Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается медленное снижение проблемы бедности, расслоение общества по материальным меркам на богатых и бедных, гражданам пенсионного возраста не хватает средств на оплату коммунальных платежей. Поэтому в целях социальной защиты и оказания поддержки государством осуществляется государственная социальная политика.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации , Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В жизни государства и общества имеется множество ключевых мест. Социальное обеспечение людей с ограниченными возможностями по полному праву занимает одно из них. Само явление социального обеспечения имеет тесную связь с такими сферами как политика; социальная политика, охватывающая благополучие людей, трудящихся и тех слоев населения, которые не имеют работы, а также зависит от развития экономики. Данный перечень и задает актуальность темы работы, поскольку социальное обеспеченье для государства является его прямой обязанностью. В обществе, достигнутый уровень таких ценностей как духовная, культурная и материальная среда, не смотря на свою произвольность в достижении, значиться как показатель современного представительства демократии. Это является главной и нерушимой причиной закрепления прав и свобод гражданина в основном законодательном документе – Конституции РФ.
Базис реализации социальной защиты населения и ее механизма содержится не только в конституционно-правовых постановлениях, но и в международных пактах о правах и свободах человека. Конституция РФ, помимо основ общественного порядка и прав и свобод человека, несет в себе регламентацию государственного устройства. Так же охватывает вниманием систему государственных органов, порядок их создания и деятельности.
Инвалиды являются одной из наиболее стабильных и многочисленных категорий пенсионеров. Поэтому вопросы их пенсионного обеспечения представляются актуальными как с научной, так и с практической точки зрения.
Назначения пенсий по инвалидности имеет ключевое и актуальное значение для российской политики в сфере социальной защиты населения, так как, обеспечение инвалидов является одной из главных задач государства. Несмотря на регулярные индексации, в России эта социальная группа получает довольно низкие суммы пособий.
Целью исследования работы является изучение понятия, функций и видов пенсий по инвалидности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие пенсии по инвалидности как меры социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации;
- проанализировать функции пенсионного обеспечения инвалидов;
- рассмотреть понятие и условия предоставления страховой пенсии по инвалидности.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области предоставления пенсий по инвалидности.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие предоставление пенсий по инвалидности.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как М.Н. Бадальян, Д.А. Вавулин, А.В. Дерипаско, М.А. Катковская, А.А. Кирилловых, А.М. Эльмурзаева и других.
Нормативно-правовую базу исследования составило действующее российское законодательство, в частности: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации, а также иные подзаконные акты, регулирующие пенсионные отношения.
Методологическую основу (методы исследования) составили методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, метод системного анализа и некоторые другие.
Эмпирическая база исследования основана на результатах официальных статистических данных.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования основных положений и выводов практикующими юристами в области права социального обеспечения, а также при подготовке учебно-методических курсов и совершенствовании материалов в процессе преподавания курса права социального обеспечения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Понятие и функции пенсионного обеспечения инвалидов
1.1 Понятие пенсии по инвалидности как меры социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации
Каждому обществу знакомо понятие инвалидности. Вследствие этого любое государство, соответствуя своему уровню развития, своим приоритетам и возможностям, задает форму социальной и экономической политики в пользу людей с ограниченными возможностями. Основы принципов формирования политики, касательно отношения к людям, имеющим инвалидность, выработаны мировым сообществом.
Категоризация и легализация определения инвалидности продолжает свое существование в качестве элемента в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В наши дни государственная политика осуществляет основную публичную механизацию в этой системе определения.
В ряде стран правовой контекст недостаточно развит и наделен не всегда эффективным коэффициентом реализации на практике, касательно предусмотренных механизмов реализации присущего государству законодательных обязательств и ответственности за его исполнение.
На сегодняшний день в России непрестанно ведутся дебаты по вопросу социальной политики, связанной с отношениям к людям с ограниченными возможностями. В большинстве ставится приоритет вопросам затрат и выгод, обходя вниманием качество и сферу существующих мероприятий защиты. Но при этом осуществляется одобрение интегрированных идей о защите прав и свобод.
Необходимые требования доступности и интеграции содержаться в социальных программах и законодательстве. Но о готовности и возможности обеспечивать и достигать обозначенных целей, пока можно говорить не во всех случаях, при рассмотрении практики. В разных странах политика, затрагивающая людей, имеющие ограниченные возможности здоровья имеет разительные отличия. Основные диапазоны различий в предложениях, относящихся к характеру недееспособности и спектральной зоне социальных проблем инвалидности, отображают наличие отличительных друг от друга по своей природе социальных, культурных и политических обозначений.
