Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы объясняется тем, что в условиях введения огромного количества санкций стал еще более насущным вопрос недопущения манипуляций с таможенной стоимостью со стороны участников внешнеэкономической деятельности.
В число основных задач таможенных органов входит обеспечение экономической безопасности государства. Одной из основных функций Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России) является фискальная, поскольку таможенные платежи имеют значительную долю в пополнении федерального бюджета страны. Так как таможенная стоимость является базой для определения ставок для расчёта таможенных платежей, ее определение и контроль являются приоритетными задачами таможенных органов.
Поддержка экспортеров, в том числе и информационная, является стратегической задачей, которая становится особенно актуальной в последнее время. Участникам ВЭД важно знать порядок таможенного регулирования экспорта, в том числе, и вопросы определения таможенной стоимости при экспорте товаров. Такие знания необходимы в том числе в связи с тем, на базе таможенной стоимости рассчитывается общий размер таможенных платежей, на основе чего в дальнейшем определяется необходимость экспорта продукции. Это свидетельствует о целесообразности осуществления планового расчета таможенной стоимости еще на стадии закупки. Кроме того, таможенная стоимость определяется экспортёром самостоятельно, что требует знаний особенностей ее расчета.
Цель работы – рассмотреть процедуру применения ввозной таможенной пошлины.
Задачи, решаемые для реализации поставленной цели:
изучить понятие ввозной таможенной пошлины;
выявить место ввозной таможенной пошлины в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
раскрыть понятие таможенной стоимости;
охарактеризовать таможенную стоимость как элемент системы налогообложения и таможенной пошлины, ее значение в таможенном деле;
выявить проблемные вопросы современности, связанные с методологией определения таможенной пошлины.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие по поводу таможенной стоимости.
Предмет исследования – законодательные акты и нормативные документы, различные научные публикации по исследуемой тематике, справочные и информационные издания периодическая печать и электронные ресурсы.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно–правовой методы.
Структура работы: она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические основы процедуры применения ввозной таможенной пошлины
1.1. Понятие ввозной таможенной пошлины
Таможенные платежи представляют собой одно из условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Ключевую роль в торгово-экономических отношениях участников Союза с внешним миром играет Единый таможенный тариф (ЕТТ) [1].
Ввозная пошлина — это платеж, который надо уплачивать в таможенные органы, когда товар попадет на территорию страны. Она служит для того, чтобы российский рынок был защищен от иностранных конкурентов.
В научной литературе сложились следующие подходы к определению понятия таможенного тарифа.
Во-первых, с формальной точки зрения, таможенный тариф рассматривается как систематизированный определенным образом перечень, (или номенклатура), ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу.
Также в более узком смысле понятие таможенного тарифа (особенно в англоязычной литературе) определяется как синоним таможенной пошлины либо на определенный товар, либо на класс товаров или как конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны как условие такого перемещения [5, с. 37].
Во-вторых, с законодательной точки зрения, таможенный тариф понимается в качестве законодательного акта, задающего условия перемещения товаров через таможенную границу при импорте на таможенную территорию страны и экспорте с такой территории, а именно:
1) ставки таможенных пошлин, подлежащих уплате в пользу государства, на определенные товары в форме перечня или номенклатуры товаров со ставками пошлин (выраженными либо в абсолютных денежных суммах, либо как процент от таможенной стоимости товара);
2) принцип, в соответствии с которыми они применяются и взимаются.
В-третьих, с макроэкономической точки зрения таможенный тариф рассматривается как инструмент или мера экономической (фискальной, торговой) политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи и взаимодействии с мировым рынком, направленного на обложение товаров пошлинами и обеспечение экономической безопасности национальных экономических субъектов как внутри страны, так и на мировых рынках, то есть как инструмент контроля промышленной и коммерческой жизни страны в ее взаимосвязи с коммерческой и промышленной жизнью других стран.
Таможенный тариф – это эффективный инструмент, способствующий достижению целей торговой политики и позволяющий систематизировать единую номенклатуру товарной продукции, облагаемой пошлинами как на экспорт, так и на импорт [11, с. 58].
Раскрывая базовое понятие и определяя, что представляет собой таможенный тариф в России, можно сформулировать обобщенную характеристику следующего вида:
1. Существует общий перечень товарной продукции, с которой взимается пошлина.
2. В качестве наименования для данного списка используется термин «номенклатура».
3. Со структурной точки зрения – это систематизированная по группам классификация.
