Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все компании, находящиеся в условиях высокой конкуренции и быстро меняющейся ситуации, должны не только обращать внимание на внутреннее положение компании, но и формулировать долгосрочную стратегию выживания, чтобы они могли идти в ногу с изменениями, происходящими в окружающей среде.
В прошлом люди думали, что у больших игроков больше шансов выиграть игру, чем у маленьких, но теперь становится все более очевидным, что более быстрые получают преимущество в игре. Ускорение изменений окружающей среды, появление новых требований и изменение статуса потребителя, усиление конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых и часто совершенно неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей позволяет молниеносно распространять и получать информацию, широкое использование современные технологии, изменения в роли человеческих ресурсов и другие факторы привели к резкому повышению значимости стратегического управления.
Задача стратегического управления состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие организации с окружающей средой, которое позволит ей поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, тем самым давая ей возможность выживать в течение длительного времени.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического управления посвящено немало исследований. Огромный вклад в становление и развитие стратегического менеджмента внесли И. Ансофф, М. Портер, А. Томпсон, О. Виханский, Р. Фатхутдинов и другие. Вместе с тем теория и методология стратегического управления изучается все больше и больше в силу своей актуальности на современном этапе.
Объект исследования – ЗАО «Агрофирма Павловская Нива».
Предмет исследования – разработка стратегии развития предприятия.
Цель исследования – рассмотреть разработку стратегического управленческого решения.
Задачи исследования:
раскрыть понятие и сущность стратегического управленческого решения;
определить содержание стратегического управленческого решения;
охарактеризовать особенности и правила реализации стратегического управленческого решения;
дать общую экономическую характеристику предприятия ЗАО «Агрофирма Павловская Нива»;
проанализировать разработку стратегии развития аграрного бизнеса;
предложить рекомендации по совершенствованию процесса управления реализацией стратегии.
Методологическую основу исследования в курсовой работе составила
система методов, включающая в себя общенаучные средства (системный, структурно-функциональный, логический, монографический методы).
При написании работы были использованы аналитический, статистический, экономический, экспертный, сравнительный методы исследования, а также моделирование.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность стратегического управленческого решения
Концепция стратегического управления появилась в деловой практике в 1960-х и 1970-х годах. Стратегический подход означает долгосрочное управление предприятием. Это позволяет компаниям успешно работать в сложной, многокомпонентной и быстро меняющейся конкурентной среде. Когда условия ведения бизнеса в рыночной экономике начали меняться (начало 1950-х годов), необходимо было проводить различие между стратегией, эксплуатацией и регулирующим управлением, то есть когда только долгосрочного бюджетного планирования и производственного контроля стало недостаточно для ведения бизнеса. Конкуренция больше не позволяет нам предполагать стабильную внешнюю среду для нашей компании, и нам необходимо формулировать стратегии. Обострение конкуренции стало условием перехода от военного термина «стратегия» к экономике. Суть перехода к стратегическому управлению заключается в переносе акцента с внутренней среды предприятия на внешнюю среду, чтобы своевременно и адекватно реагировать на происходящие там изменения. Стратегия была сформулирована и реализована на самом высоком управленческом уровне [19, с. 113].
Принятие стратегических управленческих решений - это детализированная модель реальных изменений. Это система принятия управленческих решений, иерархически связанная структурой управления системы и функционально связанная целями ее развития. Проект можно рассматривать как систему будущей деятельности, направленной на достижение целей, то есть стратегических управленческих решений.
Принятие стратегических решений - это принятие управленческих решений (УР), которое обладает следующими характеристиками - это долгосрочное развитие, то есть ориентация на будущее, и является основой принятия оперативных решений и стратегии, связанных с основными неопределенностями, поскольку они учитывают неконтролируемые факторы внутренняя и внешняя среда компании - требует участия большого количества ресурсов - инвестиций, рабочей силы, материалов - являются инновационными. Разные авторы по-разному трактуют раскрытие природы стратегического анализа. Большинство из них рассматривают процесс стратегического анализа в сочетании с процессом стратегического планирования. Некоторые люди считают, что процесс стратегического анализа производится путем изучения результатов внутренней и внешней среды организации.
Его цель - помочь организации воспользоваться своими сильными сторонами и свести к минимуму слабые, воспользоваться открывающимися возможностями и защитить себя от предстоящих опасностей. Другие авторы рассматривают процесс стратегического планирования и стратегического анализа как процесс формулирования процедур и операций, необходимых для достижения будущего. Они различают долгосрочное планирование (считающееся реактивным по своей природе) и стратегическое планирование (позволяющее организациям создавать свое собственное будущее) [23, с. 116].
Другие не делают особого акцента на стратегическом анализе, но используют стратегическое планирование как процесс обновления и трансформации организации. Стратегическое планирование предоставляет организации инструмент для адаптации ее услуг и деятельности к меняющимся потребностям окружающей среды.
Ансофф И. отождествляет процессы стратегического анализа и формулирования стратегии, не затрагивая вопросы оценки эффективности реализуемых стратегий. Как отмечал И. Ансофф, принятие стратегических решений направлено на решение проблемы выбора товаров и рынков, которые оптимизируют отдачу компании от инвестиций, то есть, другими словами, инвестируя в будущее компании, она в конечном итоге получит
Томпсон А.А. и Стрикленд А.Дж. концепция «стратегического анализа» рассматривается довольно широко, подчеркивая, что стратегическое мышление и стратегический анализ приводят к правильному стратегическому выбору, предоставляя разумные альтернативы и ключевые критерии выбора. Фред Р.Дэвид определил процедуры анализа, такие как внешний и внутренний аудиты, в модели стратегического управления на этапе стратегического развития, целью которого является определение параметров, требуемых компанией, и стратегии развития компании.
