.
Цель исследования – анализ особенностей организации самостоятельной работы на уроках английского языка в старшей школе, разработка методики организации одного из основных видов самостоятельной работы. Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) рассмотреть психологические особенности обучающихся в старшей школе и основные направления работы педагогов в плане совершенствования методики преподавания иностранного языка в соответствии с данными особенностями;
2) проанализировать сущность и виды самостоятельной работы на старшем уровне обучения иностранному языку;
3) проанализировать методические аспекты организации самостоятельной работы на уроках английского языка в старшей школе;
4) разработать комплекс упражнений для домашнего чтения как одного из видов самостоятельной работы старшеклассников на уроках английского языка;
5) сформулировать методические рекомендации по организации домашнего чтения как одного из видов самостоятельной работы на уроках английского языка в старшей школе.
Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении теории и методики преподавания иностранных языков на лингвистических отделениях вузов.
Методологическую основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей: Г.И. Абдиевой, И.А. Зимней, З.А. Киселевой, Н.Ю. Колесниковой и др.
Материалом для исследования послужили тексты художественных произведений англоязычной литературы.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ; контекстуальный анализ; классификация; анализ полученных данных.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и источников цитат. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы, во второй главе – методические аспекты организации самостоятельной работы на уроках английского языка в старшей школе. В третьей главе предложен комплекс упражнений, связанный с организацией конкретного вида самостоятельной работы – домашнего чтения и представлены методические рекомендации по его реализации. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы. Список использованной литературы включает 30 наименований, из которых 6 – на английском языке.
Глава 1 Теоретические основы организации домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе
1.1 Психологические особенности обучающихся в старшей школе
Старший школьный возраст соответствует возрасту учеников 10-11-го класса школы. Исследованию психологических особенностей данного периода жизни, получившего название периода ранней юности, посвящены многие труды как отечественных, так и зарубежных авторов. Данный период, как отмечает J.P. Hill, имеет свою специфику – «specific age characteristics of teenagers» [Hill 1987: 42].
Период ранней юности характеризуется полной перестройкой, как физиологических, так и психологических процессов. Происходящее при этом усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга может повлечь нарушение нормальной деятельности нервной системы. Данным нарушениям также способствуют и нарушения режима дня, и неправильное питание, и вредные привычки, и другие негативные факторы.
К ученику старших классов и родители, и школа предъявляют уже более высокие требования. Столкновение с данной реальностью нередко связано с проблемами. Так, по мнению D Elkind, the so-called «blurred identity» in teenagers indicates a low level of self-awareness or contradictory character, which leads to the uncertainty of their own «one’s self-concept» of boys and girls and causes inefficiency of development or «underachievement» [Elkind 1967: 18].
Г.И. Абдиева подчеркивает, что для юношеского возраста характерен особый интерес к своему внутреннему миру. Для старшеклассника крайне важным становится самоуважение, принятие самого себя. При этом у личности развивается активный «локус контроля» [Абдиева 2021: 26].
Важной психологической характеристикой старшего школьного возраста является и овладение способностью управлять своими познавательными процессами, к которым относятся восприятие, память, воображение, мышление. Как отмечает И.А. Зимняя, в старшем школьном возрасте преобладает произвольная память, а непроизвольная память тесно связывается с познавательно-профессиональными интересами [Зимняя 2003: 22]. J.М. Baldwin также отмечает, что «youth is focused on the professional development» [Baldwin 1996: 14].
Психологические особенности старшеклассников определяют специфику их учебной деятельности. В старшей школе весьма распространены уроки типа лекций, самостоятельное выполнение практических работ, написание рефератов.
Урок-лекция в школе имеет много достоинств. Например, исследователи Н.М. Колычев, В.В. Семченко, Г.Г. Левкин отмечают экономичность данного способа обучения, эффективность по степени усвоения, по возможности воздействовать на весь класс [Колычев, Семченко, Левкин 2015: 99]. Однако лекция не лишена и недостатков. По мнению Г.Ю. Ксензовой, отсутствие взаимодействия между учащимися и учителем снижает интерес, порождает усталость учащихся. Поэтому в состав лекции должны быть включены элементы дискуссии, тестирования, творческие задания [Ксензова 2000: 101].
Применительно к урокам иностранного языка Н.Ю. Пахомова предлагает разнообразить структуру традиционных уроков за счет включения музыкальных минуток, кинофрагментов и их обсуждения [Пахомова 2016: 4-5].
Характерной особенностью юношеского возраста является то, что старшеклассники уделяют особое внимание практической направленности предмета, в том числе, и иностранного языка. L.C. Chassin и R.D. Young подчеркивают, что «adolescence is a period of professional self-determination» [Chassin и R.D. Young 1981: 614]. R. Jessor определяет данный период как «a period of personal development» [Chassin, Young 1993: 120]. K. Keniston подчеркивает, что «youth is a period of quantitative dynamics of social roles» [Keniston 1975: 81].
В связи с вышеизложенным, для учителя иностранного языка крайне важно рассказать о возможных сферах применения старшеклассниками полученных знаний. Это можно осуществить посредством умелого составления заданий, предполагающих заполнение различных бланков, анкет на иностранном языке, а также посредством организации практических диалогов.
По мнению Н.Ю. Колесниковой, ознакомление учащихся с художественной литературой страны изучаемого языка преследует не только цели эстетического и духовного развития, но и практические, профессиональные цели [Колесникова 2015: 1
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдиева Г.И. Юношеский возраст как период личностно-профессионального самоопределения и становления / Г.И. Абдиева // GLOBUS. – 2021. – Т.7. №2(59). – С.26-28.
2. Агиенко JI.A. Подтекст в современной английской драме / Л.А. Агиенко // Изучение стиля художественного текста. – Смоленск, 1987. – 205 с.
