Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социализация подрастающего поколения зачастую ложится на семью. Именно семья составляет основы характера человека, его отношения к труду, его моральных и культурных ценностей. Семья была и остается важнейшей социальной средой для формирования личности и основой психологической поддержки и воспитания. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности современной жизни - важный фактор, дестабилизирующий традиционные семейные отношения.
И воспитание детей, и успешная социализация ребенка зависят от того, какой структуры придерживается семья. Как правило, дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, маму беспокоит социальное положение одинокой женщины.
В последнее время проблемы, связанные с семьей, приобретают все большее значение в обществе. Много говорится о сложностях неполных семьи. Но наполненность семьи еще не гарантирует успехов в воспитании, а полнота семьи не обязательно означает, что в ней не будут отсутствовать трудности воспитания.
Дети в полных и неполных семьях развиваются с одинаковыми биологическими и психологическими закономерностями, подчиняются одним и тем же образовательным нормам. Общепринятое отличие состоит в том, что с одной стороны есть более благоприятные условия для развития, чем с другой. Но это тоже относительно. Жизнь ребенка только с матерью или только с отцом развивает качества, которых нет у других детей.
В условиях современного общества наблюдается значительное увеличение темпов возникновения и развития различных форм зависимого или аддиктивного поведения (зависимостей) у юношей и девушек.
Недостаточное внимание к профилактике аддиктивного поведения в семье способствует усилению зависимости, расширению числа старшеклассников, страдающих зависимостью.
Доказано, что привязанность к взрослому человеку является биологическим императивом и первым психологическим условием развития ребенка, нарушение отношений между родителями неизбежно оказывает негативное влияние на формирование детской психики. Наибольшее количество исследований в этой области было посвящено детям из социально неблагополучных семей и тем, чьи дети остались без попечения родителей, в такой случае, по словам Й. Лангмейер, З. Матейчик, у детей развивается «психическая депривация» . Существует высокая распространенность поведенческих отклонений у детей этих социальных групп, первая из которых - аддиктивные .
Вопрос о конкретных семейных факторах, способствующих развитию зависимого поведения у юношей и девушек недостаточно изучен. Необходимо точно понимать, какие условия семейной микросферы определяют непреодолимое стремление к зависимости у юношей и девушек.
Таким образом, тема нашего исследования актуальна и требует повышенного внимания.
Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании развития склонности к зависимому поведению у юношей и девушек в условиях семейной тревожности.
Объектом исследования является процесс развития зависимости у юношей и девушек в контексте гендерного воспитания.
Предметом исследования является семейное неблагополучие, семейная тревожность, семейная вина как факторы развития зависимого поведения у юношей и девушек.
Поставленная цель исследования позволила сформулировать задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности развития, гендерные различия у юношей и девушек;
2. Раскрыть понятие «зависимое поведение» и его проявление у юношей и девушек;
3. Выявить взаимосвязь стиля семейных взаимоотношений, семейной тревожности на процесс развития зависимого поведения у юношей и девушек.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение научно-популярной, нормативно-правовой, методической литературы по теме исследования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
1 Психологические особенности юношей и девушек. Гендерное развитие
В соответствии с целью настоящего исследования, исходя из поставленных задач для раскрытия психологических особенностей интересуемой нас возрастной группы, мы использовали предложенную Д.Б. Элькониным периодизацию психического развития в детстве. Согласно этой периодизации, подростковый возраст составляет период от 12 до 17 лет. Нашего внимания заслуживают старшие подростки, которые относятся ко времени обучения в 10-11 классах.
Возрастной период, связанный с обучением в старших классах общеобразовательной школы, принято называть старшим подростковым возрастом. Весьма часто этот возраст уже называют юностью или ранней юностью. При этом большинство исследователей, изучающих психологию людей этого возраста, обращают внимание на особую значимость данного возрастного периода для становления личности.
Впервые психологические особенности подросткового возраста описал С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития
Подростковый возраст имеет свои психологические особенности, особенно в этот период происходит процесс интернализации, то есть усвоение внешней социальной активности, распределение жизненного опыта, формирование психических функций и в целом формирование внутренних структур психики посредством развития.
С точки зрения протекания индивидуальных психологических процессов старший школьный возраст принципиально не отличается от взрослого возраста. Существенным отличием является только то, что в эмоциональной жизни, более импульсивной, менее зависимой от других мотиваций и более плохо регулируемой сознанием, она менее разнообразна. Однако и старшеклассники уже могут быть глубокие «взрослые» переживания, серьезные и стойкие эмоции.
Психологическое развитие личности в юношеском периоде происходит в ситуациях, вызывающих внутреннюю неуверенность, сомнительность внешних поступков, сопровождающаяся тревожностью, вспыльчивостью и агрессивностью поведения .
В старшем школьном возрасте физическое созревание личности завершается. В своем развитии сегодняшние 17-летние школьники соответствуют молодым людям в возрасте от 22 до 30 лет .
Главной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать ориентированность на будущее. Это относится к различным аспектам психической жизни. Старшеклассник стоит на пороге социальной зрелости. У них есть свои уникальные жизненные планы, мотивация, которая им подходит.
У подростков наступает период, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня, происходит овладение концептуальным мышлением, накапливается моральный опыт, преобладают различные социальные роли и формируется идентичность в рамках самоопределения.
Осознание себя как личности определенного пола происходит в процессе взаимодействия со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Хотя гормональные изменения в период созревания подготавливают ролевое поведение, его специфически мужская или женская формы ни в коем случае не являются простым следствием этих физиологических преобразований. Гораздо важнее влияние воспитания и принятое в данном обществе представление о половой роли мужчины и женщины.
