Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КАК СЛОЖНАЯ ФОРМА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3
1.1 Понятие и сущность театрализованного мероприятия 3
1.2 Виды театрализованных представлений, их особенности 6
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МЕРОПРИЯТИЯ 13
2.1 Подготовка театрализованного представления 13
2.2 Проведение театрализованного мероприятия 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
История театрализованных мероприятий уходит своими корнями глубоко во времена античности. Ещё в период существования Древней Греции и Древнего Рима театр выступал не только как форма досуга, но и как важный механизм социально-культурного просвещения общества. На сегодняшний день театрализованные мероприятия принимают различные формы и имеют разные цели, но всех их связывает единство структуры. Режиссура театрализованных мероприятий является сложной многокомпонентной деятельностью, зачастую требующей глубинных познаний не только в области драматургии, но и в психологии, педагогике, социологии и многих других отраслях науки.
Актуальность исследования заключается в необходимости подробного анализа понятия и сущности театрализованного мероприятия, а также в выявлении методических рекомендаций по их подготовке и проведению, что сможет стать основой будущих исследований в области социально-культурной деятельности и методики организации досуговых мероприятий.
Целью исследования является формулирование основных особенностей и видов театрализованных мероприятий, а также выявление ключевых стадий подготовки и проведения мероприятий данного вида.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научную литературу по исследуемой теме;
2. Сформулировать понятие театрализованного мероприятия, проанализировать его характерные черты;
3. Дать характеристику основных видов мероприятия театрализованного типа;
4. Выделить основные этапы подготовки и проведения театрализованных мероприятий.
Объектом исследования выступает театрализованное мероприятие как сложная форма досуговой деятельности, а предметом является технология организации и реализации мероприятий театрализованного типа.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как А. В. Ваганова, Г. Г. Плотникова, С. Ю. Финажина, П. Пави и других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КАК СЛОЖНАЯ ФОРМА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность театрализованного мероприятия
Слово «театр» происходит от древнегреческих слов θέατρον («место для зрелищ») и θεάομαι («видеть, смотреть, созерцать»). Ещё с со времён античности мероприятия театрализованного характера выступали не только как способ проведения досуга и удовлетворения естественной потребности в зрелищах, но и как важный элемент развития и воспитания человека. Театрализованные мероприятия выполняют ряд социально важных функций (функции воспитания, просвещения, общественного объединения и др.), при этом они сочетают в себе документальный сюжет и средства художественной выразительности, совокупность которых воздействует на сознание и чувства аудитории.
Театрализованное мероприятие представляет собой любое мероприятие, проводимое на сцене, в основе которого лежит определённый сюжет или история. Наравне с понятием «театральное мероприятие» в теории социально-культурной деятельности используется термин «театральное представление». Театрализованное представление является формой досуговой деятельности, достаточно сложной в подготовке и реализации. Удачное воплощение такого представления требует определённого уровня актёрского мастерства исполнителей, глубины и сложности драматургии и выразительных средств режиссуры. В контексте данного исследования понятия «театральное мероприятие» и «театральное представление» выступают как синонимичные.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аль, Д. Н. Основы драматургии [Электронный ресурс]. – https://yakkii.ru/wp-content/uploads/2020/03/osnovy-dramaturgii-by-al-d.n.-z-lib.org_.pdf
2. Ваганова, А. В. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации в обществе / А. В. Ваганова, Е. Е. Созина, А. Е. Веснина // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 2(117). – С. 32-33.
3. Вершковский, Э. В. Режиссура массовых клубных представлений [Электронный ресурс]. – https://college-art.ru/site_get_file/6140/Vershkovskiy%20E%20Rezhissura%20massovyih%20klubnyih%20predstavleniy.pdf
4. Генкин, Д. М. Массовые праздники [Текст] / Д. М. Генкин – М.: Просвещение, 2005. – 140 с.
5. Горюнова, И. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. Лекции и сценарии [Текст] / И. Горюнова – СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2011. – 120 с.
6. Дегтярев, А. Н. Интеграция перформанса в современные формы театрализованных представлений / А. Н. Дегтярев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 11-3. – С. 38-40.
7. Пави, П. Словарь театра [Текст] / Патрис Пави. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.
8. Плотникова, Г. Г. Особенности режиссуры театрализованных представлений для детей в аспекте социально-культурной деятельности / Г. Г. Плотникова, Е. А. Асметкина // Этнос и культура в эпоху глобализации : Сборник материалов IV Международной научной очно-заочной конференции, Республика Абхазия, Сухум, 01–02 июля 2021 года. – Республика Абхазия, Сухум: КубГТУ, 2021. – С. 654-662.
9. Проблемы современного искусства режиссуры театрализованных представлений и праздников: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Орел, 03–04 марта 2017 года. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2017. – 197 с.
10. Суминова, Т. Н. Арт-менеджмент: реализация государственной культурной политики в сфере культуры и искусства [Текст] / Т. Н. Суминова – М.: Академический проект, 2017. – 167 с.
11. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта [Текст]: учебное пособие для институтов культуры / И. М. Туманов. М.: Просвещение, 1976. – 87 с.
12. Федорова, Н. И. Понятие о монтаже, как о способе создания театрализованного представления или праздника / Н. И. Федорова // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 7(75). – С. 23.
13. Финажина, С. Ю. Методика организации массовых мероприятий [Текст] / С. Ю. Финажина – М.: Дополнительное образование. – 2005. - №9. – С. 15-17.
14. Черкашенинов, Л. Ф. Методологические основы формирования режиссера театрализованных представлений и праздников / Л. Ф. Черкашенинов // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: Межвузовский сборник научных трудов / Министерство культуры Российской Федерации; Учебно-методический совет по режиссуре театрализованных представлений и праздников; Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2018. – С. 204-235.
15. Чечетин, А. И. Драматургия театрализованных представлений [Текст] / А. И. Чечетин. – М.: Просвещение, 1979. – 194 с.