Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы документированной процедуры адаптации персонала в организации 6
1.1 Понятие адаптации персонала в организации 6
1.2 Теоретические подходы документирования адаптации персонала в организации 16
2. Исследование документирован адаптации персонала в организации на примере ООО «Сим-моторс» 19
2.1. Характеристика деятельности ООО «Сим-моторс» 19
2.2. Оценка документированной процедуры адаптации персонала в организации 22
2.3. Рекомендации по совершенствованию документирования адаптации персонала в организации 34
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 54
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что формирование системы адаптации на предприятии является необходимой частью проведения кадровой политики в организациях, поскольку в современном мире персонал является неотъемлемой частью любого предприятия, организации и других хозяйствующих субъектов.
Работа с человеком как с корпоративным ресурсом начинается на этапе адаптации. От того, насколько эффективно организован этот процесс, зависит эффективность дальнейшей работы и возможность как реализации способностей самого работника, так и достижения целей всей организации.
В настоящее время осознание важности человеческого фактора как уникального организационного ресурса сделало задачу разработки эффективных инструментов управления им одной из наиболее актуальных. Традиционно деятельность по управлению человеческими ресурсами сосредоточивается либо в специальном отделе, либо входит в функциональные обязанности отдельного специалиста.
Их задача состоит в том, чтобы использовать функциональные элементы управления персоналом - планирование, подбор, отбор, адаптацию, развитие, обучение, мотивацию, оценку деятельности, компенсацию и увольнение - сделать человеческие ресурсы организации конкурентным фактором.
Современное представление об адаптации основывается на работах: Н. И. Архипова, И. М. Поморцева, Н. А. Татаринова , Н. Волкова , В. А. Дресвянников, О. В. Лосева
В зарубежной психологии широкое распространение получило необихевиористское научное направление, представители которого предложили достаточно содержательное и многоаспектное определение адаптации, которое используется в работах Г. Айзенка и его последователей. В их интерпретации адаптация имеет неоднозначные трактовки: а) потребности человека и требования окружающей среды абсолютно удовлетворены, состояние гармонии между человеком и окружающей средой; б) процесс, благодаря которому и достигается состояние гармонии.
Объектом исследования является ООО «СИМ-МОТОРС».
Предметом исследования является документированная процедура адаптации персонала в организации.
Цель курсовой работы – изучить документированную процедуру адаптации персонала в организации.
Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:
– изучить понятие адаптации персонала в организации;
– раскрыть теоретические подходы документирования адаптации персонала в организации;
– представить характеристику деятельности ООО «Сим-моторс»;
– дать оценку документированной процедуры адаптации персонала в организации;
– предложить рекомендации по совершенствованию документирования адаптации персонала в организации.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме работы; сбор информации для сотрудников, менеджеров и руководителей компании; проведение интервью с руководителями подразделений и менеджерами организации; обработка результатов опроса и интервью.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов в области теории менеджмента, стратегического менеджмента, управления человеческими ресурсами и в области психологии труда.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические и методологические основы документированной процедуры адаптации персонала в организации
1.1 Понятие адаптации персонала в организации
Адаптация – взаимная адаптация работника и предприятия, основанная на способности работника работать в новых профессиональных, социальных, организационно-экономических условиях труда.
Процесс адаптации является двусторонним процессом. С одной стороны, за приходом человека в компанию стоит его осознанное решение, основанное на определенной мотивации решения. С другой стороны, компания берет на себя определенные обязательства, нанимая работника для выполнения определенной работы .
Адаптация молодых специалистов является неотъемлемой частью управления персоналом. Теперь мало нанять высококвалифицированного сотрудника, важно суметь найти с ним подход, чтобы новичок не строил нереалистичных планов и надежд, связанных с его назначением в организацию. Современные предприятия уделяют большое внимание профессиональной адаптации персонала. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимная адаптация, в основе которой лежит постепенное вхождение работников в новые профессиональные и социально-экономические условия труда. Нередко увольняют людей, проработавших в организации менее трех месяцев.
Адаптация (от лат. adaptio — приспосабливаться) — это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры новой компании.
Адаптация – это заданная адаптация нового сотрудника к содержанию и к обстоятельствам работы, в том числе и в общественной сфере. В его рамках происходит подробное знакомство с коллективом, а также последние обязательства; овладение стандартами действий; слияние — абсолютное приспособление к окружающей сфере и, в конечном счете, узнавание — сопоставление индивидуальных интересов также более полно с общими.
Грамотная адаптация проявляется в ходе приспособления работника к специальности, совершенствования высококлассных умений и навыков, создания конкретных высококлассных качеств, формирования положительного отношения работника к собственной специальности.
В зарубежной психологии большого прогресса достигло необихевиористское установление приспособления, которое так много использует в работе глагол .
Адаптацию они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Различают следующие формы адаптации.
Социальная адаптация – это процесс, посредством которого человек привыкает к социальной среде и делает ее своей сферой деятельности, который включает следующие этапы:
попадание в окружающую среду;
принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;
активное отношение субъекта к этой среде с целью наилучшего удовлетворения взаимных интересов.
Производственная адаптация – это процесс принятия работника в новую для него производственную сферу, освоения условий труда и норм труда, выстраивания и расширения взаимоотношений работника с производственной средой.
Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным развитием возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности и положительного отношения к своей работе.
Психофизиологическая адаптация - приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.
Социально-психологическая адаптация: Одновременно с освоением условий труда работник вступает в процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации. Эта адаптация затруднена «в основном из-за несоответствия уровня между ними и новыми подчиненными. Если вождь — вождь и на плечи выше коллектива, то коллектив не сможет принять его требования, и вождь, по сути, окажется в положении генерала без армии; иначе коллектив будет «стадом без пастыря».