Вместе с тем в юношеском возрасте продолжается развитие психических познавательных процессов. Как отмечается в научной литературе, в интеллектуальной сфере начинает преобладать абстрактное, теоретическое мышление, развивается логическая память, оттесняя память механическую на второй план, формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит проявление и в стиле мышления [4; 5]. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной оценке явлений, окружающих индивида [3].
Многочисленные исследования, пришли к выводу, что в настоящее время невозможно сосредоточиться исключительно на биологическом поле, и использовали междисциплинарный термин «гендер. В результате мы имеем возможность рассматривать психологическое особенности юношей и девушек не как исходные с рождения, а как явление, возникающее в результате сложного взаимодействия естественных достижений и правильной социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В подростковом возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это связано с тем, что в этом возрасте наступает половое созревание, осознание и принятие сексуальной роли, формируется позиция самого себя, формируется мировоззрение, формируются и формируются важные для дальнейшей жизни черты и черты личности.
Согласно результатам исследования В.Е. Кагана, у юношей и девушек были выделены следующие сходные черты: низкие показатели по характеристикам самоуважение, находчивость, конформное поведение, чувствительность к критике, стремление к семейному благополучию, склонность к зависимым любовным отношениям. Что касается потребности в ценностях, для юношей и девушек важно иметь дружеские отношения,
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Абдиева, Г. И. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА // Кронос. - 2021. - №11 (61). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-psihologicheskie-osobennosti-yunosheskogo-vozrasta (дата обращения: 16.03.2023).
2. Анохин, И.П. О единстве биологических механизмов индивидуальной предрасположенности к злоупотреблению различными психоактивными веществами / И.П. Анохин, А.Г. Веретинская, Г.Н. Васильева и др. // Физиология личности, 2015. -Т. 26, № 6. - С. 76-83.
3. Бодрая, Ю.В. Семейное неблагополучие как социально педагогическая проблема / Ю. В. Бодрая, Е. В. Моцовкина // Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского. – 2017. – № 3. – С. 195-199.
4. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галаузова. – Москва : Владос, 2014. – С. 411-416.
5. Губанова Л.Г. Компьютерная зависимое поведение как фактор развития агрессивности личности / Л.Г. Губанова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки, 2014. - № 2(17). – С. 37-44.
6. Гурьева, В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. / В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин - М.: Медицина, 2015. – 468 с.
7. Дубинин, С.Н. Особенности семьи, способствующие возникновению наркотической зависимости у детей и подростков / С. Н. Дубинин // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semi-sposobstvuyuschie-vozniknoveniyu-narkoticheskoy-zavisimosti-u-detey-i-podrostkov (дата обращения: 02.01.2023).
8. Земска, М. Семья и личность / М. Земска. - М.: изд. Прогресс, 1999. - 133 с.
9. Иванова, Н.П. Неблагополучие семьи, как причина трудной жизненной ситуации детей / Н.П. Иванова // Социальная педагогика. – 2015. – №2. – С. 4-7.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2016. – 204 с.
11. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика / И.С. Клецина. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2019. - 403 с.
12. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология. / Ц.П. Кроленко, Н.В. Дмитриева - Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2016 - 251с.
13. Короленко, Ц.П. Аддиктология. Настольная книга. / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева – М.: ИКСР,2012. – 536 с.
14. Левин, М. Наркомания и наркоманы / М. Левин, Б. Мевин – М.: Просвещение, 1991. – 271 с.
15. Ловпаче, Ф. Г. Психологические особенности профилактики Интернет-зависимости в юношеском возрасте / Ф. Г. Ловпаче // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №1 (213). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-profilaktiki-internet-zavisimosti-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 16.03.2023).
16. Маклаков, А. Г. Особенности психического развития старших школьников / А. Г. Маклаков, А. А. Сидорова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-starshih-shkolnikov (дата обращения: 16.03.2023).
17. Маклаков, А.Г. Современные закономерности и тенденции психического развития человека в период школьного обучения А. Г. Маклаков, Н. В. Головешкина, И. Д. Головешкин // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zakonomernosti-i-tendentsii-psihicheskogo-razvitiya-cheloveka-v-period-shkolnogo-obucheniya (дата обращения: 16.03.2023).
18. Менделевич, В.Д. Наркология. / В.Д. Менделевич, Ю.Л. Сиволап – М.: Феникс, 2016. – 346 с.
19. Меньшикова, Е.С. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма / Е.С. Меньшикова, Я.Т. Ямпольский - М., 1996.- 348с.
20. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. Психология отношений. / В.Н. Мясищев – М.: "Институт практической психологии, Воронеж НПО "МОДЭК", 1995. - С. 15- 38.
21. Нечепуренко, Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов: Автореф. дисс. канд. псиол. наук. Москва, 2009. – 23 с.
22. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учебник / Л.Я. Олиференко. – Москва: Академия. – 2015. – С. 74-78.
23. Остапова, А. В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 16.03.2023).
24. Петриков, Р. И. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ / Р. И. Петриков, Н. Т. Селезнева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. №3 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovozrastnye-osobennosti-vozniknoveniya-alkogolnoy-zavisimosti-u-podrostkov (дата обращения: 16.03.2023).
25. Радина, Н.К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях / Н.К. Радина / Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С.22-28.
26. Размахнина, Д. Ю. Особенности представлений о гендерных ролях у подростков из неполных семей / Д. Ю. Размахнина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 2. – С. 36-44.
27. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт - М.: Знание, 1994. -366 с.
28. Терентьева, А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы / А.В. Терентьева // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - №3.
29. Ушакова, Т.А. Социально-педагогическая адаптация детей из неблагополучных семей / Т.А. Ушакова. – Хабаровск, 2019. – 158 с.
30. Фетискин, Н.П. Практическая девиантология. / Н.П. Фетискин - М.: Изд-во Форум, 2015. – 372 с.