1. Стратегический анализ - это метод реализации системных и ситуационных методов при изучении различных факторов, влияющих на процесс стратегического управления, говорит В.А. Винокуров. Задача стратегического анализа состоит в том, чтобы составить содержательное и формальное описание объекта исследования, определить характеристики, закономерности и тенденции развития, а также определить метод управления этой целью. Стратегический анализ - это средство преобразования базы данных, полученной по результатам анализа окружающей среды, в стратегический план организации [9, с. 78].
Е.А. Уткин подчеркивается, что в процессе стратегического анализа руководство организации стремится выбрать один из возможных стратегических вариантов – вариант, который наилучшим образом соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности [23, с.117].
Хасси Д. анализ в системе стратегического управления рассматривается как средство оценки и мониторинга выполнения стратегического плана. В то же время он отметил, что этот процесс должен быть непрерывным и начинаться со «стратегии формулирования стратегии». «Стратегический анализ должен проводиться одновременно с формулированием процесса планирования и подготовкой соответствующих документов [17, с. 253].
Хасси Д. считает, что стратегический анализ является одним из элементов неспособности Организации достичь долгосрочного стратегического успеха. В то же время подчеркиваются следующие аналитические шаги: формулирование проблемы, оценка стратегических вариантов, разработка стратегической реализации и переоценка вариантов с учетом достигнутых результатов [4, с. 59].
2. На современном этапе понятие «управление качеством» все больше связывается с перспективным управлением организационной деятельностью, основанным на перспективных научных методах, использовании новых форм и методов ведения бизнеса и динамичных условиях внешней рыночной среды. Стратегический анализ - это новое научное направление, имеющее прикладной характер. Его целью является полное формальное и систематическое отражение стратегических финансовых, экономических и других бизнес-целей, которые помогают максимизировать рыночную стоимость организации на основе всестороннего изучения текущего и будущего характера воздействия внутренних и внешних факторов об эффективности своей деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 19 декабря.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Феде-ральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 270с.
4. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р.И. Акмаева – М.: Русайнс, 2020. – 256 с.
5. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.
6. Джуха, В.М. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В.М. Джуха, Н.П. Жуковская, А.Н. Кокин, И.С. Штапова – КноРус, 2019 – 282с.
7. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 375 с.
8. Калашникова, И.А. Проблемы формирования стратегии развития предприятия / И.А. Калашникова // ЭКОНОМИНФО. – 2019. – №1. – С. 11-16.
9. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.
10. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 361 с.
11. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 176 с.
12. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений : справочное пособие / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
13. Нуралиев, С. У. Маркетинг: учебник / С.У. Нуралиев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 305 с.
14. Казаков, С. П. Сбытовая политика фирмы / С.П. Казаков // Маркетинг: учебник по направлению подготовки «Менеджмент». - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРАМ, 2018. - 47 с.
15. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
16. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 447 с.
17. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 481 с.
18. Рыжих, В. Н. Проведение стратегических организационных изменений как один из путей преодоления кризиса / В. Н. Рыжих, И. Ю. Федулова // Актуальные проблемы экономики, менеджмента, права и информационных технологий: теория и практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова». – Воронеж, 2021. – С. 160–163.
19. Сабетова, Т.В. Особенности воздействия внешних и внутренних факторов на сбытовую деятельность аграрных предприятий / Т.В.Сабетова // Аграрная наука - сельскому хозяйству. Сборник материалов XIV Международной научно-практическая конференции. В 2-х книгах. - 2019. - С. 113-114.
20. Сабетова, Т.В. Проблемы внедрения логистического подхода в аграрном секторе экономики / Т.В.Сабетова // Инженерное обеспечение в реализации социальноэкономических и экологических программ АПК. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева. - Курган, 2020. - С. 415-418.
21. Управление снабжением и сбытоморганизации: учебник / Г.Д. Антонов [и др.]– М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
22. Федулова, И.Ю. Аспекты стратегического управления сельскохозяйственным предприятием / И. Ю. Федулова // Экономика, управление, образование: история, исследования, перспективы : сборник статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ОГАПОУ «Алексеевский колледж». – 2018. – С. 145–148.
23. Федулова, И. Ю. Особенности стратегического управления в АПК / И. Ю. Федулова // Управление инновационным развитием аграрного сервиса России : материалы национальной научно-практической конференции. – 2020. – С. 116–122.
24. Шаруба, Н.А. Сбытовая деятельность предприятия: особенности управления / Н.А. Шаруба, Т.Н. Чернышова // Проблемы и перспективы в международном трансфере инновационных технологий. - Стерлитамак: АМИ, 2019. – С. 146-148.
25. ЗАО «Агрофирма Павловская нива» [Электронный ресурс]. – URL: https://xn----7sbabhac1cpi0ahj7azr.xn--p1ai/company/history/ (дата обращения: 18.12.2022).
26. Социально-психологические методы управления персоналом: Центр управления финансами [Электронный ресурс]. – URL: http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Socialno-psihologicheskie-metody-upravleniya.php (дата обращения: 18.12.2022).
27. Федорова Н.В. «Управление персоналом». Библиотека АФ КНИТУ-КАИ [Электронный ресурс]. – URL: http://alf-kai.ru/.(дата обращения: 18.12.2022).
28. Шаповалов М.Н. Методы управления персоналом [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hrm.ru. /db/hrm/vid/km/code/type/article.html (дата обращения: 18.12.2022).