Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Мониторинг в системе внутреннего контроля компании 4
1.1. Понятие, назначения и принципы компонента "Мониторинг" 4
1.2 Осуществление мониторинга в компании: функции подразделений, зоны ответственности, результаты 5
1.3 Способы оценки компонентов внутреннего контроля 7
2. Характеристика ПАО «Газпром» и системы внутреннего контроля 9
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Газпром» 9
2.2 Обзор функционирования компонента системы внутреннего контроля "мониторинг" 13
3. Применение способов оценки компонентов на примере компонента "мониторинг" в ПАО «Газпром» 16
3.1. Планирование и применение оценки компонента "мониторинг" 16
3.2 Рекомендации по улучшению работы компонента СВК "мониторинг" 19
Заключение 20
Список использованных источников 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. На практике механизмы мониторинга контрольных процедур зачастую видятся руководством предприятия только как оценка результативности контрольных процедур. Результативность показывает степень достижения результата, как правило выражается в виде количественной оценки реализовавшихся или предотвращенных проявлений рисков. Эффективность направлена на оценку максимального использования выделенных ресурсов. Функционирование внутреннего финансового контроля за исполнением бюджета на предприятиях, поскольку данный инструмент является механизмом обеспечения устойчивости в развитии корпораций.
Целью курсового проекта является анализ мониторинга за исполнением бюджета на примере компании ПАО «Газпром».
В рамках исследования выполнены следующие задачи:
– рассмотрены цели и этапы системы внутреннего контроля исполнения бюджета корпорации;
– проанализирована методика мониторинга компании «Газпром» и описаны ключевые проблемы, трудности при организации системы контроля исполнения бюджета.
Методы исследования: обобщения, теоретического познания, аналогии и системный анализ. Результатом курсового проекта является анализ системы контроллинга за бюджетным исполнением корпорации «Газпром».
1. Мониторинг в системе внутреннего контроля компании
1.1. Понятие, назначения и принципы компонента "Мониторинг"
В настоящее время система внутреннего контроля на предприятии является неотъемлемой частью эффективного корпоративного управления, она позволяет достигать поставленные тактические и стратегические цели компании, минимизируя риски .
В связи с введением в действие на территории РФ международных стандартов аудита (Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н) сформировалось актуальное определение системы внутреннего контроля как набора процессов, разработанных, внедренных и поддерживаемых лицами, отвечающими за корпоративное управление, руководством и другими сотрудниками организации для обеспечения разумной уверенности в отношении достижения целей организации в области подготовки надежной финансовой отчетности, результативности и эффективности деятельности и соблюдения применимых законов и нормативных актов.
Подмена действительного контроля на контроль, отраженный в регламентах и осуществляемый по ним формально, подмена системы внутреннего контроля системой менеджмента качества (СМК, ИСО 9001-2015) свидетельствуют о снижении эффективности систем внутреннего контроля. Международный стандарт аудита 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» выделяет пять элементов СВК:
• Контрольная среда.
• Процесс оценки рисков в организации.
• Информационная система.
• Контрольные действия (процедуры).
• Мониторинг.
Значительное внимание в стандартах уделено мониторингу контрольных процедур, как процессу, дающему «обратную связь» внутреннему контролю. Мониторинг контрольных процедур является одним из важнейших и сложнейших вопросов построения системы внутреннего контроля в виду подверженности её постоянным изменениям в условиях меняющейся внешней среды. Мониторинг контрольных процедур должен быть направлен на своевременную оценку эффективности и результативности контрольных процедур и осуществление необходимых корректирующих действий .
На практике механизмы мониторинга контрольных процедур зачастую видятся руководством предприятия только как оценка результативности контрольных процедур. Результативность показывает степень достижения результата, как правило выражается в виде количественной оценки реализовавшихся или предотвращенных проявлений рисков. Эффективность направлена на оценку максимального использования выделенных ресурсов.
Существует несколько критериев оценки эффективности контрольных процедур:
1. Размер контрольной процедуры должен соответствовать риску, который она призвана предотвратить.
