Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема психологического стресса приобретает все возрастающую
научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной,
экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и
существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.
Проблема стрессов представляет собой сферу пересечения многих дисциплин - от физиологии и
медицины до психологии, социологии и политики. Это обусловлено, с одной стороны,
физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой - социальным
характером последствий производственных стрессов.
Возрастающая напряженность современной жизни военнослужащих проявляется на
психологическом уровне в увеличении частоты возникновения стрессовых состояний. Эти
состояния снижают качество выполнения военнослужащими своих служебных обязанностей или
требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня.
В результате увеличивается риск развития «болезней стресса» (сердечно-сосудистые, язвенные
болезни, невротические состояния).
I. Теоретические аспекты изучения стресса у военнослужащих
1.1. Основные подходы и теории стресса
Проблема стресса приобрела в современном мире исключительное научное значение. Понятие
стресса, как категории объединяет в себе широкий круг сложных по своей природе явлений:
психофизиологических, личностных, социальных и др. Многоплановость данной проблемы
3
обусловила появление множества научных направлений, которые определяют стресс в качестве
предметного поля исследования [17, c.52].
Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей,
существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих. Во
второй половине XIX века великий французский физиолог Клод Бернар впервые указал, что
внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях
внешней среды. По утверждению учёного «постоянство внутренней среды служит условием
свободной и независимой жизни» [6, c.122].
В начале XX века американский физиолог У.Б. Кеннон ввел термин «гомеостазис» (от
древнегреческого homoios - одинаковый и stasis - состояние), который означает способность
сохранять постоянство. Данное понятие было использовано учёным для объяснения
координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство
устойчивых состояний организма [24, c.28].
Идея целостности и непрерывной адаптации организма к среде нашла своё экспериментальное
подтверждение в работах отечественного учёного И.П. Павлова. Можно справедливо отметить,
что научные исследования Павлова стали рычагом для становления исторически первой,
революционной для науки середины ХХ века теории стресса.
Автором первоначальной концепции стресса стал канадский физиолог Ганс Селье. Основное
содержание его теории может быть обобщено в ряде ключевых положений.
1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния
внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем.
2. Стрессоры (сильные внешние раздражители) нарушают внутреннее равновесие. Организм
реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим
возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.
3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и
перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и
длительности воздействия стрессора.
4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по
предупреждению и купированию стресса, следовательно, их истощение может привести к
заболеванию и смерти.
Эти положения отражают очевидную специфику подхода Г.Селье к пониманию механизмов
возникновения стресса, особенностей его протекания и последствий [24, c.28].
В 1936 г. обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать гипотезуо
существовании общего адаптационного синдрома (синдрома биологического
стресса),получившего впоследствии название «стресс» [24, c.50].
1.2. Психологические аспекты возникновения стресса у военнослужащих
Военная служба – особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской
Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной
связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска РФ,
войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах
государственной безопасности [1].
4
Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы,
сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, а также офицеры: младшие, старшие, высшие. В
соответствии с принадлежностью к тому или иному составу находится статус военнослужащего,
его субординационная позиция, материальное положение, косвенно – возраст, состояние
здоровья, семейные обстоятельства и другие факторы. Поэтому социальные проблемы
военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от отношения к
тому или иному составу [27, c.115].
Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола в возрасте от
18до 27 лет, не имеющие права на освобождение от призыва (кроме случаев, оговоренных
российским законодательством).
Современный этап развития Вооруженных сил России характеризуется значительным усилением
внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования военнослужащего в
условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического
состояния и психологической устойчивости военнослужащих срочной службы, повышения их
готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили
проводимую в настоящее время военную реформу всей системы воспитания и обучения личного
состава. Кроме того, высокая социальная значимость деятельности военнослужащих в
современных условиях определяет необходимость оптимизации основных форм, подходов и
технологий психологического сопровождения военнослужащих, проходящих срочную службу в
Вооруженных силах Российской Федерации. Научно-психологической основой деятельности
военных кадров в данной области является военная психология [25, c.34].
