Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что эволюция ценностей происходит различными, а иногда и довольно сложными способами. Некоторые ценности формировались исторически, на протяжении поколений, и постоянно поддерживались жизненным опытом людей, чтобы обеспечить их развитие и выживание. Свобода, мир, сотрудничество, равенство - это социальные ценности, которые считаются желательными в нашей культуре. Они не фиксированы, значения меняются со временем, но этот процесс очень длительный.
Ценностные ориентации как компонент структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности и социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братус, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Гвидов и др.) рассматривают проблему ценностей в контексте источников человеческой деятельности – потребностей, объектов этих ценностей и т. д.
Вопросы нравственного воспитания и совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович, А.В. Запорожец; Я.З. Неверович и др.), временем возникновения и формирования этических авторитетов, норм морали и нравственности является именно дошкольный возраст. В нравственном воспитании дошкольника важно накопление знаний о нормах и требованиях морали.
В связи с этим возникает очевидная необходимость в организации нравственного воспитания воспитанников детских садов и формировании у них норм морали и нравственности. Также очевидно, что для разъяснения сущности моральных норм, моральных отношений человека с обществом, коллективом, работой, другими людьми и самим собой необходимо организовать специальную педагогическую работу. Поэтому при воспитании любого нравственного качества используются различные средства и методы воспитания.
Итак, существует явное противоречие между богатым, накопленным теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией, когда моральные нормы и представления дошкольников недостаточно развиты и поняты. Это и определило выбор темы нашей работы: развитие ценностей у дошкольников.
Объект исследования: моральные качества дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством личностно-ориентированного взаимодействия.
Гипотеза исследования: если мы используем тип личностно-ориентированного взаимодействия - этическую беседу, которая влияет на процесс формирования моральных качеств, то развитие моральных качеств у дошкольников будет успешным.
Целью исследования является изучение приемов и методов формирования моральных качеств у детей дошкольного возраста посредством личностно-ориентированного взаимодействия. Наша цель была достигнута путем решения следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему морали у дошкольников;
2) выбирать методы и приемы формирования моральных качеств у детей;
3) реализовать программу по формированию моральных качеств у дошкольников;
4) обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.
Основными методами исследования были: педагогический эксперимент, диагностика, аналитический метод, метод группировки и сравнения, анализ и синтез, научная абстракция.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Теоретической основой для исследования послужили работы таких авторов, как: Л.И. Божович, Р.С. Буре, А.М. Виноградов, Т.П. Гаврилов, Г.Н. Годин, В.А. Горбачев, С.А. Козлов, Т.С. Комаров, В.К. Котырло, А.Д. Кошелев, Т. Куликов, А.И. Липкин, А.И. Козлов, В.А. Горбачев, С.А. Козлов, Т.С. Комаров, В.К. Котырло, А.Д. Кошелев, Т. Куликов, А.И. Липкин, Б.С. Мухина, В.Г. Нечаев, С. Петерина, Е.В. Суббота, Е.О. Счастливая, Т.Н. Титаренко, В.Г. Цуканова, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская, С.Г. Якобсон и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и сущность ценностей в психологии
Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремятся человек и общество, которые считаются важными и правильными, хорошими и достойными, оказывают сильное влияние на жизнь человека, формируют отношение к людям и событиям и определяют, какими людьми мы становимся. Эти решения, однажды принятые, определяют наше поведение в настоящем и становятся основой наших ценностей.
Ценность - это представление о том, что важно для человека, группы, коллектива, общества, убеждения и предпочтения людей в поведении [10, с.18].
Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (усвоения) человеком социальных ценностей. Д.А. Леонтьев выделяет три взаимоисключающие формы существования ценностей: социальные идеалы, объективное воплощение этих идеалов в действиях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности ("модели правильного"), побуждающие их к объективному воплощению общественных ценностных идеалов в своем поведении и деятельности [21, с. 58].
Понятие ценностной ориентации было введено в послевоенную социальную психологию как аналог философской концепции ценностей, но четкого концептуального различия между этими понятиями нет. Различия между нами делались либо по параметру "общий – индивидуальный", либо по параметру "реально действующий – рефлексивно осознанный", в зависимости от того, были ли распознаны индивидуальные психологические формы существования ценностей, отличные от их присутствия в сознании.
Ценности описываются в психологии элементами человеческого сознания, а именно интересами, убеждениями, принципами, мировоззрением и т. д.
Ценности становятся фактом сознания и проявляются в стремлениях, идеалах, убеждениях, интересах и других структурах личности, представляя собой значимую структуру ориентации, которая показывает внутреннюю основу их отношения к реальности.
Подходы к пониманию ценностей анализируются в различных аспектах изучения личностных качеств. Ломов писал, что независимо от различных определений понятия "личность" во всех отечественных концепциях его главной характеристикой является направленность, которая является системообразующим свойством личности, определяющим весь ее психический склад. Автор описывает ориентацию как взаимосвязь того, что человек приобретает и принимает от общества (ценности), и того, что оно приносит ему, добавляет к его формированию [11, с.37]. Следовательно, ориентация раскрывает субъективные ценностные отношения личности с различными сферами реальности.
В.П. Тугаринов, подчеркивая психологическую природу ценностей как объекта ориентации личности, использует термин "ценностные ориентации", понимаемый им как ориентация личности на определенные ценности [19].
Согласно В. Н. Мясищеву, содержание личности представлено совокупностью отношений с объектным содержанием человеческого опыта и связанной с ним системой ценностей. Личность выступает как иерархическая динамическая система личностных отношений, складывающаяся в процессе развития, воспитания и самовоспитания. "Доминирующая установка", которая на самом деле является личностной ориентацией, связана с решением вопроса о смысле жизни [15].