2. Затраты на внедрение контрольной процедуры должны быть ниже выгоды, которую приносит контрольная процедура.
3. Контроль не должен создавать проблем бизнесу.
Учитывая вышесказанное, можно определить необходимость ведения риск-ориентированного подхода к мониторингу контрольных процедур.
1.2 Осуществление мониторинга в компании: функции подразделений, зоны ответственности, результаты
В указанной сфере сформирована эффективная практика в ПАО “Газпром”. В компании внедрена действенная система устранения выявленных нарушений на основе разработанного стандарта “Организация и проведение мониторинга выполнения мероприятий по устранению нарушений, недостатков и совершенствованию системы внутреннего контроля”. Стандарт разработан с учетом требований нормативных документов Российской Федерации, лучшей зарубежной и отечественной практики, международных стандартов внутреннего аудита и внутрикорпоративных нормативных документов ПАО “Газпром”.
План мероприятий предусматривает отдельные пункты, по каждому выявленному нарушению или риску, по каждой позиции определяются ответственные должностные лица и сроки устранения.
Обеспечивается системный оперативный мониторинг. Мониторинг выполнения планов мероприятий по устранению нарушений, недостатков и рисков представляет собой непрерывный процесс оценки подразделением внутреннего аудита адекватности, эффективности и своевременности действий, предпринятых руководителями объектов внутреннего аудита и контроля, по устранению нарушений, недостатков и рисков, выявленных в ходе проведенных ранее проверок.
Процесс мониторинга должен осуществляться непрерывно до полного устранения нарушений и минимизации рисков, а также устранения причин их возникновения и условий для их повторяемости.
При этом процесс мониторинга включает:
• получение информации от руководителей объектов внутреннего аудита и контроля о состоянии выполнения планов мероприятий по устранению нарушений, недостатков и рисков (в том числе первичной документации, подтверждающей выполнение указанных мероприятий);
• анализ и проверку документации, подтверждающей выполнение мероприятий;
• планирование и проведение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданович, И.С. Место внутреннего контроля в системе управления предприятием и форма его организации / И.С. Богданович, О.А. Со6олева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. – 2020. – № 5. – С. 66–74.
2. Буганов, А.А. Особенности организации системы внутреннего контроля в торговых организациях / А.А. Буганов // Молодой ученый. – 2016. – № 29.
3. Воропаев Ю. Н. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет. 2013. № 9.
4. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2021 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gazprom.ru/f/posts/85/227737/gazprom_annual_report_2021_rus.pdf (дата о6ращения: 04.01.2023).
5. Жабина Н. В. Внутренний аудит как инструмент повышения эффективности бизнеса // Наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции / научн. ред. Ю. В. Мамченко. М., 2017.
6. Иванов О. Б. Построение систем внутреннего аудита компании на основе внутрикорпоративных стандартов // Аудитор. 2018. № 11. С. 30–35.
7. Петракова, Н.И. Про6лемы и перспективы развития внутреннего контроля на предприятии / Н.И. Петракова // Молодой ученый. – 2018. – № 13.
8. Первова К. А. Актуальность внутреннего аудита в современных условиях // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 5.
9. Пискунов В. А. Процесс проведения стратегического аудита корпоративного управления // Вестник СамГУПС. 2017. № 4. С. 9–13.
10. Федоренко, И.В. Организация внутреннего контроля на предприятиях / И.В. Федоренко // Решетневские чтения. – 2017. – № 21-2.
11. Финансовая сводка ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https:// ru.invеsting.сом/equities/gazprom_rts-financial-summary (дата о6ращения: 04.01.2023).
12. Щербакова Е. П. Внутренний аудит в системе управления холдингом: методический подход к идентификации объектов // Менеджмент. 2018. № 4.
13. Щербакова Е. П. Комплексный подход к вопросу оптимизации процессов регламентации и стандартизации внутреннего аудита в российских коммерческих организациях // Менеджмент сегодня. 2019. № 2.