4. Реестр применяется как базис для расчета тарифных показателей.
5. В ходе определения суммы налогового сбора учитываются различные факторы.
Таким образом, ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) рассматривается как типовой классификатор, в котором собраны и рассортированы по группам всевозможные виды товаров, и для каждого из них предусмотрено отдельное значение, а в особых случаях – сразу несколько величин номенклатурных показателей, применяемых в зависимости от специфики торговой операции. Импортный и экспортный таможенный тариф содержит ставки ввозных пошлин, строится на основе многофакторной модели, и является руководством к действию, за счет которого сотрудники уполномоченных служб реализуют принципы налогообложения [14, с. 121].
Таможенный тариф является инструментом поддержки отечественных производителей, защищающим внутренний рынок от переизбытка товаров и демпинга, нередко практикуемого крупными корпорациями, обладающими достаточным спектром финансовых и технических возможностей.
Таможенный тариф на экспорт ограничивает вывоз, мотивируя бизнес в равной степени ориентироваться не только на зарубежный, но и на российский сегмент.
Элементами таможенного тарифа являются пошлины, регулирующая система, а также стоимость товарной продукции, для определения которой применяются различные методики. При этом порядок формирования ставок налогообложения учитывает ранее упомянутые факторы преференций и привилегий, предоставляемых отдельным сторонам ввиду наличия объективных и субъективных предпосылок.
1.2. Место ввозной таможенной пошлины в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Рассматривая таможенный тариф как экономическую категорию, мы можем определить его в качестве инструмента экономической политики, направленного на регулирование общественных отношений, складывающихся при взаимодействии национальной экономики с экономикой других стран в области международного движения товаров, и выраженного в форме систематизированного перечня товаров и ставок таможенных пошлин.
Системы тарифного регулирования, применяемые большинством государств, основываются на схожих механиках и принципах. Существенное влияние на политику в данном вопросе оказывает деятельность международных организаций, определяющих, что такое таможенный тариф, и формирующих ключевые нормативные акты, ложащиеся в основу национальных законодательных положений [2, с. 243].
Введение таможенного тарифа помогает контролировать товарные потоки, достигая рационального баланса экспортных и импортных торговых операций. Пошлины являются стабильным источником пополнения государственного бюджета, и обеспечивают условия для поддержания приемлемого уровня рыночных цен.
Подобная практика в России насчитывает уже почти три столетия – впервые тарифный перечень для таможен был издан еще в 1724 году, в период правления Петра Первого, и поначалу представлял собой алфавитный список с указанием ввозных и отпускаемых товаров, каждому из которых присваивалась определенная величина обязательного сбора. Критериями для расчета служили стоимость продукции, а также объем поставки.
Существуют разнообразные критерии дифференциации таможенного тарифа, используемые для формирования номенклатурных списков, на основании которых определяется размер пошлины, а также порядок ее применения.
Элементарный, базовый вариант – присвоение каждой отдельно взятой единице одной ставки таможенного тарифа, исключающей вариативность налогообложения, и устанавливающей четкие тарифные требования [4, с. 36].
Выделяют три категории таможенного тарифа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315.
2. Воронова, В. А. Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу / В. А. Воронова // Молодой ученый. – 2018. – № 21 (207). – С. 243-244.
3. Галузо, В.Н. Таможенное дело. Учебник для студентов вузов / В.Н. Галузо. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 375 с.
4. Коник, Н.В. Таможенное дело. Учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Омега-Л, 2021. – 204 с.
5. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
6. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом. Учебное пособие / В.В. Макрусев. – М.: Троицкий мост, 2021. – 448 с.
7. Маховикова, Г.А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2021. – 395 с.
8. Покровская, В.В. Таможенное дело. Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2021. – 731 с.
9. Прокопов, И.С. Влияние проблем в области контроля таможенной стоимости на экономику РФ / Прокопов И.С. // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. - 2019. - С.107-109.
10. Прокопьева, М.Н. Выявление правонарушений, касающихся неуплаты таможенных платежей, путем занижения таможенной стоимости товаров / Прокопьева М.Н. // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - С.64-68.
11. Румянцева М.О. Проблемные аспекты доказывания по делам об оспаривании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости / Румянцева М.О. //Вестник Российской таможенной академии. - 2021. - С.81-86.
12. Степанова, Р.С. Методы определения таможенной стоимости / Степанова Р.С. //Аллея науки. - 2020. - С.157-159.
13. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2021. – 551 с.
14. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело. Учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 375 с.
15. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.