Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 5
1.1. Нарушения интеллекта: этиология, формы, клинические проявления 5
1.2. Особенности физического развития и двигательных способностей детей с умственной отсталостью 12
1.3. Методические особенности применения физкультурно –спортивной деятельности в физической реабилитации детей младшего возраста с нарушением интеллекта 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является наиболее распространенной. Во всем мире насчитывается более 300 миллионов людей с умственной отсталостью. По данным Главного управления службы реабилитации и специального образования Министерства образования Российской Федерации, из 600 000 обучающихся с ограниченными умственными возможностями 60% составляют дети с умственной отсталостью.
Умственная отсталость – это не болезнь, а состояние умственной недоразвитости, характеризующееся многообразием симптомов как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Физкультурно –спортивная деятельность детей с задержкой психического развития является не только одним из способов устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценным физическим развитием, укреплением здоровья и адаптацией в социуме.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Нарушения интеллекта: этиология, формы, клинические проявления
Умственная отсталость – это педагогический термин, характеризующий отклонение интеллектуального развития от нормы и включающий умственную отсталость различной степени тяжести, а также умственную отсталость, связанную с другими заболеваниями. Причинами олигофрении могут быть многие факторы, связанные с нарушением развития и созревания головного мозга. В большинстве случаев причиной развития болезни является сочетание внешних и внутренних факторов.
Большое влияние имеют воздействия, нарушающие процесс эмбриогенеза во время беременности. Нервная ткань наиболее подвержена различным тератогенным воздействиям (инфекционным заболеваниям матери, вредным привычкам, нерациональному приему лекарственных средств), в результате чего развивается внутриутробная олигофрения. Возбудителями инфекционных заболеваний, способных привести к умственной отсталости, чаще всего являются краснуха, цитомегаловирус, токсоплазма, трепонема, ВИЧ, вирус простого герпеса. Пренатальная инфекция вирусом Зика приводит к врожденной микроцефалии, связанной с тяжелой умственной отсталостью.
1.2. Особенности физического развития и двигательных способностей детей с умственной отсталостью
На физическое развитие, уровень развития двигательных навыков, способность к обучению и приспособленность к двигательной активности влияют тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, психические и эмоционально –волевые особенности детей с умственной отсталостью (УО). Как простые, так и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое –либо движение или позу, в другом – визуально измерить расстояние и дойти до нужной цели, в третьем – выполнить прыжок, в четвертом – точно воспроизводить заданный ритм движения. Каждое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений частей тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения.
Однако из –за органического поражения на различных уровнях структур головного мозга, несоответствия регуляторных и исполнительных органов, низкой сенсорной афферентности умственно отсталый ребенок не в состоянии управлять всеми функциями одновременно. Психомоторное недоразвитие детей с УО проявляется замедленным развитием двигательных функций, малопродуктивными движениями, двигательным беспокойством и раздражительностью. Движения посредственные, угловатые, недостаточно плавные. Особенно плохо обучаются тонкие и точные движения рук, манипуляции с предметами, жесты и мимика.
Характеристика двигательных нарушений у детей начальной школы с УО:
– нарушение двигательных координационных способностей – точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцирование мышечных усилий; ориентация в пространстве; точности движений во времени;
– отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств – сила основных групп мышц рук, ног, спины и живота на 15 –30%; скорость реакции, частота движений рук, ног, скорость простых движений на 10 –15%; на 20 –40% выносливость; скоростно –силовые качества в прыжках и бросках на 15 –30%; гибкость и подвижность в суставах на 10 –20%.
У 55 % детей акт ходьбы и бега также изменен, у 36 % затруднено выполнение изолированных движений пальцев (застегивания пуговиц, завязывания шнурков, узлов). Отсутствие ловкости и плавности движений; чрезмерная ригидность и напряжение; ограниченный объем движений при ходьбе, беге, прыжках, метании [1]. Недостатки более высоких уровней регуляции проявляются в недостаточной обученности мелкодифференцированным движениям, плохой координации сложных двигательных актов, низкой способности к обучению движениям, инертности тренируемых навыков, недостатках в правильном построении движений, трудности выполнения или смены движений по словесным инструкциям.
Отставание в физическом развитии умственно отсталых детей, степень адаптации к физической нагрузке зависит не только от поражения ЦНС, но и является следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого и нетренированного сердца. Для умственно отсталых школьников характерны быстрая истощаемость нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающая утомляемость, снижение работоспособности и снижение выносливости. У многих детей имеются нарушения сердечно –сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные аномалии строения зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные пороки развития вместе взятые.
