Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная политика как система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами и слоями общества является очень сложным и многогранным процессом. Для того, чтобы принимать правильные политические решения, видеть взаимосвязь между звеньями и прогнозировать результаты этих действий, социальную политику принято структурировать.
В структуре социальной политики выделяют:
- политику регулирования доходов населения;
- политику социальных гарантий;
- политику обеспечения занятости;
- политику социальной защиты .
Социальная защита населения подразумевает выплату государством социальных трансферов - бюджетных средств, направленных на выплаты населению пенсий, стипендий, пособий, компенсаций.
Вмешательство государства в процессы перераспределения средств должно осуществляться таким образом, чтобы не навредить экономике страны из-за чрезмерного роста налогов и, как следствие, не отбить интерес к предпринимательству у самих получателей трансфертных выплат. И в тоже время, в достаточной мере стимулировать общество для повышения экономической стабильности.
Политика социальных гарантий – это перечень методов и действий, необходимых для создания минимальных условий для жизнедеятельности членов общества. Социальные гарантии - это комплекс социально-экономических и правовых условий, гарантирующих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Социальные гарантии подкрепляются минимальными социальными стандартами - общепринятыми нормативами, показывающими уровень удовлетворения потребностей в материальных благах и социальных услугах.
По состоянию на 1 октября 2021 года ветеранов осталось 896 806 человек, хотя еще в апреле 2020 года их проживало 1 209 495 человек. Потери за полтора года составили больше 300 000 тысяч человек, а это каждый четвертый участник и ветеран Великой Отечественной войны .
Ветераны являются лицами старшего поколения, которые требуют помощи и заботы со стороны государства для поддержания их состояния здоровья и долголетия. Необходимо обеспечить ветеранам достойную жизнь, проявить уважение за совершенные ими подвиги, что осуществляется с помощью установленных законодательством мер социальной поддержки.
Целью данной работы является рассмотрение мер социальной поддержки ветеранов и проблем их реализации.
Задачи:
- описать сущность и меры социальной поддержки ветеранов;
- рассмотреть особенности социальной поддержки ветеранов боевых действий в Афганистане;
- изучить социальную поддержку ветеранов на региональном уровне, опыт поддержки ветеранов ВОВ во время пандемии ;
- изучить меры социальной поддержки ветеранов труда (примеры реализации социальных программ предприятий);
- проанализировать проблемы реализации социальной поддержки ветеранов.
Объект исследования – социальная поддержка ветеранов. Предмет исследования – проблемы реализации социальной поддержки ветеранов.
Глава 1 Теоретические основы социальной поддержки ветеранов
1.1 Сущность и меры социальной поддержки ветеранов
Социальной поддержкой ветеранов является помощь, оказанная для улучшения качества и состояния их жизни, а самое главное – поддержка их существования, экономического и морального благосостояния.
Какие же группы ветеранов выделяют?
Выделяют ветеранов:
– Великой Отечественной войны (к ним относятся участники войны, те, кто работал на обороне, участвовал в строительстве объектов войны и другие);
– боевых действий;
– инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий;
– военной службы;
– труда.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 No 5-ФЗ «О ветеранах» , к мерам, которые осуществляют для поддержки ветеранов, относятся:
1) ежемесячные денежные выплаты;
2) выплата пособий;
3) оплата коммунально-бытовых услуг;
4) пенсия;
5) обеспечение жилыми помещениями (их получение, строительство, приобретение и содержание);
6) медицинское обслуживание, в том числе протезно-ортопедическое, санаторно-курортное лечение, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.
Помимо реализации данных мер социальной поддержки, государственной политикой также предусмотрены: пропаганда значимости военной службы, государственных наград за совершенные подвиги с помощью средств массовой информации; создание необходимых государственных комиссий, структур по делам ветеранов; выделение необходимых для выполнения данных мер средств из федерального бюджета и бюджета субъектов .
Льготы получают также супруги и дети погибших ветеранов. Это осуществляется в тех случаях, когда данные лица имеют полную финансовую зависимость от погибшего и у них отсутствует возможность трудовой деятельности.
Независимо от данных факторов социальная поддержка оказывается супругу (супруге) погибшего (если не было вступления в повторный брак) и родителям погибшего инвалида войны.
Льготы, оказываемые супругам и детям ветеранов:
– льготы по пенсионному обеспечению;
– обеспечение жилыми помещениями;
– внеочередное получение медицинской помощи;
– компенсация оплаты коммунально-бытовых услуг.
На данный момент ежемесячно ветераны получают различные выплаты. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, общий размер материального обеспечения ветеранов ВОВ составляет до 43,5 тыс. рублей – с учетом пенсии, ежемесячных денежных выплат и дополнительного материального обеспечения.
Государство предоставляет ветеранам широкий набор мер социальной поддержки во всех сферах жизни, но существуют проблемы в реализации таких мер социальной защиты как: жилищно-бытовые условия, медицинское обслуживание и помощь на дом.
Меры по социальной поддержке ветеранов дорабатываются каждый год. На данный момент требуется множество совершенствований и улучшений в сфере социальной мобильной помощи (например, помощь в покупке и правильном применении лекарств, приготовлении еды и другое), повышении квалификации сиделок и их числа, имеется необходимость в новых помещениях, специальных домах для ветеранов.
