Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Государственное управление — это деятельность государственных органов власти и их должностных лиц, связанная с практическим воплощением разработанного на основании соответствующих процессов политического курса.
Деятельность по управлению государством по традиции противопоставляется политической деятельности, а также формированию политического курса.
В условиях современности важнейшую роль получает проблема повышения эффективности управления государством.
Все цивилизованные страны в современном мире, вне зависимости от их естественных отличий, сходятся во мнении, что достичь стабильности и достойного уровня жизни каждого члена общества можно только за счет рациональной и эффективной организации управления данным обществом.
Государственное управление представляет из себя целенаправленное и сознательное влияние на общество в качестве системы по осуществлению государственной власти, т.е. его функций, целей и задач. Данное воздействие подлежит осуществлению распорядительной и исполнительной деятельностью органов государства, в основании которых заложена профессиональная деятельность, связанная с осуществлением полномочий данных органов, т.е. государственная служба.
Концептуальная основа функционирования системы органов исполнительной власти закладывается в конституциях современных государств. Исполнительная власть определяется как институт государственной власти, обеспечивающий исполнение законов на всей территории государства, управление государственной собственностью, регулирование деятельности рыночных институтов, безопасность общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с государственным управлением и исполнительной властью.
Предмет исследования – особенности государственного управления и исполнительной власти.
Цель данной работы – комплексное исследование государственного управления и исполнительной власти: понятия, содержания, соотношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, признаки и функции государственного управления;
2) изучить виды государственного управления;
3) исследовать формы государственного управления;
4) рассмотреть основные признаки и понятия исполнительной власти, а также функции и принципы органов исполнительной власти;
5) исследовать правовой статус и систему органов исполнительной власти;
6) изучить особенности административно-правового положения иных органов государственного управления.
Методологическую основу исследования формируют общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования следует отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. К частнонаучным методам исследования следует отнести, в первую очередь, формально-юридический метод. Также были применены метод историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1.Общая характеристика государственного управления
1.1.Понятие, признаки и функции государственного управления
В качестве разновидности управления в социальной сфере государственное управление осуществляет организацию совместной деятельности разных людей и обеспечивает управление данной совместной деятельностью посредством органов аппарата государства и служащих государства по выполнению некоторых функций: сбору и переработке информации; планированию и прогнозированию в научной сфере; образованию органов государства и организации их непосредственной деятельности; учету и контролю, в том числе и ведение статистики.
Следовательно, государственное управление – это:
1) управление государственными делами;
2) основанная на действующем законодательстве и осуществляемая для исполнения законов непрерывная, полновластная, повседневная и постоянная деятельности государственных органов и государственных служащих;
3) одна из разновидностей деятельности государства (наравне с судебной и законодательной, однако в отличие от них управление государством является непрерывным процессом).
Важный признак управления государства – это практическая организация осуществления государственных функций, проведение в жизнь отечественных законов. В связи с этим управление государством выступает в качестве исполнительной деятельности, использует вместе с тем от государственного имени распорядительство как по организации любой совместной деятельности людей, так и используя в случае необходимости меры принуждения со стороны государства .
Таким образом, управление государством – это деятельности исполнительно-распорядительного характера, которая осуществляется с применением метода подчинения и власти. Ему характерны следующие отличительные особенности.
1.Управление существует там, где имеется совместная человеческая деятельность.
2.Управление образует целенаправленную, сознательную взаимную деятельность людей.
3.Управление достигает собственных целей при помощи организации, то есть объединения, координации и согласования поведения и действий людей.
4.Управление тем самым обеспечивает общие для взаимной деятельности людей функции, выполняя согласованность между действиями индивидуального характера.
5.Управление осуществляется на основе подчинения участников взаимной деятельности единой воле, нежели достигается соответствие и единообразие поставленным целям и задачам данной деятельности.
6.Управление происходит в организационных правоотношениях .
Требования к управлению следует рассматривать в качестве критериев оценки субъекта, который включает в себя:
1. Взаимосвязь каждого из имеющихся звеньев.
2. Структурный подход – способность управляющего логично мыслить и выстраивать цепочку.
3. Учет отрицательных последствий. Чем выше управленческий уровень, тем более дальние последствия подлежат учету.
4. Компетентность, грамотность (наличие познаний в определенной сфере, специальная и профессиональная грамотность).
5. Натуральность – управление должно являться комфортным как для самого управляющего, так и для управляемого (грамотность, управленческая этика).
6. Синтетичность - руководитель должен иметь специальные познания в той сфере, в которой функционирует эта организация.
Функция управления – это определенное направление управляющего воздействия управления государства на сам объект управления. Функции управления обладают определенным содержанием и осуществляются при помощи определенных форм и способов управления (к примеру, механизмы принудительного характера, издание актов управления правового характера, которые подчиняют воздействие).
Наравне с функциями управления государства принято выделять функции органов управления государства, а также функции по управлению всех государственных органов. Данные функции обладают рядом похожих признаков (к примеру, по объекту и субъекту управления).
Одним из самых важных вопросов является нормативное установление функций управления государства в функциях органов управления государства, то есть последние должны обладать некоторой компетенцией на нормативном уровне, обеспечивая качественное исполнение функций управления государством.