1.3. Методические особенности применения физкультурно –спортивной деятельности в физической реабилитации детей младшего возраста с нарушением интеллекта
Основные и специфические задачи
Основные задачи совпадают с задачами физической культуры здоровых школьников, что находит отражение в государственных образовательных программах для массовых общеобразовательных и коррекционных школ.
К ним относятся задачи воспитания и укрепления здоровья и физического развития:
– укрепить здоровье, проводить закаливание организма;
– обучать основам техники движений, формированию жизненно важных навыков и умений;
– развивать физические способности;
– сформировать необходимые знания, гигиенические навыки;
– воспитывать необходимость и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях релаксации, тренировки и повышения работоспособности;
– воспитывать нравственные и добровольческие качества, приучать к дисциплине, к организованности, к ответственности за свои поступки, к своей активности и к своей самостоятельности.
К специальным задачам относятся:
1. Коррекция основных движений ходьбы, бега, плавания, метания, прыжков, лазания, упражнений с предметами и др. : – координация движений разных частей тела (руки, ноги, туловище, голова); − постоянство в выполнении симметричных и асимметричных движений; – координация движений и дыхания; − компенсация утраченных или измененных двигательных функций; − формирование движений за счет запоминаемых функций.
2. Коррекция и развитие координационных навыков: – ориентирование в пространстве; − дифференциация усилия, времени и пространства; − релаксация; − быстрая реакция на изменение условий; – статическое и динамическое равновесие; − ритм движений; – точность мелких движений рук и пальцев.
3. Коррекция и развитие физического состояния: – восстановление задержки развития физических качеств; – развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Коррекция и профилактика соматических нарушений: – формирование и коррекция осанки; − профилактика и коррекция плоскостопия; − коррекция массы тела; − коррекция речевого дыхания; − укрепление сердечно –сосудистой и дыхательной систем.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, О.Э. Технологии физкультурно –спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб.пособие / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. М.: Сов.спорт, 2004. – 296 с.
2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2 –е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
3. Амасьянц Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 320 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения / И.С. Барчуков. – М.: КноРус, 2018. – 62 c.
6. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
7. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. – М.: Академия, 2018. – 224 c.
8. Бондарчук, О. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2017. – 974 c.
9. Бочарова, Н.И Физическая культура дошкольника в ДОУ / Н.И Бочарова. – М.: ЦПО, 2007. – 176 c.
10. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. – М.: КноРус, 2017. – 480 c.
11. Веракса, Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 446 c.
12. Выготский, Лев Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми / Лев Выготский. – Москва: РГГУ, 2018. – 787 c.
13. Горелик, В.В. Адаптивная физическая культура (АФК) и спорт для лиц с нарушением интеллекта: учеб. –метод. пособие / В.В. Горелик. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 103 с.
14. Григорьев, Д. В. Дети с нарушением интеллекта: особенности двигательного развития /Д. В. Григорьев/ Адаптивная физическая культура. – СПб., 2000. Вып. 3. – С. 39 –41.
15. Евтушенко И.В., Мозговой В.М. Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4;
16. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учеб. пособие. / 2 – е изд., стереотип. / Евсеев С.П., Шапкова Л.В. – М.: Советский спорт, 2004. – 240 с.
17. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: Учебное пособие / С.П. Евсеев и др. – М.: Советский спорт, 2014. – 298 c.
18. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 444 c.
19. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2 –4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. – М.: Советский спорт, 2013. – 95 c.
20. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР –Медиа, 2013. – 528 c.
21. Зверева, Н.В. Клиническая психология детей и подростков. Учебник / Н.В. Зверева. – М.: Академия (Academia), 2019. – 875 c.
22. Исаев Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: Учеб. / Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова. – СПб.: КАРО, 2012. – 176 с.
23. Каинов, А.Н. Физическая культура. Система работы с учащимися спец.медицинских групп. Рекомендации, планирование, программы. / А.Н. Каинов, И. Ю. Шалаева. – М.: Советский спорт, 2009. – 185 c.
24. Козырева, О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия: Учебный словарь –справочник / О.В. Козырева. – М.: Сов. спорт, 2010. – 280 c.
