Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Сегодня музыкальная индустрия зашла в некоторый логический тупик своего развития. Для дальнейшего развития необходимо организовать качественный прорыв не только в поиске новых звуков и мотивов, но так же и новых формах передачи эмоциональности.
Цель исследования – выявить особенности музыкальной выразительность как элемента художественно-выразительной стороны исполнительского процесса.
Объект исследования – музыкальная выразительность.
Предмет исследования – музыкальная выразительность как элемент художественно-выразительной стороны исполнительского процесса.
Задачи исследования:
1. Дать определение музыкальной выразительности.
2. Дать характеристику средств музыкальной выразительности.
3. Выявить особенности применения средств музыкальной выразительности при обучении воспитанников.
4. Выявить особенности музыкальной выразительности как элемента художественно-выразительной стороны исполнительского процесса.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретический анализ средств исполнительской выразительности
1.1. Образность, как основа исполнительской выразительности
Каждое искусство имеет свой язык и способы обращения к публике. Например, в живописи это краски, мазки художника и законченный рисунок. Поэты, сочиняя стихи, говорят с людьми на языке слов, создавая рифмы. В театре актеры передают свои эмоции и чувства зрителю. Средствами музыкальной выразительности являются фактура, метр, темп, мелодия, размер и др.
Регистрация является частью ассортимента. Также этот термин относится к высоте музыкального инструмента или голоса. Существуют следующие виды записей:
• Короткий. Это мрачный или серьезный звук.
• Высокий или высокий. Легкий и тонкий звук.
• Средний. Обычно такой звук ассоциируется с человеческим голосом.
Ритм – это первое, чему учат ребенка на уроке в музыкальной школе. Говорят, какие средства музыкальной выразительности играют главную роль. Ритм — один из них. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждой интерпретации песни. Может быть, чередование отрывистых звуков с мягкими, то есть повторение коротких и длинных звуков.
Эта среда становится ясной, если вы наблюдаете за любым танцем. Все происходит вовремя, благодаря чему движения приобретают эмоциональную окраску. Музыка без ритма не может восприниматься как законченная мелодия. Похоже на простой набор звуков. Этот прием наделяет музыкальное произведение образностью и лиричностью или надрывом и волнением.
Развитие цифровой музыки основано на правильно подобранном ритме. Чтобы иметь качественный звук для таких композиций, нужно использовать хорошие колонки. Есть и другие важные элементы.
Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.
Средства выразительности Содержание Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь
Мелодия – одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, тон и характер. Поэтому без него работа выполняться не будет.
Для записи ритма на листе используется циркуль. Благодаря этому музыкант может понять, в каком темпе и ритме ему следовать. Существуют разные тактовые размеры, такие как две четверти, одна восьмая и т. д. Чтобы сохранить правильный ритм при изучении нового материала, вам нужно использовать метроном или считать самостоятельно.
Темп — это скорость воспроизведения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная звучит очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.
Обозначение на итальянском языке. В начале композитор указывает, в каком темпе должна быть сыграна мелодия. Можно писать увлеченно, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса. Кроме равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменение — очень важная форма музыкального выражения.
Мода – это соотношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создается осмысленная мелодия.
Различают неустойчивые и постоянные звуки. Последние обладают чистым звуком, для которого они и являются основой. Если музыка остановилась на нестабильном звуке, нужно менять на стабильный. Это отношение лежит в основе музыкального дискурса. В композиции часто бывает несколько переходов.
Наиболее распространены малый и мажорный лады. Они определяют образное содержание мелодии и ее характер. Мажорная композиция всегда весёлая и весёлая, а минорная — грустная и грустная.
Тембр – звуковая окраска. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса:
• Высокий.
• Середина.
• Низкий.
В хоре большое количество певцов (не менее 12). Это как оркестр в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.
В оркестре музыкальные инструменты делятся на виды. Всего их четыре:
• Ударные.
• Латунь.
• Строки.
• Деревянные духовые инструменты.
Динамика - это громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или легкой грустью, тогда как громкое музыкальное произведение выражает напряженные или энергичные образы. Динамика возрастает, когда нужно усилить напряжение или когда слушателю нужно подготовиться к кульминации. Динамическая кульминация — это высшая точка напряжения. Когда он ослабевает, создается ощущение спокойствия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Музыкальное образование. История отечественной школы музыкального образования. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Обучение в музыкальной школе. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Обучение музыкальным средствам выразительности. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Музыкальные средства выразительности. Развитие и совершенствование теории и практики. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Российские подходы к обучению музыкальным средствам выразительности. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Музыкальные средства выразительности и их место в музыкальном произведении. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Музыкальные средства выразительности. Теория и практика вопроса. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Обучение музыкальным средствам выразительности. Актуальные проблемы. – Тверь: Контур, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по обучению музыкальным средствам выразительности в ДШИ. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика обучения музыкальному искусству. Справочник для педагогов ДШИ. – Краснодар: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика музыкального обучения. Плюсы и минусы. – Махачкала: Факел, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Музыкальные средства выразительности. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.