3. Адамчук Т.В. Стилистические приемы в англоязычном художественном тексте как средство обучения коммуникативной грамматике учащихся старших классов / Т. В. Адамчук, Т. В. Ерочкина // Научное обозрение: электрон. журн. – 2017. – № 4. – С.1-8.
4. Алиева А.Э. Способы мотивации к чтению в обучении английскому языку / А.Э. Алиева // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 736-738.
5. Баранова Н.А., Ожигина Н.С. Особенности организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе / Н.А. Баранова, Н.С. Ожигина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S12. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76139.htm.
6. Бобылева Т.В. Анализ переводов названия романа Дж. Остин «Sense and Sensibility» на русский язык / Т.В. Бобылева // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2018. – Т.16. – № 3. – С.116-125.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.22-23.
8. Киселева З.А. Творческий подход к домашнему чтению в обучении иностранному языку в вузе / З.А. Киселева // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2017. – Том 6. № 23. – С.38-45.
9. Колесникова Н.Ю. Важность аспекта «домашнее чтение» при подготовке переводчиков в сфере юриспруденции / Н.Ю. Колесникова // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2015. – №11. – С.120-131.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь /Г.М. Коджаспирова, А.Ю Коджаспиров. – Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2005. – 418 с.
11. Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В. Лекция о лекции: учебное пособие / Н.М. Колычев, В.В. Семченко, Г.Г. Левкин. – 4-е изд., испр. и доп. – Омск. – 2015. – 115 с.
12. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 308 с.
13. Леонтьев А.А. Внеязыковая обусловленность речевого акта и некоторые вопросы обучения иностранным языкам / А.А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. – 1968. – № 2. – С. 29-37.
14. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся / Р.М. Михельсон. – М.: Учпедгиз,1993. – 176 с.
15. Миронова В.Е. Поэтика русских переводов детективного рассказа «The Adventure of the Speckled Band» А. Конан Дойла / В.Е. Миронова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2018. том 10. выпуск 1. – С.125-133.
16. Моэм У. Сомерсет Искусство слова: о себе и других. Литературные очерки и портреты/ У. Моэм. - М.: Художественная литература, 1989. – 424 с.
17. Пахомова Н.Ю. Учет психологических особенностей старшего школьного возраста как способ повышения мотивации к изучению английского языка / Н.Ю. Пахомова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С.2-5.
18. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 389 с.
19. Раюшкина М. Е., Белогорцева И. Е. Особенности обучения пониманию эксплицитной и имплицитной информации при работе с аутентичным текстом в старших классах филологического профиля (на примере новеллы О Генри «Дары волхвов» / М.Е. Раюшкина, И.Е. Белогорцева // Наука и образование сегодня. – 2015. – № 1 (1). – С. 62-65.
20. Рогозинский В. М. Азбука педагогического труда / В.М. Рогозинский. – М.: Просвещение, 1986. – 234 с.
21. Срода Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении / Р.Б. Срода. – М.: Академия, 1999. – 203 с.
22. Стрекалова М.Д. Методика преподавания аспекта «домашнее чтение» на младших курсах языкового вуза: автореф. дисс……канд. пед. наук. – 13.00.02. – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2008. – 26 с.
23. Тельминова М.С. Совершенствование навыков аудирования учащихся старших классов посредством звучащего текста к англоязычному художественному произведению / М.С. Тельминова // Научное обозрение: электрон. журн. – 2018. – № 3. – С. 1-10.
24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. / сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский; Акад. пед. наук РСФСР, Институт теории и истории педагогики. – М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948–1952.
25. Baldwin J. М. Mental development in the child and the race: Methods and processes (3-rd ed.). – New York: Macmillan, 1996. – 205 p.
26. Chassin L. C., Young R. D. Salient Self-Conceptions in Normal and Deviant Adolescents // Adolescence.–1981. –16. – 612-620 pp.
27. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development, 1967. – 31. – 12-32 pp.
28. Hill J. P. Research on adolescents and their families past and present // New Directions for Child Development. – 1987. – 25. – 41-44 pp.
29. Jessor R. Successful adolescent among youth in high-risk settings // American Psychologist. – 1993. – 48(2). – pp. 117-126.
30. Keniston K. Youth as a stage of life. In R. J. Havighurst and P. H. Dreyer (Eds.), Youth: The 74-th yearbook of the NSSE. – Chicago: University of Chicago Press, 1975. – 408 p.
Список источников цитат:
1. Austen J. Sense and Sensi¬bility / J. Austen. English (original). 2018. – 352 p.
2. Defoe D. Life and Adventures of Robinson Crusoe / D. Defoe. English (original). 2016. – 403 p.
3. Doyle A. C. The Adventure of the Speckled Band / A. C. Doyle // The Adventures of Sherlock Holmes. English (original). 2018. – 349 p.
4. Christie А. Murder is Easy / А. Christie // Selected works. English (original). 1994. – 623 p.
5. Christie А. Sad Cypress / А. Christie // Selected works. English (original). 1994. – 623 p.
6. Christie А. The Mirror Crack'd from Side to Side / А. Christie // Selected works. English (original). 1994. – 623 p.
7. Christie А. Why Didn’t They Ask Evans? / А. Christie // Selected works. English (original). 1994. – 623 p.
8. Orwell G. Animal Farm / G. Orwell. English (original). 2015. – 47 p.
9. Maugham W. S. Theatre. – СПб: Каро, 2009. – 304 р.
10. Shakespeare W. The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark / W. Shakespeare. English (original). 2017. – 271 p.
11. Shakespeare W. King Lear / W. Shakespeare. English (original). 2017. – 271 p.