Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе общественного развития перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы развития познавательных процессов.
Исследования О.М. Дьяченко, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Крутецкого В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева и др. в своих трудах отмечают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми старшего дошкольного возраста новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности.
В этом контексте проблема развития творческого воображения дошкольников сохраняет свою актуальность в связи с тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его креативного развития и нестандартных форм поведения.
Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОО [6].
Целью преобразования в сложившейся педагогической практике находит отражение в ряде значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования: в Федеральном законе «Об образовании РФ » (от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ) вступивший в силу 01.09.2013г.
- Ст. 12. п. 1 «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности» [1].
Эти идеи являются и отражением требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), где одной из задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определено развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
ФГОС ДО ставит перед педагогами задачи: одна из них развитие способностей и творческого потенциала ребёнка. В образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие воображения и творческой активности. Данные задачи могут быть решены при хорошо развитом творческом воображении [2].
Проблема исследования: Каковы средства развития воображения старших дошкольников?
Воображение развивается через разные виды деятельности, в том числе и продуктивной, т.к. можно отследить процесс и результат творческой деятельности ребенка, где активно задействовано творческое воображение. За период дошкольного детства ребёнок овладевает различными изобразительными технологиями: классическими, традиционными, а также в последнее время появляется много современных технологий одна из них - это использование пескографии.
Понятие пескография включает в себя самостоятельный вид искусства, который существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино, театром, и т.д.
Занятия с песком дают возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции [12].
В ФГОС в разделе 2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» говорится, что содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности: в раннем возрасте – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто, и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями(ложка, совок, лопатка и пр.) и т.д.
Педагог- психолог, Э.Э. Большебрадская отмечала, что пескография –это эффективное средство для развития воображения ребенка. Пескография представляет отличительную возможность проектировать символические образы, отражающие такой индивидуальный внутренний мир ребенка [5].
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему курсовой работы «Пескография как средство развития воображения детей 6-7 лет».
Объект исследования: развитие воображения детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие воображения детей 6-7 лет посредством пескографии.
Цель курсовой работы: изучить возможности пескографии как средства развития воображения детей 6-7 лет.
Достижение цели возможно через реализацию ряда задач:
1. Изучить теоретические аспекты развития воображения детей 6-7 лет.
2. Дать характеристику пескографии как одному из средств развития воображения детей 6-7 лет.
3. Описать опыт педагогов-практиков по развитию воображения детей 6-7 лет посредством пескографии.
4. Провести стартовую диагностику воображения детей 6-7 лет.
5. Разработать и реализовать конструкты НОД с использованием пескографии, направленные на развитие воображения детей 6-7 лет.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка источников и приложения.
Первая часть посвящена изучению теоретических аспектов развития воображения детей 6-7 лет. В ней рассматривается понятие и сущность воображения, возрастные особенности развития воображения детей 6-7 лет, средства развития воображения детей 6-7 лет и дана характеристика пескографии как одному из средств развития воображения детей 6-7 лет.
Вторая часть включает практические аспекты развития воображения детей 6-7 лет посредством пескографии.
Материалы курсового исследования могут представлять интерес для студентов педагогического колледжа специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и педагогов-практиков.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
1.1. Понятие и сущность воображения
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической литературе трактуется как психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых, оригинальных образов [6].
Известный советский психолог Л.С. Выготский отмечает, что воображение ребенка дошкольного возраста отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, скудность образов [6].
Воображение традиционно рассматривалось как индивидуальная деятельность, не связанная с реальностью. По мнению Л.С. Выготского, воображение – это нечто, что считается «содержащимся в человеке»; нечто, что человек конструирует для себя. Л.С. Выготский утверждал, что воображение – это не просто праздное умственное развлечение, не просто деятельность без последствий в реальности, но, скорее, функция, необходимая для жизни [6].
Л.С. Выготский предполагает, что люди представляют себе то, что они не могут видеть, концептуализируют то, что они слышат от других, и думают о том, чего они еще не испытали. То есть человек не ограничен узким кругом и узкими рамками своего собственного опыта, но может отважиться далеко выйти за эти границы, ассимилируя с помощью своего воображения чужой исторический или социальный опыт.
Огромное внимание развитию воображения уделял советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн. В своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание» С.Л. Рубинштейн под творческим воображением подразумевает «воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений». Он отмечал, что воображение всегда выступает в неразрывной связи с другими психическими процессами: мышлением и памятью. Говоря о воображении, можно лишь подчеркнуть преобладающее направление психической деятельности.
Доктор философских наук, Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Ученый, П.А. Рудик под воображение понимает деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их.
Российский психолог, В.С. Мухина под воображением понимает создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [16].
В этом теоретическом прочтении воображения социальные отношения, частью которых является ребенок, должны выходить на первый план и не рассматриваться как отдельные от творческой деятельности ребенка. Современные исследования Игана и Мадей Коннери и др. показали с помощью образовательного театра, творческого искусства и игровых миров, как воображение, познание и эмоциональный опыт (переживание) должны концептуализироваться в единстве. Воображение также можно концептуализировать исторически.
Л.С. Выготский утверждал, что каждый акт воображения имеет очень долгую историю. Создание новых идей и изобретений требует особой формы воображения, которая находится в культурном и социальном отношении. Он утверждал, что творение – это исторический, совокупный процесс, в котором каждое последующее проявление – «концептуальная игра», определяемая предыдущей [6].
Произвольное воображение – это процесс сознательного построения образов, поставленной цели или задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Федеральный закон № 273-ФЗ : принят Госдумой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.12.2022).
2) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) // http: //www. consultant. Ru / document / cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения 19.12.2022)
Статьи, монографии, учебники
3) Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2017.
4) Богоявленская, Д. Б., Я. А. Пономарева. Теория творчества // Вопросы философии. - 2020. -№ 5. - С. 129-135.
5) Большебратская, Э.Э. Песочная терапия [Текст] / Э.Э. Большебратская. – Петропавловск, 2011. – 74с.
6) Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1993. – 368с.
7) Губанова, Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 1. - С. 53-60
8) Детская психология: Учеб. пособие/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А.Н. Белоус; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Университетское, 1988. – 399 с.
9) Долгова, В.И., Крыжановская, Н.В. Развитие воображения у дошкольников. – Челябинск: АТОКСО, 2010.
10) Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020.
11) Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко.- М.: Знание, 2011. – 96 с.
12) Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – М.: Речь, 2005.
13) Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] /Т.Г. Казакова – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
14) Маклаков, А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков– СПб: Питер, 2000.-342с.
15) Машковцева, Л.М., Суслопарова, Ю.С. Возможности работы на световых столах для рисования песком с детьми дошкольного возраста в условиях студии//Вопросы психологии. -2018. -№ 4. -С. 35-37.
16) Мухина, В. С. Детская психология: 2-е издание / В.С. Мухина – М.: Книга по Требованию, 2013. – 272 с.
17) Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
18) Паньков, А.В. Особенности развития воображения дошкольников средствами театрализованной деятельности//Педагогическое образование и наука.-.2021. -№ 3. -С. 112-115.
19) Пономарев, П. А., Человек и общество в идейном наследии русских, религиозных философов // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2017. - № 3. - С. 23-30.
20) Речицкая, Е.Г., Сошина, Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002.
21) Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах:
Учебники, учебные пособия [Текст]/ Л.Д. Столяренко, С.И. Смыгин – Ростов н/Д: «Феникс», 2000 – 576с.