Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
24 февраля 2022 года Россия начала специальную военную операцию по защите жителей Донецка и Луганска. К сожалению, эта благородная по своему замыслу операция по своим масштабам быстро переросла в настоящую войну. В связи с этим президент России В. Путин 24 сентября 2022 года объявил о проведении в стране частичной мобилизации.
Это решение президента В. Путина вызвало волнение в среде юристов. Дело в том, что согласно традициям еще советского права мобилизованное лицо ничем не отличалось от обычного призывника. Им полагались одинаковые права и одинаковые льготы на период прохождения службы.
Исключение из правила могло быть связано с тем, что мобилизация связана с ликвидацией последствий техногенной аварии или катастрофы. В этом случае мобилизованные могли рассчитывать на более крупные денежные пособия, оплачиваемые путевки в санатории, а так же полноценное лечение в медицинских центрах министерства обороны.
Так вот указ В. Путина полностью перекроил эту парадигму. Начиная с этого года, мобилизованные приравниваются к контрактникам. Соответственно это не просто профессиональные солдаты, но и люди которые за свою работу получают высокую заработную плату, имеют ряд льгот связанных со свободным перемещением во время военной службы.
Цель исследования – выявить особенности понятия и особенности военной службы в России.
Объект исследования – военная служба.
Предмет исследования – понятие и особенности военной службы в России.
Задачи исследования:
1. Дать определение военной службе.
2. Дать характеристику статусу военнослужащего.
3. Выявить особенности понимания военной службы в России.
4. Выявить особенности правого статуса военнослужащих в 2022 году.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Анализ научной литературы по проблеме восприятия военной службы в России
1.1. Особенности военной службы в России
Военная служба по определению и по своему характеру является видом государственной службы со специфическими характеристиками, отличающими ее от государственной и гражданской военизированной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» «устраняет» признаки военной службы, в частности, она определяется как вид государственной службы, в связи, с чем она становится наравне с другими видами, однако в своем существенном содержании военная служба имеет ярко выраженные черты.
Наибольшее количество различий между специальными видами службы в государственных органах и общей гражданской гражданской службой. Все специальные виды службы в государственных органах, в том числе военная служба, имеют присущие им характеристики, среди которых необходимо выделить:
- детали выполняемых задач и функций;
- особые принципы организации услуг;
— особые условия эксплуатации, часто связанные с риском;
— сведения о профессиональной деятельности;
- специальные должностные обязанности;
- специальные положения о дисциплине и дисциплинарных уставах с учетом особенностей должностных обязанностей и условий службы работников;
- особый порядок приема и особенности государственной службы, особый порядок присвоения специальных званий, аттестации, прекращения службы;
- определенный статус работников, установленный круг обязанностей и прав;
- конкретный порядок применения различных видов ответственности;
- Наличие специальной поддержки.
Рассмотрев приметы, стоит отметить, что многие из них имеют особый характер. В процессе организации военной службы необходимым условием является учет многообразия и специфики сфер деятельности государства. Военнослужащие осуществляют свою деятельность в специальных учреждениях и органах государства, обладающих относительной самостоятельностью, при этом государство определяет организационно-правовые формы и их содержание.
Назначение Вооруженных Сил Российской Федерации - отражение агрессии, направленной против Российской Федерации, обеспечение защиты неприкосновенности территории и целостности Российской Федерации, выполнение задач, основанных на нормах международных договоров Российской Федерации. Федерация с другими государствами. Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами может привлекать Вооруженные Силы Российской Федерации к выполнению задач с применением оружия не по назначению. Помимо задач по обороне и безопасности Родины, военнослужащие могут направляться за пределы Российской Федерации для выполнения задач, возникших в связи с международными обстоятельствами.
На основании Концепции предотвращения и разрешения конфликтов на территории государств-участников СНГ, принятой Советом глав государств СНГ 19 января 1996 года, военнослужащие (военнослужащие) в целях предупреждения и разрешения вооруженных конфликтов, а также для построения мира после конфликта. [а]
Таким образом, назначение военной службы, в отличие от гражданской службы в государственных органах, состоит в том, чтобы обучать и осуществлять государственно-управленческие воздействия, осуществлять функции в области военной безопасности и обороны страны.
