Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждения обучающихся к результативному освоению содержания образования и познавательной деятельности. Следует отметить, что мотивация связана с мотивами, то есть некими конкретными побуждениями, стимулами, которые заставляют личность действовать и совершать конкретные поступки.
Известно, что мотивы связаны с эмоциями и стремлениями человека, интересами и потребностями, идеалами и установками. Таким образом, мотивы – это движущая сила процесса обучения и усвоения материала. Отсюда следует, что мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения.
Мотивация к обучению является достаточно непростым и неоднозначным процессом изменения отношения личности и к отдельному предмету изучения, и к учебному процессу в целом.
Причинами, стимулирующими человека к активной деятельности (учебе) могут быть самыми разными. Отсюда меняются и требования к организации и качеству образования.
Сейчас важны не только специальные знания, умения и навыки, но и ориентиры на всестороннее развитие и успех. Поэтому особенно актуальным в этих условиях становится вопрос о стимулах и мотивах учебной деятельности.
На мотивы как на мобильную систему можно влиять.
Чем выше мотивация, тем выше стимул получения знаний. Проблемы отсутствия учебной мотивации приводят к неприятным последствиям – снижению качества знаний, умений и навыков.
Целью данной работы является рассмотрение роли мотивационного компонента личности в повышении эффективности человека в учебной деятельности.
Задачи:
- описать сущность мотивации, роль мотивации для личности;
- изучить историю изучения мотивации;
- рассмотреть влияние мотивации на продуктивность деятельности;
- описать сущность учебной деятельности;
- проанализировать мотивационный компонент учебной деятельности;
- описать методы усиления мотивации как способ повышения эффективности в учебной деятельности.
Объект исследования – мотивационный компонент личности. Предмет исследования - роль мотивационного компонента личности в повышении эффективности человека в учебной деятельности.
Глава 1 Теоретические основы изучения мотивационных процессов
1.1 Сущность мотивации, роль мотивации для личности
В современной психолого-педагогической науке существуют различные взгляды на сущность мотива. Вместе с тем мотив чаще рассматривается как конкретный психологический феномен (но различный у разных авторов), как направленность на побуждение, цель, потребность, свойства личности, состояния, намерение.
Например, такое понимание мотива предложено польским психологом и психотерапевтом К. Обуховским: «Мотив – это психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия» .
«Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта» .
В научной литературе под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем «мотив». «Мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который поддерживает и стимулирует поведенческую активность на определенном уровне.
Д. А. Леонтьев, рассуждая о роли саморегуляции как основы работы личности, приходит к тому, что саморегуляция помогает субъекту преодолеть навязчивое влияние внутренних импульсов и давлений окружающей среды, прокладывать свой путь в мире, основываясь на своих смыслах и ценностях .
Д. А. Леонтьев пишет о том, что любое развитие имеет основу в развитии не столько структур познания, а именно структур личности. К примеру, если личность ученика не развивается, обучение не будет эффективным. Знания просто становятся мертвым грузом. А познание является инструментом.
Личность и мотивация являются определяющими в развитии, к примеру, креативности. Если человек одарен, но не развивает свою личность, начинаются проблемы и кризисы. Субъекты, не справляющиеся со своей одаренностью – это субъекты с неразвитой личностью.
По мнению Д. А. Леонтьева, каждый человек обречен заниматься актуализацией того, что в нем заложено. Актуализация предполагает коммуникации с другими в соответствии со своей программой. Значит, актуализация предполагает созревание на морфологическим уровне, функциональности, адаптацию к условиям среды.
Кроме того, каждый человек – это существо социальное, элемент многих систем. И нужно достичь гармонии с группами общества, к которым принадлежит человек, адаптироваться к ним. Это уже аспект социализации, усвоения опыта общества, его требований.
Есть также аспект личностного в самой личности. Здесь мы уже говорим об автономности личности, ее выборе и самодетерминации своей жизни. Личность поступательно развивает свои механизмы коммуникации с миром, саморегуляцию. До совершеннолетия развивается личностная саморегуляция, вменяемый субъект. Данный этап – обязателен и универсален. Личности нужно усвоить механизмы самоконтроля, чтобы соответствовать требованиям общества.
Уже после совершеннолетия развитие является личным делом каждого и не обязательно. Здесь личность учится быть субъектом своей жизни, строить собственную траекторию жизни . Это – своеобразные возможные горизонты развития личности.
К личностному потенциалу не имеют отношения способности, компетенции, интеллект, умения и знания. Это – не решающий фактор. Личностный потенциал – это то, каким образом человек использует свои способности. Таланты, способности могут быть лишними, от них могут быть только проблемы. Аналогия – со странами, у которых есть огромные природные ресурсы. И государства перестают развивать экономику, потребляя только свои ресурсы. Люди могут поступать также.
