Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Контроль является одной из важнейших функций государственного управления, независимо от исторического времени, политической системы и других условий. Без эффективного функционирования системы управления, в том числе в сфере государственного контроля, невозможно достичь целей развития страны.
Государственным органам необходимо применять системный подход для обеспечения высокого качества контрольной деятельности, включая повышение эффективности контроля и надзора за выполнением законодательных положений. Неэффективный контроль позволяет государственным органам брать на себя ненужные функции контроля (надзора) за выполнением соответствующих правовых положений, что довольно дорого обходится обществу.
Низкое качество надзора, подконтрольности и надзорной деятельности привело к увеличению издержек для предприятий и других заинтересованных сторон, неопределенности в отношении соответствующих обязательств и, в конечном счете, снизило способность страны достигать установленных целей регулирования, не обеспечивая при этом общественных интересов.
Актуальность данного исследования обоснована, тем, что контрольно-надзорная деятельность является неотъемлемой частью национальной деятельности. Государство осуществляет контроль и надзор в различных сферах финансовой, бюджетной, административной и других видов деятельности.
Контроль и надзор государства на макроуровне позволяет оценивать эффективность реализуемой государственной политики, а на микроуровне - отслеживать соблюдение действующих нормативных правовых актов и оценивать принятие индивидуальных решений. Государственный надзор осуществляется специальными органами административного департамента. В 2021 году начался новый этап реформы системы контроля и надзора административного департамента, который имеет большее отношение к исследованию этих инноваций и нормативных положений этого процесса.
Степень научной разработанности исходит из того, что, как раньше, так и в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. Теоретические и нормативные основы, а также вопросы и методы совершенствования государственного надзора, а также деятельности контрольно-надзорных органов административного департамента отражены в учебных пособиях, монографиях и публикациях многих отечественных авторов: В.В. Бакаева, А.Г. Зуева, М.Г. Киржиманова, В.А. Бобченко, Л.А. Гречина, Е.А. Закружной, А.А. Кармолицкий и другие.
В целом, исследуемые вопросы имеют высокий уровень теоретической разработки, но законодательные новшества в этой области требуют дополнительных исследований.
Объект исследования: государственные функции.
Предмет исследования: государственный надзор и контрольно-надзорные органы исполнительной власти.
Цель исследования: проанализировать особенности государственного надзора и работу контрольно-надзорных органов в исполнительной власти в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины, содержание и функции государственного надзора;
2. Изучить полномочия контрольно-надзорных органов исполнительной власти;
3. Раскрыть роль и структура контрольно-надзорных и регуляторных функций;
4. Провести анализ проблем разграничения контрольно-надзорных и регуляторных функций в контексте административной реформы.
Информационная база исследования включает в себя учебные пособия, статьи, монографии, правовые ресурсы, а также электронные источники.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты государственного надзора.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ контрольно-надзорных и регуляторных функций федеральных органов исполнительной власти, а также раскрыты проблемы разграничения в контексте административной реформы.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Теоретические основы государственного надзора
1.1. Основные термины, содержание и функции государственного надзора
Государственный надзор - это деятельность специального государственного органа по надзору за людьми, которые не находятся под его юрисдикцией. Цель состоит в том, чтобы предотвращать, выявлять и пресекать нарушения норм и требований законодательства. В течение этого периода могут быть приняты государственные принудительные меры.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция).
4.Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция).
5.Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
6.Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.10.2022) «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России).
Библиографический список
8. Андреева, Ю.А. Контроль и надзор: основные подходы к разграничению понятий // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2019. — № 1(32). — С. 99-101.
9. Бакаев, В.В. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации / В.В. Бакаев, А.Г. Зуев. — М.: Макс-Пресс, 2020. — 126 с.
10. Баранов, М. Соотношение понятий «Государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. — 2021. — С. 89-96.
11. Бобченко, В.А. К вопросу о понятии контрольно-надзорных функций государства // Экономика. Государство. Общество. — 2021. — С. 202-265.
12. Гречина, Л.А. Дискуссионные вопросы проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — С. 67-75.
13. Гусейнова, С.Ф. Юридическое различие государственного контроля и надзора, их функции // Символ науки. — 2019. — С. 44-56.
14. Давлетов, С.Ф. Категории «контроль» и «надзор»: сущность понятия и их соотношения // Вестник Владимирского юридического института. — 2019. — С. 125-128.
15. Левоненкова, Т.А. Государственный и муниципальный контроль (надзор): поиск эффективных решений // Журнал российского права. — 2021. — № 9. — С. 140-149.
16. Плаксин, С.М. Количественный анализ деятельности надзорных органов в Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2021. — № 3 — С. 121-144.
17. Соколов, А.Ю. К вопросу об особенностях концепции проекта федерального закона об основах государственного и муниципального контроля и надзора // Ленинградский юридический журнал. — 2021. — С. 8995.
18. Тхабисимова, Л.А. Правовой аспект эффективности деятельности органов власти и управления субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 12. — С. 2753-2758.
19. Царькова, Д. Комментарий к концепции Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле» // Административное право. — 2019. — № 3. — С. 84-85.
20. Яблонская, А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2019. — С. 26-45.