Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной науке широко используется технология нейролингвистического программирования. Благодаря развитию компьютерных технологий и мировых средств массовой информации стало возможным ее масштабное распространение, основным из которых можно считать Интернет.
Современный рынок интернет-продуктов насыщен большим количеством технического оборудования и программного обеспечения, созданного на основе принципов нейролингвистического программирования. Большинство нейролингвистических программ установлено на персональных компьютерах, ноутбуках, планшетах, смартфонах и т.д. Главной особенностью этой программы является визуальное и звуковое воздействие на сознание человека посредством передачи специальных аффирмаций.
Однако научно-технический прогресс во второй половине двадцатого века открыл перед людьми новые возможности влиять на сферу разума через подсознание, основанные на компьютерных технологиях, использующих нейролингвистическое программирование. Самым значительным достижением в этой области можно назвать создание «maindmachine», что с английского языка означает машину разума, главной особенностью которой является воздействие света и звука по методу Седоны.
Стоит отметить, что методы нейролингвистического программирования используются в практической психологии и педагогике с 1960-1970 годов. Г.Бейтсон, Р.Бендлер, Д.Гриндер, Ф. Пуселик и др. обобщили научную основу методов, которые, как известно, оказывают суггестивное влияние на человеческий разум со времен существования древнеегипетской цивилизации в 3000 году до нашей эры.
Современное нейролингвистическое программирование имеет важную материально-техническую базу, включая самое современное компьютерное оборудование и компьютерные программы. Сегодня речь идет о функционировании глобальной индустрии, которая преследует цели, сходные с целями древних людей.
Не только древние египтяне, но и шумеры, а также древнейшие индоарийские племена использовали методы внушения для достижения социального контроля в областях науки, управления, образования, воспитательной работы и экономики. Но в отличие от древних цивилизаций, у современных лингвистических технологов есть средства массовой информации, Интернет, социальные сети и т.д.
Однако для будущего развития педагогики необходимо руководствоваться экспериментальной работой и комплексным подходом в области эксплуатации этих систем для последующего внедрения в систему массового образования. Без компьютерных технологий и соответствующего программного обеспечения современное образование было бы немыслимо.
При внедрении и эксплуатации передовых компьютерных технологий в системе образования применение комплексного подхода позволит выявить потенциально позитивные и негативные факторы и сначала устранить эти факторы, чтобы предотвратить их внедрение в систему. Технология нейролингвистического программирования, наряду с другими технологиями, является прогрессивной компьютерной технологией и должна внедряться плавно и постепенно в систему образования по многим причинам.
Объект исследования: нейролинвистические технологии в обучении.
Предмет исследования: использование элементов нейролинвистических технологий при формировании лексического навыка на уроках английского языка в начальной школе.
Цель исследования: проанализировать способы использования элементов нейролинвистических технологий при формировании лексического навыка на примере уроков английского языка в начальной школе.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть особенности применения нейролингвистических технологий в обучении английскому языку;
2. Изучить возрастные особенности младшеклассников, анализ их психологической готовности к использованию нейролингвистических технологий в обучении английскому языку;
3. Раскрыть методы нейролингвистических технологий для использования на уроках английского языка;
4. Осуществить разработку и адаптацию нейролингвистических приёмов для формирования лексического навыка на уроках английского языка в младших классах;
5. Проанализировать экспериментальную работу по использованию элементов нейролингвистических технологий при формировании лексического навыка на уроках английского языка в младших классах;
6. Осуществить анализ результатов эксперимента по использованию элементов нейролингвистических технологий при формировании лексического навыка на уроках английского языка в младших классах .
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы методико-педагогические основы использования нейролингвистических технологий в преподавании английского языка в младших классах.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведена практическая работа по использованию элементов нейролингвистических технологий при формировании лексического навыка на уроках английского языка в старших классах.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Глава 1. Методико-педагогические основы использования нейролингвистических технологий в преподавании английского языка в младших классах
1.1 Особенности применения нейролингвистических технологий в обучении английскому языку
Современный рынок интернет-продуктов насыщен большим количеством технического оборудования и программного обеспечения, созданного на основе принципов нейролингвистического программирования. Большинство нейролингвистических программ установлено на персональных компьютерах, ноутбуках, планшетах, смартфонах и т.д. Главной особенностью этой программы является визуальное и звуковое воздействие на сознание человека посредством передачи специальных аффирмаций.
Следует отметить, что нейролингвистическое программирование основано на методах лингвистического и невербального поведенческого анализа, разработанных тремя психотерапевтами: Ф.Перлзом (гештальт-терапия), В.Сатиром (домашняя терапия) и М.Эриксоном (эриксоновский гипноз) [Гальперин, 2021: 22-27].
Сегодня нейролингвистическое программирование в основном используется для проведения психологических тренингов для сотрудников, занятых полный рабочий день. Кроме того, некоторые учебные заведения также используют нейролингвистическое программирование для развития определенных языковых навыков.
Основной целью нейролингвистического программирования является понимание субъектом своего поведения и его улучшение во всех аспектах, в основном направленное на повышение эффективности профессиональной деятельности. Нейролингвистическое программирование разработало специальные методики, направленные на улучшение определенных качеств людей, которым необходимо выполнять задания в различных областях творческой деятельности, что создало большой потенциал для будущего развития педагогической науки.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) широко используется в области психологии, а точнее психоанализа, для лечения различных патологий, связанных с психической дисфункцией сознания. На самом деле, во многих случаях использование технологии НЛП может иметь положительные эффекты, особенно при лечении алкогольной и никотиновой зависимости.