Изучение социальной взаимосвязанности личных отношений занимает значительное место в отечественной психологии, поскольку личность не поддается анализу отдельно от социальной среды, общества. Л.С. Выготский предложил термин "социальная ситуация развития", то есть развитие личности определяется пониманием субъектом культурных ценностей, в том числе и социальных, которые передаются через процесс общения. Ученый отметил, что смыслы и мысли, возникающие в отношениях между людьми, "вращаются" в сознании субъекта в результате интериоризации [5].
Процесс интериоризации, по мнению Л.С. Выготского, происходит в основном в моменты общения людей. Ученый говорил о "передаче опыта". Следуя логике развертывания идей деятельности, опосредования и интернализации социальных отношений, личность предстает как своего рода синтез личностных свойств самого индивида и интернализованных субъективно-интенциональных свойств других [17].
С точки зрения А.В. Петровского, взгляды Л.С. Выготского на эту проблему приводят к познанию личности как специфической формы организации взаимной деятельности этого индивида и других индивидов, где реальное бытие индивида связано с идеальным бытием в нем других индивидов (аспект индивидуальности). Индивидуум идеально представлен в реальном существе других людей (аспект персонализации). В этой связи ученые предполагают, что личность как системное качество индивида на условном этапе социального развития играет роль особой социальной ценности, оригинального примера понимания и реализации индивидуальной деятельности людей [17].
В своей "Концепции диспозиции для регулирования социального поведения индивида" В. А. Гидов обосновывает иерархическую организацию диспозиционной системы. Автор отмечает, что высший уровень склонностей индивида действует через систему его ценностных ориентаций, соответствующих высшим социальным потребностям и соответствующим человеческим отношениям целям жизни и ее средствам. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы полностью зависят от ценностей общества в целом, с которыми идентифицирует себя личность, считает В.А. Гидов. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что для него наиболее важно и имеет для него личное значение [24].
Ценности, по мнению Д.А. Леонтьева, являются действительно действующими имманентными регуляторами активности индивидов, которые влияют на поведение независимо от их воссоздания в сознании и не отвергают существование сознательных убеждений или представлений субъекта об их ценностях, которые не соответствуют им как по содержанию, так и по психологии [10].
Д.А. Леонтьев сформулировал три формы существования ценностей, которые переходят одна в другую: 1) социальные стандарты, сформированные общественным сознанием, а также содержащиеся в нем совокупные идеи совершенства в различных сферах общественной жизни; 2) объекты, воплощающие эти стандарты в действиях или творениях конкретных людей; 3) мотивационные структуры личности ("модели правильного"), которые превращают их в объективные ценности. [9].
Значение этого, как утверждает М. Рокич, ссылаясь на иностранные источники, заключается в "твердой убежденности в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратимый способ поведения или конечная цель существования" [27, с. 5].
Выводы по параграфу.
Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий педагога с коллективом, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственного воспитания личности ребенка.
Мораль является неотъемлемой частью комплексного подхода к личному воспитанию. Формирование морали - это не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и поведенческие привычки человека и их неукоснительное соблюдение. [9].
Основная функция нравственного воспитания заключается в формировании у подрастающего поколения нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни, формировании активной жизненной позиции каждого человека, привычки руководствоваться в своих поступках, поступках и отношениях чувством общественного долга.
В современной науке нравственное воспитание рассматривается как один из важнейших аспектов общего развития дошкольников. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются человеческие чувства, этические представления, культурные особенности поведения, социальные и бытовые особенности, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, способность оценивать свои действия и поступки окружающих.
Выводы по параграфу.
В советских школах психологии понятие ценности исследовалось с разных точек зрения при изучении черт личности.
Ценности определялись на основе понятий "направленность личности", "поведение" и "отношение".
В настоящее время психологическая природа ценностей исследуется с помощью почти идентичных понятий "ценностные ориентации личности" и "личностные ценности", которые отличаются тем, что ценности относятся к области мотивации или семантики.
Для того чтобы определить место и роль ценностных ориентации в общей структуре компонентов личности, ценностные ориентации изучались в связи с родственными понятиями, а именно "потребности", "мотивы", "установки", "настроения", "тенденции", "склонности", "личностные смыслы" и "убеждения".
В настоящее время общепризнано, что ценностные ориентации человека - это сложная, многоуровневая и динамичная система, представляющая собой взаимосвязь между мотивами и стремлениями и системой личностных смыслов.
Таким образом, ценностные суждения людей выполняют двойную функцию.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
5. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
6. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
7. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
8. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. — М.: Форум, 2012. — 256 c.
9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
10. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с
11. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
12. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
13. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
14. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. — М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. — 320 c.
15. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
16. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
17. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
18. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 426 с.
19. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.
20. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. — СПб.: Питер, 2017. — 480 c.
21. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 111 с.
22. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.
23. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
24. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 149 с.
25. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
26. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. — М.: Юрайт, 2020. — 241 с.
27. Козина Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: учебник для СПО / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 454 с.
28. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
29. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
30. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
31. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.
32. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 412 с.
33. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
34. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. — 640 c.
35. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Юрайт, 2019. — 222 с.
36. Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для СПО / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 293 с.
37. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Юрайт, 2020. — 122 с.
38. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 216 с.
39. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. — М.: Academia, 2017. — 576 c.
40. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
41. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. — М.: Флинта, 2016. — 256 c.
42. Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика. Дошкольное образование. — М.: Юрайт, 2020. — 336 с.
43. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
44. Чмелева Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ — начала ХХ века. — М.: Юрайт, 2020. — 195 с.
45. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с.
46. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.