Д. А. Леонтьев приводит пример: личность Марата Сафина не успевала за развитием своих способностей, и он ушел из спорта раньше, чем мог бы. У Давыденко был скромный уровень возможностей, но он выжимал максимальный уровень, который у него был, при помощи самодисциплины.
1.2 История изучения мотивации
В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с применением различных методов.
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории поля» понималась категория мотива.Поле понимается, в таком случае, обширно – как то, что окружает человека. Индивид живет, развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из предметов обладает своей значимостью, свои зарядом и влияет на потребности самого индивида. Поведение – это функция личности и психологического поля, поскольку на него влияют разные потребности.
В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив.
Основная идея иерархии потребностей Абрахама Маслоу, часто называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу, является классической теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире.
В своем учении Маслоу распределил потребности человека на пять основных уровней по возрастающему принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как вверх по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1).
Рисунок 1 – Пирамида Маслоу
Согласно Маслоу, человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иначе говоря, появлению одной потребности, как правило, предшествует удовлетворение другой, более насущной. «Человек — это животное, постоянно испытывающее различные желания» .
Маслоу характеризует пять групп целей, которые он именует основными потребностями. К ним относятся: физиологические нужды, потребность в собственной безопасности, постоянную потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации.
Строгая последовательность важности этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее значимые потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются» . Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Вот что он пишет:
А. Маслоу в своих работах определяет, что в США и в других странах с высоким уровнем развития голод, как таковой, не существует. При этом он пишет, что люди часто принимают за голод низкий уровень жизни отдельных граждан. И действительно, в развитых обществах предусмотрены социальные льготы и различные пособия, как выход из тяжелых жизненных ситуаций. Конечно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности, такие простейшие, как например, потребность в воздухе или в воде.
Если физиологические потребности будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые важные цели, в данном случае, потребности безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Вартанова И. И., Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 3. — С. 40-48
2) Воронкова Е.К. Массовые открытые онлайн-курсы в системе высшего образования: методологические подходы к формированию и практические решения. Экономические науки. 2020.
3) Горбачева, Е. В. Эдьютейнмент - он повсюду, или современное подрастающее поколение нужно учить по-другому / Е. В. Горбачева. - Молодой ученый. - 2020. - No 1 (291). - С. 130-132
4) Денисова Е.А., Никонова Р.А. Исследование учебной мотивации младших школьников// ПОВОЛЖСКИЙ ВЕСТНИК НАУКИ. 2021. № 2. С. 60-64
5) Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
6) Джумайло П. Д., Курапова И. А. Взаимосвязь учебной мотивации и эмоционального отношения к учению в младшем школьном возрасте//ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. 2021. № 4. С. 153-160
7) Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова - 2020. - 98 с
8) Золотарева А. В., Мотивация к учебной деятельности у современных подростков: результаты регионального исследования в школах, находящихся в сложных социальных условиях // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 6. — С. 58-68
9) Карманова Е.В. Применение геймификации при организации электронного обучения (на примере учебного курса «Информационные системы и технологии») / Е.В. Карманова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции. - Магнитогорск: Изд-во. Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. – Т.2. – С. 457
10) Крайнова Ю. Н., Пути формирования учебной мотивации у подростков при изучении истории в общеобразовательной школе // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 4. — С. 42-44
11) Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 2 / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006.
12) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1982. 245 с.
13) Майер Р. В., Психологические аспекты активизации учебной деятельности студентов педагогических вузов при изучении компьютерного моделирования // Инновации в образовании. — 2018. — № 9. — С. 55-64.
14) Мазур, Ю. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. В кн.: О. Б. Широких, Т. Ю. Макашина (ред.), Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2018
15) Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2008. 583 с
16) Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 2013.
17) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012
18) Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 2004. 144 с.
19) Налимова И. В., Условия развития учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. — 2020. — № 10. — С. 44-48
20) Обуховский К. Психология влечений человека. Прогресс, 1972. 248 с.
21) Семенова М. Н., Динамика мотивации учебной деятельности в связи с ценностями будущей профессии у студентов технического вуза // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 3. — С. 49-53
22) Сердюкова Н. А., Побуждение обучающихся к учебной деятельности // Начальная школа. — 2020. — № 8. — С. 69-71
23) Слепко Ю. Н., Психологическое содержание и динамика целей учебной деятельности студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. — 2022. — № 2. — С. 69-81
24) Торопыгина А. В., Мотивация как один из факторов повышения обучаемости в среднем профессиональном образовании // Высшее образование сегодня. — 2018. — № 2. — С. 59-63
25) Филаткова Е. В., Мотивационный аспект в организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми по развитию речи // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 9. — С. 45-46
26) Шубина Ю.С., Мухамадеева Р. М., Мансурова К. А. Геймифицированная среда онлайн-обучения как инновационный метод повышения вовлеченности студентов//ЗАМЕТКИ УЧЕНОГО. 2022. № 5. С. 207-218