Для социального сопровождения ветеранов субъекты Российской Федерации часто привлекают молодежные организации и волонтеров. Они оказывают различную помощь как по месту жительства ветеранов, так и в ветеранских организациях.
Стоит обратить внимание на всероссийскую акцию «Бессмертный полк». Эта акция за последние годы вышла за пределы понятия «акция», став именно народной. Без какого либо давления и принуждения со стороны государственных органов миллионы людей по всей нашей стране выходят 9 мая на улицы городов и сел, выражая дань признательности и уважения своим предкам, добившимся победы в самой страшной и кровавой войне в истории человечества. Помимо народной инициативы осуществляется и государственная поддержка, выражаемая в субсидиях из федерального бюджета и грантах из бюджетов государственных органов. Именно сочетание народного движения и государственного содействия позволяет не только обеспечить помощь немногим оставшимся очевидцам Великой Отечественной войны, но и сохранить бесценную память о тех годах.
Организации ветеранов имеют большое значение – они принимают большое участие в решении социальных проблем ветеранов, контролируют соблюдение их прав, при этом государство содействует данным организациям.
1.2 Ветераны боевых действий в Афганистане: особенности социальной поддержки
Право на статус ветерана боевых действий в Афганистане согласно ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» имеют граждане, двух категорий:
1. Военнослужащие:
в первую очередь – это военные как таковые (кадровые и призванные на срочную службу), а также сотрудники органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники Минобороны СССР, сотрудники уголовно-исполнительной системы, принимавшие участие в боевых действиях при несении ими службы в Афганистане;
военнослужащие автомобильных подразделений, доставлявших грузы в Афганистан;
военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания с территории СССР.
2. Гражданские:
1) лица (в том числе экипажи гражданской авиации), обслуживавшие находившиеся на территории Афганистана воинские части, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные государственными наградами за участие в обеспечении боевых действий (орденами или медалями) как СССР, так и Российской Федерации;
2) лица, направлявшиеся в Афганистан для работы в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года .
В процессе реализации своих прав ветераны-афганцы должны учитывать, что в установленных льготах для военнослужащих и гражданских лиц существуют значительные различия.
Рассмотрим основные льготы для участников боевых действий в Афганистане, которые реализуются в 2020 году.
Все вышеназванные льготы разделяются на четыре категории:
1) Трудовые и учебные.
2) Медицинские (по охране здоровья).
3) Жилищные (в сфере ЖКХ).
4) Прочие виды дополнительных льгот.
Участникам боевых действий в Афганистане положено два вида компенсации: основная (по выслуге лет) и пенсия за участие в военных действиях (ЕДВ – единая денежная выплата).
Величина основной пенсии зависит от времени пребывания в горячей точке, воинского звания, занимаемой должности перед выходом на пенсию и т. д.
Ежемесячная денежная выплата выплачивается всем воинам и членам семей ветеранов Афганистана, погибших при исполнении воинского долга. Данная выплата ежегодно индексируется. Эта сумма включает следующие социальные услуги: медикаменты, специальное питания для инвалидов, оплату санаторного лечение и др.
От пакета социальных услуг можно отказаться и получать добавку к пенсии. В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995г. No 181-ФЗ (ред. от 23
Фрагмент для ознакомления
3
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 18.12.2022)
2) Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/ (дата обращения 18.12.2022)
3) Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 18.12.2022)
Статьи, монографии
4) Байкин И.А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защищённость», «социальная незащищённость». / И.А. Байкин // Вестник МГТУ Станкин. – 2018. No 2. С. 26-30.
5) Белова А. С. Социальная защита граждан РФ в период пандемии//ЛУЧШИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 87-90
6) Бистяйкина Д. А., Социальное самочувствие пожилых людей в период режима самоизоляции // Социальная политика и социология. — 2020. — Т. 19, № 3 (136). — С. 33-40
7) Дахин А.В. Основы социального государства: учеб. пособие. / А.В. Дахин, С.А. Воробьев. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. 102 с.
8) Колмагоров А. А., Соловьева Р.О., Симаченко И.А. Социальные программы поддержки пенсионеров и ветеранов труда: опыт предприятий ракетно-космической отрасли//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах. Том 3. Красноярск, 2021. С. 483-485
9) Краснова А. Д. Правовые аспекты социальной поддержки ветеранов// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 2021. С. 111-113
10) Крепышева В. В. Некоторые меры социальной поддержки ветеранов во время пандемии: уроки на будущее// МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. Материалы IV студенческой научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2020. С. 227-229
11) Попова Д.Е. Меры социальной поддержки участников боевых действий в Афганистане// Тенденции развития науки и образования. 2020. № 1. С. 136-138
12) Социальная политика: учебник для академического бакалавриата. / Е.И. Холостова [и др.]; под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. // 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. 395 с.
13) Жандаров Д.В., Шевченко И.В. Проблемы социального обеспечения участников Великой Отечественной войны//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского ГАУ. Том Выпуск 7. Новосибирский государственный аграрный университет. Новосибирск, 2022. С. 452-455
14) Шарин, В.И. Основы социальной политики и социальной защиты. Учебное пособие. Гриф МО РФ / В.И. Шарин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 739 c
15) Шерифов, А. М. Система социальной защиты участников боевых действий / А. М. Шерифов // Молодой ученый. – 2019. - No 5. – С. 109-112
16) Шилов И., Решаем проблемы ветеранов // Полиция России. — 2017. — № 5. — С. 15-18