Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в новой социально-экономической ситуации возрастает интерес к научному творчеству. С другой стороны, стремление к научным исследованиям все чаще встречается при недостаточном владении исследователями методологическими и методологическими системами знаний. Этот факт сильно снижает качество научных работ и мешает авторам полностью реализовать свой потенциал.
Творчество — явление прежде всего предметное, связанное с особенностями психики человека, законами высшей нервной деятельности, умственного труда. Некоторые ученые считают, что мысль начинается там, где возникает рассматриваемая ситуация. Это включает в себя поиск решений в ситуациях неопределенности, недостатка информации. Некоторые утверждают, что определяющим механизмом творчества является интуиция, а не логика.
Действительно, интуиция часто помогает нам найти правильное решение, но если раньше явления интуиции относились к мистическому и сверхъестественному, то интуиция имеет материалистические объяснения, заметим, что она доказала способность давать быстрое решение. В результате длительного накопления знаний в данной области и, как следствие, длительного обучения. Это скорее результат умственной деятельности, чем начало. Поэтому и интуиция, и логика присущи сложным механизмам творческого мышления, поскольку интуиция является наградой за работу ученых.
Особый акт творчества — внезапное озарение — состоит в распознавании того, что всплыло из глубин подсознания, путем схватывания элементов ситуации связи и отношений, которые гарантируют решение проблемы.
Приобретение новых знаний в современной науке в настоящее время имеет большое значение и актуальность. Этому способствует научное творчество.
Таким образом, объект исследования — научное творчество, предметом исследования являются сущность, природа и характеристики научного творчества.
Целью данной работы является изучение сущности, природы и специфических особенностей научного творчества
В рамках достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
• определить основные характеристики научного творчества;
• рассмотреть сущность научного творчества;
• определить методы научного творчества;
• рассмотреть суть морфологического метода;
• рассмотреть содержание понятий логики и интуиции в контексте научного творчества;
• изучить этапы творческого процесса;
• выделить отдельные технические приемы научного творчества.
Итоги работы заключаются в определении понятия и сущности научного творчества как процесса создания когнитивных инноваций в науке в виде принципов, законов, теорий, методов, моделей, принципов, приемов и т. д. В результате рассмотрения примеров творческих победу были выявлены последовательные этапы, которые являются типичными для творческого процесса.
Кроме того, были рассмотрены методы научного познания, в частности: метод проб и ошибок, метод мозгового штурма, синектика, метод контрольных вопросов и морфологический анализ. Более подробно рассмотрена суть морфологического метода как анализа, предполагающего соединение в единую систему методов выявления, подсчета и классификации всех выбранных вариантов конкретной функции.
При рассмотрении логики и интуиции нами были рассмотрены точки зрения ученых, которые по-разному воспринимают творческий процесс и влияние интуиции, в том числе как источника бессознательного творчества (Берксон, Фрейд), так особой способности разума (Аристотель, Кант).
Отдельно нами были рассмотрены этапы творческого процесса, в частности: этап признания проблемы, поиск возможных путей решения проблемы, этап внезапного озарения, осознания желаемого решения. Также рассмотрены отдельные технические приемы научного творчества в соответствии с классификацией Эдуарда де Бона.
1. Основные характеристики научного творчества
1.1 Сущность научного творчества
Научное творчество — это процесс создания когнитивных инноваций в науке в виде принципов, законов, теорий, методов, моделей, принципов, приемов и т. д.
Творчество обычно определяют как процесс создания чего-то нового, чего раньше никогда не было. Творчество – это не только исследовательская деятельность, технические изобретения и решение школьных задач нестандартными способами. Это касается производственных, управленческих вопросов во многих других сферах деятельности. Как правило, творчество начинается не с фактов. Все начинается с определения проблемы и веры в то, что вы можете ее решить. Высшей стадией научного творчества является открытие новой, фундаментальной, основной идеи, определяющей, как может быть решена проблема, породившая творческий процесс. Конечно, новые идеи открыты не для всех. Но история научных открытий и изобретений показывает, что одних только научных и технических знаний и правильного отношения недостаточно для генерирования новых идей. Все попытки свести креативность к точной методологии, которую может применять любой креативный человек, пока не увенчались успехом. Творчество нельзя свести к чисто логическим шагам. Другими словами, нам нужно исключить из логики вопрос о творчестве.
Вопросы творчества включают креативность, творческую атмосферу, творческие навыки, а также методы и приемы улучшения творческого процесса. Креативные способности – это не врожденные черты личности, а технические приемы, которые формируются в процессе обучения и пребывают в определенной творческой среде. Креативность включает в себя нетрадиционное мышление и видение вещей, не укладывающееся в общепринятые понятийные рамки, способность мысленно воспринимать целые проблемы и формулировать задачи, а также личную ассоциативную память и др. Психологические аспекты, включающие эмоционально-характеристические черты.
