Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Термин дзен, в переводе с санскрита означает созерцание и сосредоточение. Дзен-буддизм – это новое явление религиозного, философского и социально-психологического плана, который породила ассимиляция буддизма в японской культуре. Можно сказать, что это своего рода самоуглубление, в результате которого происходит внезапное озарение, которое называют сатори. Этого состояния достичь непросто. Для этого разработано многочисленное количество ритуалов, которые предполагают сосредоточенность и медитацию в процессе любования явлениями или состояниями природы.
На основе дзен возникло и развилось достаточно много самостоятельных направлений. К ним можно отнести искусство аранжировки цветов, садов и парков, чайная церемония, боевые искусства, требующие особой формы чувствования и многое другое. Сегодня дзен-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции.
В истории религии дзен уникален во всех отношениях. Его доктрины представлены таким образом, что только посвященные, посредством долгой тренировки могут понять их подлинный смысл. Его учение для непосвящённых принимают непонятный и загадочный смысл. Многие считают дзен бессмысленным, или намеренно запутанным. Возможно именно для того, чтобы скрыть его глубокие истины от непосвященных.
Цель работы: рассмотреть развитие дзен-буддизма и его влияния на японскую живопись.
Объект исследования: японская культура и религия.
Предмет исследования: развитие дзен-буддизма в Японии и его влияние на японскую живопись.
Задачи:
1. Изучить становление дзен в Японии.
2. Рассмотреть дзен как философию и образ жизни.
3. Представить историю дзен - буддизма в японской культуре.
4. Раскрыть этапы развития дзенской живописи.
Методы исследования: анализ научной и специальной литературы, описательный и сравнительно-сопоставительный методы анализа сравнение, классификация, синтез.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Дзен как религия и философия
1.1. Становление дзен в Японии
Дзен является одной из наиболее влиятельных буддийских школ в Японии. Считается, что данное учение пришло из Индии, но в действительности оно возникло в Китае. Последователи дзен считают, что его парадоксы возникли не случайно. Язык человека является плохим средством для выражения глубочайших истин, которые пытается донести дзен. Истины должны быть пережиты в бездонных глубинах души и лишь затем, их можно будет каким-либо образом осмыслить. Большинство затруднений, которые возникают при изучении дзен-буддизма, связано с незнанием и непониманием китайского мышления. Существует достаточно распространенное мнение, что восточный склад ума представляет собой нечто мистическое и иррациональное. Следовательно, оно непостижимо для обывателя [18].
Английский исследователь Р.Х. Блис писал, что основные положения дзен носят универсальный характер. Дзен охватывает хронологические рамки примерно с IX века и по наши дни. На Западе и в Японии дзэн-буддизм является предметом систематического философского анализа. Имеется обширнейшая литература и различным аспектам учения Д. Судзуки посвящено много статей разных авторов.
В России анализ по дзэн-буддизму проводил А.Н. Мещеряков. Им написано несколько статей, в которых рассматривались культурологические, социально-исторические и лингвистические аспекты дзэн-буддизма. Ю.Н. Золотарёва представила анализ многочисленных художественных и культурных проявлений дзэн-буддизма. Отдельные аспекты дзэн-буддизма исследовались А.К. Агаповым, И.Н. Яблоковым, Ю.Б. Козловским и др. Доктрина дзэн всегда актуальна. Она и сегодня подлежит осмыслению как образа жизни японцев.
Принц-регент Сётоку Тайси (умер в 621 году) считается первой по значимости фигуры в истории государства. Его считают основателем империи и поклонником буддийского учения. Можно сказать, что дзэн был насажден на японской земле в рамках школы Хоссё. Благодаря покровительству императорской фамилии дзэн пустил глубокие корни на японской земле. Последователями этого учения стали многие представители могущественной династии Хёдзё, которые были преемниками воинственного дома Минамото. Архитектура возведенных храмов в это время повторяла образцы китайского зодчества. Сегодня единственным памятником древней архитектуры является мемориальный зал основателя школы, относящийся ко времени правления Муромачи. В нём сохранились впечатляющие образцы резьбы по дереву мастера Дэйкаку.
Перенос дзэн в Японию никогда не означал пассивного приятия чужеземной традиции. При этом восхищение японских буддистов Китаем не знало границ. Японские буддисты отличались тонкой восприимчивостью и в первую очередь ценили новаторство в искусстве и культуре. Буддийских учеников приводили в восхищение китайская каллиграфия, шелковые одежды, изделия из фарфора и глазурь и др. Самым примечательным религиозным деятелем Японии является дзэнский наставник Догэн (1200–1253). Это до сих пор подтверждается повышенным вниманием современников к его личности. Философы всех времён черпали вдохновение из «несравненных глубин его мышления». Они служили «указующим перстом развитию современной философии» [13, с.511].