Следует отметить, что служба в Вооруженных силах Российской Федерации отличается своей
интенсивностью и напряженностью, которые прежде всего связаны с беспрекословным и точным
выполнением приказов, несением боевых дежурств, экстремальностью условий деятельности,
необходимостью принятия решений. Все это отражается на здоровье военнослужащих и
объясняет достаточно широкую распространенность среди них различных психосоматических
расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием такого состояния, как
психологический стресс
Военными психологами на протяжении многих лет изучается проблематика возникновения
стрессовых состояний у военнослужащих. Так, А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников рассматривают
боевой стресс как многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма
в условиях боевой обстановки, сопровождаемый напряжением механизмов саморегуляции и
формированием приспособительного поведения; механизм комплексной мобилизации
организма для действий в опасных условиях [11, с.98].
В ходе психологического анализа боевой деятельности советских воинов М.И. Дьяченко
исследовал психологическое воздействие основных факторов боевой обстановки на психику и
боевые действия воинов, особенности страха и паники в условиях боя, а также особенности
проявления психики воина на различных этапах выполнения боевой задачи. A.B. Ответчиков при
исследовании психических состояний в условиях боевой деятельности различает состояния
напряженности и стресса [20, с.58].
1.3. Методы коррекции ПТСР у военнослужащих
Специалист ставит диагноз ПТСР, основываясь на жалобы пациента и анализа его поведения,
сбора информации о перенесенных психологических, физических травмах. Критерием для
5
установки точного диагноза также является опасная ситуация, способная вызвать ужас и
оцепенение у практически всех людей:
флеш-беки, возникающие как в состоянии сна, так и бодрствования;
стремление избегать моменты, напоминающие о пережитом стрессе;
чрезмерная возбужденность;
частичное стирание из памяти опасного момента.
Для оценки влияния посттравматического стресса была выработана специальная шкала, она
изначально предназначалась для определения влияния расстройства у ветеранов боевых
действий. В настоящее время шкала ПТСР адаптирована и для гражданского населения. Тестшкала способна оценить негативные изменения. Шкала посттравматического стресса
представляет собой перечень заданий, которые включают в себя прямые и обратные вопросы.
Утверждения прямого характера оцениваются по шкале 1-5 баллов, а обратные – от 5 до 1.
Рассчитанный итоговый балл показывает, в какой степени травматический опыт оказывает
влияние на человека
Итак, посттравматические реакции считаются естественными, ведь индивид реагирует на
обстоятельства и ситуации, выходящие за рамки нормальных. Степень выраженности реакций
бывает неодинаковой. Каждый человек реагирует на травмы по-своему. Серьёзные последствия
наступают всего у 20 % людей, переживших психологические травмы. Остальные способны
совладать с переживаниями самостоятельно, используя защитные силы организма и адаптируясь
к ситуации.
Посттравматическое стрессовое расстройство, лечение которого предписывается профильным
специалистом - психиатром, требует комплексного подхода. Необходим индивидуальный подход
к пациенту с учетом особенностей его личности, типа расстройства, общего состояния здоровья и
дополнительных видов дисфункций.
Терапия этого расстройства первоначально включает подробное тестирование, которое призвано
выявить причины и факторы, оказывающие влияние на человека. После чего вырабатывается
схема лечения.
В основе лечения лежит КПТ (поведенческая терапия). Она позволяет человеку понять что к чему,
и почему мысли оказывают влияние на манеру держать себя и настроение, выявить негативные
мысли, страхи, фобии, заменить их на позитивные и рациональные объяснения.
Психотерапия призвана научить брать под контроль гнев и агрессию, применяя различные
методики релаксации. Уменьшить влияние стресса поможет лечение нарушений сна, особенно,
если пациент страдает от кошмаров.