Давно замечено, что новые идеи редко возникают в результате постепенных изменений, чаще всего это взрывы, скачки, резкие отклонения от того, что было известно ранее. Как известно, правитель Героя II Сиракуз приказал изготовить для своей коронации золотую корону, но подозревал, что заменили часть золота серебром. Архимеду было поручено определить количество золота в короне. Архимед знал, что удельный вес золота больше, чем у серебра, и что вес короны точно соответствует весу золота, данного его хозяину. Поэтому, если обман происходит, объем должен увеличиваться. Поэтому задача состояла в том, чтобы точно определить объем короны.
Архимед долго безрезультатно ломал голову и, напившись, отправился в общественную баню, чтобы немного расслабиться. Вода брызгала, когда он прыгал в ванну.
Архимед стал просветленным. Количество вытесненной воды равно объему его тела. Это означает, что объем венца можно определить по количеству вытесненной воды. И с торжествующим возгласом «Эврика!» Обнаженный Архимед помчался домой по многолюдным улицам, чтобы опробовать свои идеи.
Эту зрелищную историю можно разделить на несколько последовательных этапов, характерных для творческого процесса.
1. Точное изложение цели.
2. Собрать информацию и неспособность решить проблему.
3. Отвлечение от работы, инкубация.
4. Освещение. Часто предшествует случайное триггерное событие.
5. Подтверждение идей.
Эти основные этапы творчества были описаны Уоллесом в 1926 году. Увы, в последующие годы не появилось ни одной значимой теории, которая могла бы объединить разрозненные факты, наблюдения и предположения о природе творчества.
Конечно, творческое мышление — это не магическое заклинание. Изучая, которое можно приобрести способность творить чудеса. Тем не менее, глубокое изучение творчества показывает, что разные виды креативности имеют много общего, что они следуют схожим шаблонам и имеют много общих творческих приемов. Знание того, что такое творческое мышление и как оно работает, позволяет развивать его с помощью очень сознательно организованной специальной подготовки и, главное, очень эффективно управлять творческой деятельностью, поэтому неразумно исключать проблемы творчества из методологических проблем науки и науки. отнести их только к психологии творчества.
Если говорить о самой науке, то следует отметить, что творчество представлено как минимум в следующих аспектах:
а) В то время как наука формулирует новые знания о мире, она фактически открывает то, что было раньше, но не было в поле зрения человека.
б) Наука предвидит и предсказывает то, чего еще нет в действительности, но может возникнуть в результате дальнейшего развития существующих природных процессов.
в) Наука связана с реальным, непосредственным творческим изменением, основанным на преднамеренных действиях человека, на основе знания общих принципов развития действительности.
В самом акте научного творчества многие современные исследователи этого вопроса (например, Д. Маккиннон и др.) выделяют следующие этапы:
1) Накопление знаний, навыков и умений четко формулировать задачи.
2) Концентрация усилий на оптимальном решении проблемы.
3) уход от проблемы и переход к другим видам деятельности (этот этап иногда называют инкубационным периодом);
4) проницательность, проницательность.
5) проверка или валидация полученного решения.
Эта классификация перекликается с классификацией канадского исследователя И. Тейлора. Тейлор различает следующие этапы научного творческого процесса:
1) постановка проблемы;
2)Видоизменять проблемы с помощью метафор, аналогий, экстраполяций и т. д.
3) Внедрение и использование креативных продуктов для изменения окружающей нас реальности.
Как видите, понимание проблемы активизации творческого процесса и стимулирования рождения творческих идей имеет решающее значение для понимания природы научного творческого действия.
Одной из самых популярных концепций для разработки этих вопросов является синтаксическая теория У. Гордона — операциональная теория, предназначенная для сознательного использования подсознательных психологических механизмов, действующих в творческом процессе. В рамках синектики выделяют четыре типа продуктивных аналогий, которые ученые используют для эскалации своей творческой деятельности. Во-первых, речь идет о прямой аналогии сравнения, например, технических объектов с биологическими. В-третьих, некоторая необходимая релевантность фантастическим аналогиям, в которых мысленно создаются идеальные ситуации и легко решаются проблемы, даже если они противоречат здравому смыслу; В, на личной аналогии ученого, воображающего себя самим собой. Элементы предлагаемой ситуации.
Помимо симбиотической теории исследовательских направлений по стимулированию научного творчества, в настоящее время популярна также теория «мозгового штурма» А. Осборна. По его мнению, креативность можно повысить, если ученые придерживаются четырех принципов:
1) принцип исключения критики (любая идея может быть высказана без опасения быть воспринятой как неподдерживаемая);
2) принципы, побуждающие к ассоциации (чем страннее идея, тем лучше);
3) Принцип неограниченного роста идей (количество предлагаемых идей должно быть как можно больше).
4) принцип отказа от идей (каждый участник исследования имеет право комбинировать и модифицировать идеи, предложенные другими).