В организации экономического и социального устройства жизни общества имеется накопленный в практике человечеством опыт. Именно этот опыт и привел к тому, что мировое сообщество создало твердую идею того, что права человека и есть основание свобод человека, показателя справедливости, всеобщего мира среди стран и ценность человеческого мира. Данная концепция сопутствует социальным прогрессу и условиям существования внутри общества и его самого. Но, следует учитывать, что все права человека имеют претензии на охрану власти закона, которая должна исполняться бесприкословно. Всем известно, что исходя из Конституции РФ права и их защита должна исполняться в обязательном порядке для каждого гражданина. Охрана и защита входит в обязанность государства.
Конституция РФ также закрепляет, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливает¬ся гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государ-ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Одна из обязательных государственных гарантий - это социальная пенсия по инвалидности.
От того, насколько эффективно пенсионное социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы пенсионного социального обеспечения не отвечает потребностям населения – этим можно определить актуальность и важность данной темы.
Пенсионная система России является результатом исторического развития страны и отражает совокупность юридических норм, специаль¬но созданных государственных, а также частных подсистем, призванных своевременно обеспечить нуждающихся граждан достойными пенсион¬ными выплатами .
Согласно определению из экономического словаря А.Б. Борисова, пенсией признается «денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении пенсионного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных законом случаях» . Пенсия может быть выплачена за счет пенсионного и страхового фондов, которые образуются как внебюджетные государственные фонды и страховые, частные пенсионные фонды предприятий.
Новый уклад по формированию пенсий в России сформировался в результате принятия современного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» . В законе также отражены новые положения, затра¬гивающие пенсионные права граждан и расчет размеров пенсии в си¬стеме обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступили в трудовую жизнь. Важно отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком - инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.
На современном этапе развития российского общества существует четыре разновидности пенсионного обеспечения. К ним относятся:
- страховая пенсия;
- накопительная пенсия;
- пенсия по государственному пенсионному обеспечению;
- пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению .
До 2015 года существовало понятие трудовой пенсии по старости, теперь же она разделена на страховую и накопительную пенсии.
Страховая пенсия может назначаться по старости, по инвалидности, а также по случаю потери кормильца. Пенсия же по государственному пенсионному обеспечению дается за выслугу лет, по старости, по инва¬лидности, по случаю потери кормильца, а также назначаются социаль¬ные выплаты.
Таким образом, классификация пенсий показывает, что граждане, которые признаны в установленном порядке инвалидами, имеют право на один из видов пенсий:
- на страховую пенсию по инвалидности;
- на пенсию по государственному пенсионному обеспечению по ин-валидности;
- на социальную пенсию по инвалидности.
Инвалидом в Российской Федерации признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Регулирование порядка и размера пенсионного обеспечения реализуется посредством деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для того, что гражданин был признан инвалидом соответствующей группы, ему необходимо пройти ряд процедур, которые осуществляются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы . Только после того, как Бюро МСЭ устанавливает и подтверждает факт наличия оснований для установления группы инвалидности, гражданину назначается размер пенсионного обеспечения.
Следует отметить, что Верховный Суд РФ пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности. До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел .
Пенсия – это денежные выплаты со стороны государства людям, которые с детства имеют статус ребенок-инвалид или они получили его в течение жизни. Существуют три группы инвалидности и еще одна – особая: категория для детей-инвалидов. В зависимости от этого различаются и виды назначаемых пенсий. Группы инвалидности применимы ко всем их видам.
Различают три вида пенсионного обеспечения по инвалидности:
1. Страховая пенсия по инвалидности. Этот вариант доступен людям, которые имеют любой официально подтвержденный трудовой стаж, за который были уплачены страховые взносы. Пенсия начисляется исходя из пенсионных накоплений инвалида. В некоторых случаях пенсионный стаж может быть настолько мал, что назначение трудовой пенсии нецелесообразно. В этом случае возможен альтернативный вариант: назначение минимальной социальной пенсии.
2. Социальная пенсия по инвалидности. Она может быть назначена любому человеку с паспортом Российской Федерации. Отсутствие каких-либо критериев делает единственно доступным данный вид пенсии детям-инвалидам, инвалидам с детства, инвалидам, не имеющим стажа.
3. Государственная пенсия. Эти выплаты положены людям, которые попадают под соответствующие постановления правительства, указы президента и федеральные законы. К ним относят: военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; участников Великой Отечественной войны; граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтов.