Процесс вступления усложняется, если прежний босс остается боссом более высокого уровня .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Армстронг, М. Управление результативностью. Система оценки результатов в действии / М. Армстронг, А. Бэрон. – М. : Альпина, 2020. – 248с.
2. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – Спб. : Питер, 2021. – 848 с.
3. Архипова, Н. И. Алгоритм оценки качества персонала на базе показателей эффективности KPI / Н. И. Архипова, И. М. Поморцева, Н. А. Татаринова // Экономический журнал. – 2021. – № 3. – С.102-109.
4. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т. Ю. Базаров. – М. : Юнити-Дана, 2021. – 239с.
5. Басаков, М. И. Управление персоналом: конспект лекций [Текст] / М. И. Басаков. – М. : Феникс. 2020. – 129 с.
6. Беленченкова, Т. В. Адаптация персонала в современной компании / Т.В. Беленченкова // Молодой ученый. - 2021. - №19. - С. 439.
7. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом / Н. П. Беляцкий. – Мн. : Современная школа, 2021. – 448 с.
8. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М. : Проспект, 2021. – 688 с.
9. Волкова, Н. Как стать «своим» в компании. Первичная адаптация военнослужащих: ориентация на организационную культуру / Н. Волкова // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. – 2020. – № 6. – С. 54.
10. Герш, М. В. Адаптация военнослужащих: из новичка - в грамотного специалиста / М. В. Герш // Руководитель автономного учреждения. – 2020. – № 8. – С. 74–81.
11. Грунистая, О. С. Оценка персонала: основные методы / О. С. Грунистая // Фэн-наука. – 2020. – № 2(29). – С.5-7.
12. Дейнека, А. В. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров / А. В. Дейнека. – М. : Дашков и К, 2020. – 288c.
13. Дзасохова, Б. В. При построении карьеры все средства хороши? Снижаем количество конфликтов и повышаем лояльность в коллективе / Б. В. Дзасохова // Управление персоналом. – 2020. – № 2. – С. 17-19.
14. Делахов, Д. А. Проблемы и перспективы применения системы KPI в российских компаниях среднего и малого бизнеса / Д. А. Делахов // Наука, техника и образование. – 2021. – № 5 (11). – С.1-4.
15. Дресвянников, В. А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / В. А. Дресвянников, О. В. Лосева. – Саратов: Вузовское образование, 2020. – 170 c.
16. Дуракова, И. Б. Управление персоналом: учебное пособие / И. Б. Дуракова, А. Я. Кибанов. – М. : Инфра-М, 2020. – 304 с.
17. Егорова, К. А. Наставник как ключевое звено процесса адаптации персонала / Егорова К. А. // Молодой ученый. - 2021. - №39. - С. 20.
18. Егоршин, А. П. Основы менеджмента: учебник / А. П. Егоршин. – М. : НИМБ, 2021. – 320 с.
19. Жарова, Е. Ю. Адаптация нового сотрудника / Е. Ю. Жарова // Отдел кадров коммерческой организации. – 2021. – № 9. – С. 15–20.
20. Захарова, Т. И. Оценка персонала: учебное пособие / Т. И. Захарова, Д. Е. Стюрина. – М. : Евразийский открытый институт, 2020. – 168 c.
21. Иванова, С. В. Поиск и оценка линейного персонала. Повышение эффективности и снижение затрат: учебное пособие / С. В. Иванова. – М. : Альпина, 2020. – 130 с.
22. Иванова, С. В. Оценка компетенций методом интервью. Универсальное руководство / С. В. Иванова. – М. : Альпина, 2020. – 160 с.
23. Каштанова, Е. Положение о деловой карьере / Е. Каштанова // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2021. – № 7. – С. 9.
24. Кибанов, А. Я. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов. – М. : Проспект, 2015. – 80 с.
25. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: учебное пособие / А. Я. Кибанов. – 4-е изд. стер. – М. : КноРус, 2015. – 208 с.
26. Кибанов, А. Я. Как уменьшить стартовые издержки? Об управлении трудовой адаптацией / А. Я. Кибанов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2021. – № 2. – С. 16-18.
27. Кибанов, А. Я. Оценка и отбор кадров при найме и аттестации, высвобождение персонала: учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов. – М. : Проспект, 2021. – 80 с.
28. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: учебное пособие / А. Я. Кибанов. – М. : КноРус, 2021. – 208 с.
29. Кобцева, Е. Адаптация нового кадров к организационной культуре / Е. Кобцева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2020. – № 5. – С. 19-21.
30. Котова, Т. В. Программа адаптации квалифицированного кадров: опыт разработки / Т. В. Котова // Управление персоналом. – 2020. – № 10. – С. 23-25.
31. Корнийчук, Г. А. Прием и увольнение работников. Оформление трудовых отношений, подбор и оценка персонала / Г. А. Корнийчук, С. В. Козинцева. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2020. – 160 c.
32. Кочнева, П. А. Традиционные и нетрадиционные методы оценки персонала / П. А. Кочнева // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2021. – № 1. – С. 170-174.
33. Коул, Дж. Управление персоналом в современных организациях / Дж. Коул. – М. : Вершина, 2021. – 421 с.
34. Крымов, А. А. Управление персоналом на 100%: как стать эффективным HR-директором / А. А. Крымов. – СПб. : Питер, 2021. – 240 с.
35. Кулик, В. В. Как адаптировать новичка / В. В. Кулик // Руководитель строительного предприятия. – 2020. – № 4. – С. 9.
36. Лагусева, Н. Технология планирования карьеры / Н. Лагусева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2021. – № 10. – С. 19.
37. Прохорова, Е. Процесс адаптации нельзя пускать на самотек / Е. Прохорова // Управление персоналом. – 2020. – № 24. – С. 4-8.