25. Коррекционно –развивающая направленность обучения и воспитания умственно –отсталых детей. – М.: МГПИ им. Ленина, 2017. – 110 c.
26. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого –педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие. / Литош Н.Л. – М.: СпротАкадемПресс, 2002. – 140 с.
27. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого –педагогическое сопровождение. М.: Юрайт, 2020. 170 с.
28. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. – М.: Юнити, 2016. – 208 c.
29. Маллер, Александр Дети с умственной отсталостью / Александр Маллер. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 312 c.
30. Маринчева Г.С. Умственная отсталость. Раздел 3.7.4 (с.490 –502) в главе 3 книги "ПСИХИАТРИЯ. Научно –практический справочник". Под ред. академика РАН А.С. Тиганова. М. ООО Издательство "Медицинское информационное агентство", 2016. – 608 с.
31. Медведев А.С Основы медицинской реабилитологии. – Минск: Беларус. наука; — 2018. — С. 267
32. Незнанов Н.Г., Макаров И.В. Умственная отсталость // Психиатрия: национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. М.: ГЭОТАР –Медиа, 2009. – С. 653 – 681.
33. Носкина С.В. Реабилитация больных с нарушением слуха / С.В. Носкина // Пономаренко Г.Н. Медицинская реабилитация: учебник. М.: ГЭОТАР –Медиа. — 2019. — С. 360.
34. Ольхова, Р.Г. Детская психология / Р.Г. Ольхова. – М.: КноРус, 2013. – 280 c.
35. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов. – М.: Academia, 2019. – 96 c.
36. Разумов А.Н. Развитие медицинской реабилитации за последние время выявило проблемы, без решения которых движение вперед будет тормозится / А.Н. Разумов // Доктор.Ру. — 2017. — № 11 (140). — С. 1.
37. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. – М.: Academia, 2015. – 480 c.
38. Ромашкина Е.Н. Особенности здоровьесберегающей и образовательной деятельности учителя –дефектолога по развитию речи у дошкольников с интеллектуальными нарушениями / Е.Н. Ромашкина // Ярославский педагогический вестник – 2013 – №1 – Том II. – С. 267.
39. Сальников, А.Н. ВПС: Физическая культура. Конспект лекций. / А.Н. Сальников. – М.: Приор, 2006. – 128 c.
40. Секерин, В.Д. Физическая культура / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2013. – 424 c.
41. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2012. – 304 c.
42. Соловьева, Светлана Нарушения поведения умственно отсталых детей / Светлана Соловьева. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2021. – 136 c.
43. Сухотина Н.К. Умственная отсталость//Психиатрия. Справочник практического врача/Под ред. А.Г. Гофмана. – М.: "МЕДпресс –информ", 2006. – С. 360 – 377.
44. Тест Векслера: диагностика уровня развития интеллекта (взрослый вариант): методическое руководство/Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев; ИМАТОН. – Санкт –Петербург: ИМАТОН, 2017. – 109 с.
45. Уйба В.В. Перспективы технологий медицинской реабилитации на санаторно –курортном этапе / В.В. Уйба, В.Ф. Казаков, Н.В. Ефименко, А.С. Кайсинова, С.Н. Колбахова, А.Н. Глухов // Курортная медицина. – 2017. – № 4. – С. 4 –9.
46. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2 –е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
47. Хечумян А.Ф. Современные аспекты медицинской реабилитации / А.Ф. Хечумян // Современные вопросы биомедицины. — 2017. — Т. 1. — № 1 (1). — С.
48. Храмов В.В. Реализация учебного процесса по дисциплине «медицинская реабилитация» на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии / В.В. Храмов // Саратовский научно –медицинский журнал. — 2017. Т. 13. – № 1. — С. 96 –98.
49. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
50. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3 –е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 575 с.
51. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно –оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии /Л. В. Шапкова/ Под ред. Проф. СП. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.
52. Швиренко И.Р. Проблемные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях / И.Р. Швиренко // Университетская клиника. — 2017. — № 3 –1 (24). С. 181 –187.
53. Шевченко, Ю.С. Практическое руководство по детским болезням. Т. 7. Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология. / Ю.С. Шевченко. – М.: Медпрактика –М, 2006. – 548 c.
54. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс, 2012. – 496 с.
55. Шурыгина Ю.Ю. Об особенностях организации социально –медицинской реабилитации // Поволжский торгово –экономический журнал. 2019. № 6. – С. 104 –115.