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается и выплачивается лицу, который признан инвалидом I, II, III группы и имеет хотя бы один день страхового стажа. При этом, не важна трудовая жизнь инвалида и причины, по которым назначается инвалидность. Для того, чтобы получить такой вид пенсии, необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда с необходимым пакетом документов.
Социальная пенсия по инвалидности полагается инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам и лицам, со-вершившим преднамеренное причинение вреда собственному здоровью, которое привело к инвалидности и в случае, если гражданин не имеет трудового стажа. Получить данный вид пенсии возможно, если гражданин постоянно проживает на территории Российской Федерации и у него в наличии имеется выписка из акта МСЭ, подтверждающая группу инвалидности на соответствующий срок.
Государственное пенсионное обеспечение по инвалидности имеют возможность получить военнослужащие, граждане, награжденные
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ «О соци¬альной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2021) // Собрание за-конодательства Российской Федерации. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166–ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 04.11.2022) // Собрание за¬конодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
4. Федеральный закон РФ от 17 дек. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4920.
5. Федеральный закон РФ от 28 дек. 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. 04.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 52, ч. 1. — Ст. 6965.
6. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (ред. от 26.11.2020) «О порядке и условиях признания лица инва¬лидом» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 9. – Ст. 1018.
7. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно–ортопедическими изделиями» (ред. от 30.09.2021) // СЗ РФ. – 2008. – № 15. – Ст. 1550.
8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 г. № 77 (ред. от 28.10.2009) «Об утверждении формы направления на медико¬социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно¬профилактическую помощь» (Зарегистрировано в Минюсте РФ № 9089) // Российская газета. – 2007. – № 58.
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н (ред. от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы ре¬абилитации ребенка–инвалида, выдаваемых федеральными государ¬ственными учреждениями медико–социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте России № 12189) // Российская газета. – 2008. – № 190.
10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17 ноября 2009 г. № 906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности феде¬ральных государственных учреждений медико–социальной эксперти¬зы» // Российская газета. – 2010. – № 7.
Материалы судебной практики
11. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 41-КГ20-28-К4 от 15 марта 2021 URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 12.12.2022).
12. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.06.2020 N 33-7175/2020 по делу N 2-7030/2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sud–praktika.ru (дата обращения: 14.12.2022).
13. Апелляционное определение Московского городского суда от 01.06.2022 по делу N 33-12113/2022. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sud–praktika.ru (дата обращения: 14.12.2022).
Учебная и научная литература
14. Аракчеев В.А. Пенсионное право в России. М.: Юридический центр, 2016. 435 с.
15. Бадальян М.Н. Возможные подходы к совершенствова¬нию пенсионной системы. М., 2018. 284 с.
16. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.
17. Вавулин, Д. А. Комментарий к Федеральному закону «О накопительной пенсии» (постатей¬ный) / Д.А. Вавулин, В.Н. Федотов. М.: Деловой двор, 2019. 112 с.
18. Григорьев И.В. Право социального обеспечения. М.: Издательство ЮРАЙТ, 2015. 486 с.
19. Казанбекова Д. Р. Рассмотрение судами споров, связанных с пенсионным обеспечением. М.: Норма, Инфра-М, 2018. 128 с.
20. Кирилловых А. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан-сирот и граждан, оставшихся без попечения родителей». М.: Деловой двор, 2019. 326 с.
21. Колесникова Г. И. Медико-социальная экспертиза : учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 179 с.
Периодические издания
22. Волкова С.А. Функции пенсионной системы и показа¬тели их оценки // Идеи и идеалы. 2018. № 4(10). С. 17¬18.
23. Дерипаско А.В. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование выплаты страховых пенсий по инвалидности // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 113-120.
24. Катковская М.А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения // инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. 2018. С. 140-142.
25. Кислинская О.В. Процесс получения инвалидности в Российской Федерации // прорывные научные исследования как двигатель науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 42-44.
26. Напалкова М.О., Суслякова О.Н. Выбор системы пенсионного страхования в Российской Федерации // Новая наука: стратегии и вектор развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 октября 2015 г, г. Стерлитамак). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С.159-163.
27. Похвощев В. А. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья // МИР. 2017. Т. 8. № 2. С. 330-336.
28. Роик В.Д. Социальная политика современной России / / Проблемный анализ и государственно-управленческое Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2018. № 5. С. 6-7
29. Эльмурзаева А.М. Порядок оформления и сроки назначения страховой пенсии по инвалидности // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. Ежегодный международный сборник научных статей. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2021. С. 335-338.
Электронные ресурсы
30. Виды пенсий в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pfrf.ru/branches/moscow/ news~2017/04/17/134109