Однако следует понимать, что все усилия, направленные на развитие и стимулирование творческого процесса, не всегда гарантируют практическую реализацию этих усилий. Субъективные и личностные факторы всегда важны, и их диапазон включает, например, талант, гениальность и общую нацеленность на успех.
По автобиографиям, воспоминаниям и личным наблюдениям известных изобретателей и ученых можно сделать вывод, что научная гениальность (и талант вообще) состоит из:
1) Перцептивные способности, т. е. ненормальная сила внимания, повышенная наблюдательность и восприимчивость.
2) Интеллектуальная интуиция, богатое воображение, основанное на элементарных знаниях, дар предвидения.
3) Повышение мотивации, то есть удовлетворение от самого процесса, а не от результата исследовательской деятельности.
4) Воля к мышлению, то есть способность к отказу от интеллектуальных шаблонов, инициативность, настойчивость в исследованиях, высокая самоорганизация, повышенная работоспособность.
5) Способность схватывать идеи целостно, т. е. понимать нетривиальные отношения, правильно понимать суть научных проблем, не обладая исчерпывающей информацией.
Нам также необходимо различать академически грамотного ученого и действительно блестящего ученого. Часто эрудированные ученые озабочены последовательным соблюдением формальных, логических правил и формулированием фундаментально обобщенных знаний и непродуктивны в открытиях. Ученые с богатым воображением, доверяющие интуиции и не требующие совершенства оперативных знаний являются главными творцами нового.
1.2 Методы научного творчества
Методы психологической активации творческого мышления направлены на преодоление психологических барьеров, мешающих творческому мышлению.
Т. А. Эдисон сказал, что талант состоит из 1% вдохновения и 99% пота. Таланту нельзя научиться, но его можно развить. Способность — это еще не талант, но уже предпосылка к нему. Наблюдательность можно развивать и улучшать, как и любую другую способность. Для этого существуют специальные тесты и методики.
На протяжении многих лет проницательность, врожденные способности и удачи рассматривались как непреложные атрибуты творчества, а само понятие «творчество» ассоциировалось с искусством отбирать варианты методом проб и ошибок. Несмотря на то, что в науке преобладают пробы и ошибки, это наименее эффективный путь к истине. Превращение науки в производительную силу общества и выделение ученых в самостоятельные профессии поставили задачу разработки методов активизации научного творчества и алгоритмов творческого процесса.
Широко известен как метод активизации научного творчества метод мозгового штурма, пропагандируемый г-ном А. Осборном. В основе этого психологического метода лежит утверждение о том, что процесс порождения идей должен быть отделен от процесса их оценки. Осборн предлагал генерировать идеи в ситуациях, когда критика запрещена, а наоборот, все идеи всячески поощряются, какими бы великими они ни казались. При мозговом штурме выбирается небольшая (6-8) группа экспертов, предпочтительно из смежных областей знаний, психологически совместимых друг с другом и являющихся «генераторами идей» в зависимости от стиля их мышления. Генерация идей происходит в быстром темпе. В моменты «коллективного вдохновения» возникает своего рода возбуждение, бессознательно выдвигаются идеи, прорываются и высказываются смутные догадки и предположения. Высказанные идеи фиксируются и передаются экспертной группе для оценки и выбора наиболее перспективных.
Модифицированным вариантом метода мозгового штурма является синектика, разработанная У. Гордоном. Метод характеризуется формированием более или менее постоянной группы «идеогенераторов», введением элементов критического анализа высказанных идей, синектической группой-лидером, направляющим процесс и проводящим определенные аналогии. В отличие от Осборна, Гордон подчеркивает необходимость заблаговременного сбора информации, подготовки специалистов, использования специальных приемов для организации процесса принятия решений.
Существует множество способов систематического поиска идей, но наиболее известным является морфологический анализ, метод контролируемых вопросов.
Метод контрольных вопросов используется для лучшего понимания проблемы с помощью вопросов, которые задаются в определенном порядке. Для каждого направления деятельности разработано достаточное количество таких чек-листов. вот пример одного из них:
1. Какова основная функция объекта?
2. Что представляет собой идеальный объект?
3. Что будет, если объекта не будет вообще?
4. В какой другой области выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
5. Можно ли разделить объект на части?
6. Можно ли неподвижные части объекта сделать подвижными?
7. Нельзя ли исключить предварительные операции?
8. Какие дополнительные функции может выполнять объект?
Морфологический анализ является наиболее распространенным из этой группы методов. Пионером морфологического анализа был философ, теолог и миссионер Раймонд Лулу (1235-1314), представитель алхимической элиты своего времени, идеи которого впоследствии были развиты швейцарским астрофизиком Цвикки. Суть этого метода заключается в сравнении однородных объектов и определении их существенных компонентов. Основным инструментом является так называемая конструкция морфологического ящика. Его «шапка» состоит из избранных существенных компонентов системы, с возможными вариантами их выражения, занесенными в столбцы. Выбирая случайным образом варианты необходимых компонентов, мы получаем новые их сочетания и, соответственно, новые системы.