Многие психологи используют нейролингвистическое программирование для решения острых социальных проблем и преодоления жизненных трудностей. Нейролингвистическое программирование используется для развития коммуникативных навыков, навыков позитивной визуализации и развития определенных личностных качеств: целеустремленности, целеустремленности, активности и т.д., что особенно важно на занятиях иностранных языков [Каверин, 2020: 32-54].
В частности, остро стоит вопрос об использовании данных технологий на уроках английского языка, который в современность считается одним из наиболее востребованных языков российских школ.
Начиная с 1970-х годов объективные факторы, ограничивающие развитие компьютерных нейролингвистических программ, привели к формированию сегодня всего компьютерного рынка образовательных программ, основанных на технологии нейролингвистического программирования. Данный аспект был также затронут в области обучения английскому языку. Наиболее популярными являются образовательные компьютерные программы: «Радуга», «Разум», «Авалон» и многие другие, они используют три уровня внушения для воздействия на сознание: слуховой, визуальный и кинестетический.
С помощью вышеприведенных программ учащиеся могут слушать и читать учебные материалы, а также выполнять различные нейролингвистические программы, позволяющие конкретизировать ментальный деятельности сознания, что ограничивает его использование в образовательном процессе.
Кроме того, многие исследователи заметили направленность не только в общем образовательном процессе, но и в личном подходе учащихся. Эффективным средством воздействия на сознание субъекта также является главная машина. В отличие от нейролингвистической программы, она представляет собой полный набор технических решений для загрузки позитивных утверждений в подсознание, минуя эриксоновский гипноз.
Однако для будущего развития педагогики необходимо руководствоваться экспериментальной работой и комплексным подходом в области эксплуатации этих систем для последующего внедрения в систему массового образования. Без компьютерных технологий и соответствующего программного обеспечения современное образование было бы немыслимо [Коростелев, 2018: 40-46].
При внедрении и эксплуатации передовых компьютерных технологий в системе образования применение комплексного подхода позволит выявить многие потенциальные положительные и негативные факторы и сначала устранить эти факторы, предотвращая их внедрение в систему образования. Технология нейролингвистического программирования, наряду с другими технологиями, является прогрессивной компьютерной технологией и должна внедряться плавно и постепенно в систему образования по многим причинам.
Прежде всего, в условиях применения специальных методов обучения (несомненно, включая нейролингвистические курсы) необходимо руководствоваться проверенными методами обучения, которые не причинят никакого вреда учащимся во время предметного занятия.
1.2 Возрастные особенности младшеклассников, анализ их психологической готовности к использованию нейролингвистических технологий в обучении английскому языку
Начало младшего школьного возраста определяется временем поступления ребенка в школу. Средний возраст на начальном этапе школьной жизни колеблется от 6-7 лет до 10-11 лет (1-4 классы). Этот период связан с увеличением физического и психического напряжения, расширением социальных границ детей и социальной адаптацией. Дети по-разному оценивают себя и свои способности, переживают очередной кризис и учатся быть независимым и ответственным человеком. В самом раннем школьном возрасте дети обладают значительными резервами развития.
Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, возбуждение младших школьников, их подвижность и острая реакция на внешние воздействия сопровождаются быстрой утомляемостью, что требует осторожного отношения к своему сознанию и умелого переключения с одного вида деятельности на другой [Ребеко, 2019: 25-27].
На протяжении всего периода начальной школы происходят значительные изменения не только в теле, но и в психологическом развитии детей: качественно изменилась когнитивная сфера, сформировалась личность, сформировалась сложная система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Переход к систематическому обучению выдвигает высокие требования к психологической работоспособности детей, которая у младших школьников все еще нестабильна и обладает низкой утомляемостью. Хотя эти параметры увеличиваются с возрастом, в целом производительность и качество работы младшеклассников примерно вдвое ниже соответствующего соотношения старшеклассников.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Приказ РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Библиографический список
4. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестник Московского университета. – 2021. – №4. – С. 5–18. 69.
5. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин. – М.: Психологическая наука, 2021. – 41 с.
6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие / Н. Д. Гальскова. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 336с.
7. Гриндер, Д. Структура магии / Д. Гриндер, Р. Бендлер. –М.: АСТ, 2018. – 630 с.
8. Дилтс, P. Стратегии гениев / Р. Дилтс. – М.: Класс, 2018. – 195 с.
9. Дилтс, P. Моделирование с помощью НЛП / Р. Дилтс. – СПб.: Питер, 2020. – 288 с.
10. Жинкин, Н.И. Психолингвистика / Н. И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2019. – 288 с.
11. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2020. – 222 с.
12. Каверин, С.Б. Психология и политика: учебное пособие для спецкурса по политологии для студентов вузов культуры / С. Б. Каверин. – Тамбов: ТГИК, 2020. – 140 с.
13. Каиров, И. А., Петров, Ф. Н. Педагогическая энциклопедия / И. А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 2019. – 362 с.
14. Каку, М. Теория психологии / М. Каку. – М.: Мир, 2019. – 624 с.
15. Каспарова, М. Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников // Иностранные языки в школе. – 2018. – №5. – С. 25–29.
16. Коростелев, В.С. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре/ В.С. Коростелев, Е.И. Пассов // Иностранные языки в школе. – 2018. – №2. – С.40–46.
17. Мильруд, Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2019. – №1. – С. 26–34.
18. Петров, В.В. На пути к когнитивной модели языка / В. В. Петров, В.И. Герасимов. – М.: Прогресс, 2018. –130 с.
19. Ребеко, Т.А. Ментальная репрезентация как формат хранения информации / Т.А. Ребеко // Ментальная репрезентация: динамика и структура. – 2019. – С. 25–54.
20. Филатова, В.М. Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В. М. Филатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 416 с.