Фрагмент для ознакомления
2
В условиях глобализации особую важность для успешного функционирования любого предприятия приобретает разработка новых перспективных маркетинговых стратегий и обеспечения конкурентоспособности. В последние годы в связи с введением санкций и уходом с российского рынка части зарубежных компаний особенно возрастает значимость оценки конкурентоспособности на отечественном рынке.
Это относится в полной мере и к предприятиям агропромышленного комплекса. Маркетинг для предприятий АПК позволяет им успешно функционировать в рыночных условиях и соответствовать требованиям, предъявляемым рынком
Рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной - оценка уровня конкурентоспособности довольно сложно поддается комплексному анализу. Сложно получить информацию о рынке в целом, о том, какой стратегии придерживается та или иная фирма, каких результатов добивается в процессе реализации выбранной стратегии развития.
Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность предприятия.
Теория маркетинговой деятельности предприятия и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хек-шера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности предприятий внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности предприятий, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей. [8]
Оценка маркетинговой деятельности и конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся экономическую ситуацию, определить положение предприятия на рынке, выявить слабые места организации, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.
Целью курсовой работы является исследование организации маркетинговой деятельности и конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия;
– провести анализ маркетинговой деятельности и ее влияния на конкурентоспособность предприятия АО СП «ЗАРЯ»;
– разработать мероприятия по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия АО СП «ЗАРЯ».
Объектом исследования является АО СП «ЗАРЯ», г Волгоград
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия
1.1. Маркетинг: определение, понятие, сущность, функции
Термин «маркетинг» впервые возник в Соединенных Штатах Америки на рубеже XX века. При этом маркетинг стал рассматриваться в качестве ведущей функции управления примерно с пятидесятых годов XX века.
В настоящее время существует порядка 2000 определений маркетинга, рассматривающих ту или иную его сторону, либо дающих попытку его комплексной характеристики.
Маркетинг – сложное, многоплановое и динамичное явление. Именно этим и объясняется большое количество трактований данного понятия, так как невозможно в одном универсальном определении дать полную характеристику маркетинга, которая адекватна его сущности, принципам и функциям.
Под системой управления маркетингом понимается подсистема управления организацией, которая приводит процессы внутренней среды в соответствие с целями действий компании по отношению к внешней среде.
Основные принципы системы управления маркетингом вытекают из его сущности (рисунок 1).
Рисунок 1 – Основные принципы системы управления маркетингом
Цели системы маркетинга:
1. Обеспечить как можно более высокий уровень потребления посредством различных методов и способов.
2. Максимизировать потребительскую удовлетворенность, то есть выявить существующие потребности покупателей и предложить максимально возможный ассортимент однородных товаров. В связи с тем, что уровень потребительской удовлетворенности потребителей очень трудно количественно измерить, то и оценить эффективность маркетинга в этом направлении довольно сложно.
3. Максимизация выбора. Указанная цель является продолжением предыдущей цели. Реализовать данную цель затруднительно, так как есть возможность создать на рынке марочное изобилие и мнимость выбора. Кроме того, при избытке определенных товаров некоторые потребители испытывают чувство неуверенности и растерянности.
4. Повышение качества жизни.
Исходя из целей системы управления маркетингом, можно определить его основные задачи:
1) исследование, анализ, оценка потребностей существующих и потенциальных покупателей.
2) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния существующих и потенциальных рынков;
3) разработка принципиально новых товаров или услуг;
4) маркетинговые коммуникации;
5) исследование и оценка деятельности конкурентов;
6) формирование и реализация ассортиментной политики;
7) формирование и реализация ценовой политики;
8) формирование в целом стратегии поведения компании и многое другое [2, с. 114].
Рассмотрев понятие, цели, задачи системы управления маркетингом, определим его основные функции. К общим функциям системы управления маркетингом относят: управление, организацию, планирование, прогнозирование, анализ, оценку, учет, контроль. Более конкретными функциями выступают: изучение рынка, изучение потребителей и спроса, исследование внешней и внутренней среды, реализация товарной и ценовой политики компании, товародвижения, поддержание и стимулирование спроса и многое другое. То есть можно сказать, что функции системы управления маркетингом – это взаимосвязь различных видов деятельности организации [4, с. 23].
Анализ литературы по данному вопросу позволил установить конкретные функции системы управления маркетингом:
1) аналитическая, которая заключается в комплексном анализе микро– и макросреды, то есть это анализ рынков, товаров, спроса, потребителей, конкурентов;
2) производственная, заключающаяся в производстве принципиально новых товаров, которые отвечают все более и более возрастающим требованиям покупателей, и включающая в себя организацию производства нового товара, снабжения и управление качеством;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
2. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 474 с.
3. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 363 с.
4. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
5. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации : учебник / Е. С. Григорян. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
6. Егоров, А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий / А.С. Егоров // Российский экономический барометр. – 2021. – № 3 (83). – С. 3-16.
7. Камилов, М.К. Маркетинг на предприятиях АПК и проблемы его развития / М.К. Камилов, П.Д. Камилова, З.М. Камилова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 6. - С. 27-35.
8. Карташов, Ф.Н. Развитие маркетинговой деятельности на предприятиях сельского хозяйства / Ф.Н. Карташов, О.И. Егорцев. [Электронный ресурс]. – URL: http://sisupr.mrsu.ru/2010-4-APK/PDF/Egortseva.pdf (дата обращения 20.12.2022).
9. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по техн. и экон. специальностям / Р. А. Фатхутдинов. – М. : Инфра-М, 2019. – 311 с.
10. Круглое, М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 2018. – 420 с.
11. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2019. - 362 с.
12. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / сост. Е.А. Якимова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. – 211 с.
13. Мескон, М. Х., Альберт М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2019 – 704 с.
14. Морозов, Ю.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Ю.В. Морозов, В.Т. Гришина. – Москва: Дашков и К°, 2020. – 448 с.
15. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2020. – 194 с.
16. Планирование предприятия : Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. Ш. Кремера. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2018. – 344 с.
17. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я. Кипермана - М.: Республика, 2020. - 524 с.
18. Соломонов, А.П. Мировая и российская нефтеперерабатывающая промышленность: параметры, тенденции и перспективы развития. – Москва: Горячая линия – Телеком, 2017. – 248 с.
19. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2020. – 440 с.
20. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика, 4-е изд. – М.: Гном-Пресс, 2018. – 316 с.
21. Фатхудинов, Р.А. Стратегический менеджмент. 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2019. – 405 с.
22. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2021. - 528 с.
23. Шамис, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / В.А. Шамис. – Омск: Издатель ИП Погорелова Е.В., 2010. - 209 с.