Догэн являлся самым великим и оригинальным мыслителем из числа тех, кого когда-либо порождала японская земля и считается признанным мастером дзадзэн. Сам он практиковал сидячую медитацию, которой уделял времени больше, чем кто-либо из его учеников. Он рассматривал это как истинную самореализацию и осуществление Закона Будды. Среди буддистов его подход называется религией «исключительного дзадзэн» и рассматривается как возврат к «чистой традиции Будды и патриархов». Ничто так не огорчало Догэна, как размежевание буддийских и дзэнских сект и школ. От своего наставника Догэн унаследовал критическое отношение к историческому развитию буддизма. Он считал ошибочным категорическое отрицание канонических писаний. По его мнению, в отрыве от сутр не существует никакой мистической передачи разума Будды и термин «секта дзэн» он считал порочным. Он был уверен в том, что медитация по методике дзадзэн неотделима от высоких моральных качеств практикующего. Он всегда подчёркивал преходящую природу всего земного. Сам он вёл аскетический образ жизни и практически всем пытался его привить. Вместе со своими монахами он вел простой и строгий образ жизни [3].
В современных дзэнских монастырях жизненный уклад монахов остался практически неизменным. Утренняя и вечерняя трапезы состоят из порции риса. В полдень монахи довольствуются пшенной кашей с овощами. В рационе отсутствуют продукты животного происхождения, такие, как мясо, рыба, яйца, молоко. Догэн был ярчайшей фигурой в японском буддизме. Он сочетал в себе острый и пытливый ум с искренней набожностью и заслуженно считается одним из величайших мыслителей в истории человечества.
В отличие от других буддийских школ, испытывавших период упадка, учение дзэн доказало свою живучесть. Великие дзэнские храмы стали центрами религиозной и культурной жизни. Японский дзэн достиг высокой степени развития во время долгого правления третьего сёгуна Асикага Йосимицу (1367–1395). В 1386 году сёгун официально установил иерархию дзэнских храмов. К концу XIV столетия строительство новых храмов прекратилось. Можно сказать, что в это же время остановилось распространение дзэнского движения. Это был период заката японского Средневековья. Социальная и политическая нестабильность быстро привела к завершению этой исторической эпохи. Своего апогея обновление японского дзэн-буддизма достигло с появлением Хакуина (1685–1768). Судзуки считает его основателем современного японского дзэн школы Риндзай. Буддизм в целом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березина, В.А. Живопись как форма динамической медитации в чань-буддизме Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение» [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://cyberleninka.ru/article/n/zhivopis-kak-forma-dinamicheskoy-meditatsii-v-chan-buddizme?ysclid=lbwbm8uzg340084955 (дата обращения: 20.12.2022).
2. Влияние дзэн-буддизма на японскую культуру [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://studbooks.net/839790/religiovedenie/vliyanie_dzen_buddizma_yaponskuyu_kulturu?ysclid=lbwbptf36j148507523 (дата обращения: 20.12.2022).
3. Влияние дзэн на эстетику японского общества [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://history.wikireading.ru/409174?ysclid=lbwblm7hlf915594076 (дата обращения: 20.12.2022).
4. Дзэн в искусстве [Электронный ресурс] - Режим доступа. –http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st016.shtml?ysclid=lbwbi0xuy6260855469 (дата обращения: 20.12.2022).
5. Дзен. ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dzen.ru/ (дата обращения: 20.12.2022).
6. Дзен-портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dzenportal.info (дата обращения: 20.12.2022).
7. Дзен в искусстве [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://art-prana.livejournal.com/34464.html?ysclid=lbwbkqty56281142124 (дата обращения: 20.12.2022).
8. Дзэн и японское искусство [Электронный ресурс] - Режим доступа. –http://sias.ru/upload/iblock/615/hk_2013_09_26_51_grishin.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
9. Дзэн и японская культура [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://otherreferats.allbest.ru/culture/00072284_2.html (дата обращения: 20.12.2022).
10. Живопись дзен [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://art.jofo.me/332327.html?ysclid=lbwbhajth0241047400 (дата обращения: 20.12.2022).
11. Искусство чань и дзен [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://nowimir.ru/DATA/060003_1.htm?ysclid=lbwbn9f6j8770915468 (дата обращения: 20.12.2022).
12. Козловский, Ю.Б. Философия экзистенциализма в современной Японии [Текст] / Ю.Б. Козловский // М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975. – 182 с.
13. Мир культуры (Основы культурологии): Учеб. пос. - 2-е издание, исправленное и дополненное [Текст] / М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. — 712 с.
14. Мировая художественная культура: Учеб. пособие [Текст] / под ред. Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев. - М.: Высшая школа, 2001. - 767 с.
15. Оно, Т. Японское искусство суми-э. Техника и духовная основа монохромной живописи [Текст] / Т. Оно // М.: Попурри, 2009. – 134 с.
16. Полинг, Л. Вся жизнь в борьбе за мир. Диалог [Текст] / Л. Полинг // М.: МГУ, 2004. – 144 с.
17. Саито, Р. Японская живопись тушью в стиле суйбоку [Текст] / Р. Саито // М.: Попурри, 2008. – 96 с.
18. Хироко, К. Сакура, сакура повсюду, куда ни взглянешь [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.ecoethics.ru (дата обращения: 20.12.2022).
19. Япония от А до Я. [Электронный ресурс] / Режим доступа. – http://www.japantoday.ru (дата обращения: 20.12.2022).
20. Японская живопись и дзэн-буддизм [Электронный ресурс] / Режим доступа. – Источник: http://japanmeiji.ru/2012/06/24/yaponskaya-givopis-i-dzen/ (дата обращения: 20.12.2022).