В самом общем виде государственные функции и функции его органов – это базовые направления государственной деятельности, которые обеспечивают его благосостояния в социальной сфере, гарантируют реализацию прав, свобод и законных интересов гражданина, эффективное и стабильное общественное и государственное управление .
Функции управления государством обусловлены некоторыми объективными закономерностями. Содержание каждой из функций определяется целями и спецификой объекта управления государства, которые стоят перед государством, и включает определенное направление организационно-юридического воздействия органа управления государства на определенные объекты управления.
Основные функции государственного управления – это типичные, всеобщие функции, которые обладают специальной направленностью виды взаимодействия между управленческими объектами и субъектами, которые типичны для всех связей в управлении и обеспечивают достижение упорядоченности и согласованности в области управления государством.
К базовым функциям управления государства следует отнести:
1. Обеспечение деятельности органов государства в информационной сфере, то есть сбор, получение, переработку, анализ информации, который необходим для того, чтобы осуществить государственную деятельность управленческого характера. На теоретическом уровне это именуется информационным обеспечением управления.
2. Моделирование и прогнозирование развития структуры управления государства, органов государства, стандартов управления государства. Прогнозирование – это предвидение преобразований в развитии и структуре определенных событий либо процессов в структуре деятельности государства, в органах государства на основании полученных данных , опыта практической деятельности, достижений теоретического анализа в научной деятельности.
3. Планирование – это определение темпов, направлений, пропорций, качественных и количественных показателей развития тех либо других процессов в структуре управления государства и, в частности, реализации функций государства (социальных, военных, культурных, оборонных, экономических, борьбы с преступностью и коррупцией в структуре государственной службы и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 251, 09.11.2020
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) // Российская газета, N 206, 19.10.1999
4. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.10.2022) О структуре федеральных органов исполнительной власти // Собрание законодательства РФ, 27.01.2020, N 4, ст. 346.
Научная и учебная литература:
5. Административное право России: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. И. Стахов [и др.] ; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 481 с.
6. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 576 с.
7. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
8. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 175 с.
9. Андриенко И.Р., Семина Л.А. Формы и методы государственного управления // Журнал «Актуальные исследования». - 2021. - № 18 (45). - С. 52-55.
10. Бондарева В.О., Новикова И.В. Понятие государственного управления // Наука. Образование. Инновации. Сборник научных статей. - 2020. - С. 27-30.
11. Вовк Е.А. Понятие и признаки исполнительной власти в России // Журнал «Аллея науки». - 2020. - Т. 1. - № 9 (48).- С. 402-405.
12. Жукова С.М. К вопросу о принципах организации и функционирования органов исполнительной власти // Журнал «Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии». -2018. - № 35. - С. 15-19.
12. Зубкова Я.А., Кошокова С.Я. Формы и методы государственного управления в Российской Федерации // Журнал «Научные исследования XXI века». - 2021. - № 3 (11). - С. 143-146.
13. Иванова В.В. Формирование системы органов исполнительной власти РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020.- № 44 (334). - С. 214-217.
14. Климовская М. К. Исполнительная власть в субъектах РФ // Журнал «Достижения науки и образования». – 2018. – С. 119-121
15. Константинов Д.Г. Понятие, принципы и содержание государственного управления // Журнал «Молодой ученый». - 2019. - № 34 (272). - С. 161-163.
16. Лусегенова З.С. О современных формах государственного управления // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 2 (153). - С. 132-133.
17. Лутенко Е.В. Система органов исполнительной власти в РФ // Журнал «NovaUm.Ru. - 2020.- № 28. - С. 248-250.
18. Макарейко Н. В. Административное право: учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. –С. 127-129
19. Маржохов Т.Х. Органы исполнительной власти: понятие и признаки // Журнал «Вопросы устойчивого развития общества». - 2020. - № 9. - С. 341-345.
20. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / М.Н. Марченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2019. - 784 с.
21. Миронов А. Н. Административное право: учебник / А.Н. Миронов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 320 с.
22. Попова, Н. Ф. Административное право : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.
23. Прищепа Д.А. Функции государственного управления // Журнал «Закон и право». - 2021. - С. 355-358.
24. Пучкова М. В. Формы государственного управления: понятие и их общие признаки // Журнал «Труды Института государства и права Российской академии наук».- 2017.- С.18-19
25. Рожанская А.С. Виды и уровни государственного управления // Журнал «Закон и право». - 2019. - С. 426-429.
26. Скворцова А. П., Коняхина Т. Я., Гусева С. Г. О системе органов исполнительной власти в РФ // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2018. – С. 73-74
27. Спиридонов П. Е. Современные вопросы развития системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Журнал «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина». – 2019. – С. 98-100
28. Федорова С.В. Функции государственного управления // Актуальные проблемы и перспективы инновационного развития. Сборник научных статей. - 2018. - С. 165-171.
29. Фиалковская И. Д. Теоретические подходы к определению системы форм и методов государственного управления // Журнал «ДНК права». – 2018. – С. 94-95
30. Хвалыбова А.А. Исполнительная власть: понятие и системно-функциональная характеристика // Журнал «Молодой ученый». - 2019. - № 22 (260). - С. 372-374.
31. Щеглова Е.С. Исполнительная власть в РФ: понятие, функции, структура // Журнал «Аллея науки». - 2021.- Т. 1. - № 3 (54). - С. 324-329.