Гипнотерапия предусмотрена при острых фазах ПТСР. Специалист возвращает пациента в момент
ситуации и дает понять, насколько повезло выжившему человеку, пережившему стресс. В это же
время, мысли переключаются на положительные аспекты жизни.
Медикаментозная терапия: прием антидепрессантов, транквилизаторов, бета-блокаторов,
нейролептиков назначается только при острой необходимости.
Психологическая помощь при посттравматических ситуациях может включать групповые сеансы
психотерапии с лицами, также переживших острую реакцию при опасных моментах. В таких
случаях, пациент не чувствует себя «ненормальным» и понимает, что большая масса людей с
6
трудом переживает угрожающие жизни трагические события и справиться с ними может не
каждый.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О воинской обязанности и
военной службе" // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1475
2. Анцупов А. Я, Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
– 591 с.
3. Афтанас Л. И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. –
Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2014. – 126 с.
4. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2015. –
352с.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР-СЭ, 2016. – 262с.
6. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.1: «Copingstress» и теоретические подходы
к его изучению / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2015. – Т.27. - №1. – С.122-133.
7. Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф.
дис. ... канд. психол. наук. – М., 2014. – 27 с.
8. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб: Питер, 2014. – 336 с.
9. Гольцева Т. П. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции,
влияющие на возникновение негативных психических состояний // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та
(Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2012. – Вып. 6. – С. 221–227
10. Егоров Р. С. Причинная структура расстройств приспособительных реакций у
военнослужащих срочной службы // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2014. - № 1. –
222 с.
11. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. – СПб: Питер, 2016. –
480 с.
12. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде//Психология труда и
организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под
ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. – М.: Эксмо, 2015. – С. 144-178.
13. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. –
2012. - № 9. – 246 с.
14. Китаев-Смык Л. А. Психология и концепция стресса / Л. А. Китаев-Смык // Хрестоматия по
психологии: учеб. пособ. / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. – М.: Приор, 2015. –
440с. – С. 250-260.
15. Корнеев К.И. Копинг как условие адаптации человека в современном мире / К.И. Корнеев
// Человек в контексте эпохи: материалы региональной науч. конф., появящ. 85-летию М.Е.
Бударина 30 ноября 2015 г., г. Омск. – Омск: ОГПУ. – 2015. – С.128-133.
16. Кришбаум Э.И. Психологическая защита / Э.И. Кришбаум, А.И. Еремеева. – 3-е изд. – М.:
Смысл, 2015. – 176 с.
7
17. Крюкова Т.Л. Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего
поведения в семейном контексте/ Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская. – Кострома: КГУ, 2013. – 170 с.
18. Медведев О.С. Эмоциональные напряжения и стресс // Физиология кровообращения. –
СПб: Питер, 2015. – 880с. – С. 507–525.
19. Овчинников Б.В., Колчев А.И. Профессиональный стресс и здоровье// Психология
профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб: Речь,
2014. – 480 с.
20. Ответчиков A. B. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения
боевых действий. – М.: ГА ВС, 2015. – 112 с.
21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие / В.
Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. –
СПб: Питер, 2014. – 560 с.
22. Психологический словарь // В.В. Давыдов, В.П. Зинченко и др. – М.: Приор, 2016. – 1320с.
23. Психотехнологии в социальной работе. Вып. 10 / сб. под ред. В. В. Козлова. – Ярославль:
МАПН, ЯрГУ, 2015. – 272 с.
24. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье; общ. ред. Е. М. Крепса; предисл. Ю. М. Саарма;
пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола. – М.: Прогресс, 2012. – 126 с.
25. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской части в мирное
время: учеб. пособие. – М.: ВУ, 2014. – 152 с.
26. Управляем стрессом. – Киров: Книги «Искателя», 2012. – 255 с.
27. Шеляг Т. В., Худовердян В. Ц., Холостова Е. И. и др. Технологии социальной работы / под
ред. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 274 с.
28. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб: Питер, 2014. – 256 с.