Президент Российской Федерации устанавливает общее количество воинских должностей, их единый перечень, а также перечень должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга). Иные воинские сборы должны быть утверждены в порядке, определяемом руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Следовательно, воинская должность является первичным структурным компонентом Вооруженных Сил, воинских частей и корпусов, других войск, создаваемым в определенном порядке, в котором законом предусмотрена военная служба, что отражает объем и содержание должностных полномочий лица. кто его занимает Суть присвоения воинских званий заключается в обеспечении ясности и гармонии во взаимоотношениях между военными.
По системе воинских званий, воинской и специальной квалификации, выслуге лет наряду с заслугами выражаются авторитет каждого военнослужащего, его служебное положение - это так называемая «служебная карьера». Взаимоотношения военнослужащих строятся на основе их воинских званий, формирующих старшинство и подчиненность. Начальники воинских чинов имеют право давать указания подчиненным с дополнительной проверкой их исполнения.
В любом случае старшие по званию требуют от несовершеннолетних соблюдения общественного порядка, воинской дисциплины и обмундирования, а также правил воинского приветствия и поведения на службе. Младшие по званию беспрекословно следуют инструкциям своих старших.
Помимо подчиненности военных по положению, важно также поддерживать и укреплять воинскую дисциплину, организованность и порядок, особенно в случае возникновения боевой обстановки. На основании нормы п.5 ст. 46 Федерального закона «О воинской службе и военной службе» запрещается представлять должностным лицам, работникам и служащим учреждений, государственных комитетов, ведомств, министерств, общественных объединений, учреждений, организаций, запрещается представлять специальные служебные звания, как а также классные чины, аналогичные воинским чинам [2].
Дисциплинарные отношения военнослужащих являются частью служебно-военных отношений, которые регулируются Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации [3].
Защита Родины – долг и обязанность народа Российской Федерации. Требования Устава должны выполняться всеми военнослужащими, независимо от места прохождения воинской службы, служебного положения, присвоенных воинских званий и заслуг. Для обеспечения безопасности и обороны страны отдельными федеральными органами исполнительной власти предусмотрена военная служба, созданы специальные военные организации - Вооруженные Силы, воинские части и другие войска. [4, с.46]
Учитывая особый характер выполняемых ими функций, для решения конкретных задач военнослужащие имеют особое материальное обеспечение, которое отличается от других видов службы в государственных органах и включает денежное снабжение, натурное обеспечение (материальное, продовольственное, жилищное). , а также социальные выплаты. В военной службе есть не только отличия, но и особенности, выделяющие ее как особый вид службы в государственных органах. Среди этих особенностей - установление, определяемое спецификой военного дела, существенно влияющее на служебные отношения в государственных организациях и органах, в которых люди проходят военную службу, возникновение, развитие и прекращение служебных отношений.
По мнению известного военного юриста прошлого века В.Д. Кузьмин-Караваева: «Армия — это сила. В армии есть масса людей, которые коллективно выполняют функцию вооруженных сил страны. Эти диспозиции определяют сущность армии, условия ее внутренней жизни, основные черты организации» [5, с.68].
Служба в армии имеет ряд особенностей:
- Военная служба - это деятельность, направленная на обеспечение функций государственных органов, которая носит профессиональный характер. Основной характеристикой, согласно этому определению, является профессиональная деятельность, характеризуемая такими критериями, как преемственность, преемственность, компетентность, исполнение, основанное на специальных знаниях и умениях. На основании ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», при прохождении воинской службы военнослужащие, являющиеся лицами Российской Федерации, реализуют свое конституционное право на труд, поскольку, по существу, военная деятельность является видом трудовой деятельности специальной. [6].
Тем самым военнослужащие сознательно выражают и подтверждают свою готовность мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России и Отечества. Обязательная военна яслужба. Эта особенность находит отражение в способе привлечения людей на военную службу путем регулярных призывов и мобилизации.
Однако сегодня нельзя сказать, что воинская повинность является всеобщей для всех жителей Российской Федерации. При призыве на военную службу обязательна по отношению к призывному контингенту мужского населения России. В то же время Федеральным законом «О воинской службе и военной службе» предусмотрены отсрочки прохождения или освобождения от воинской службы [7].
После призыва на военную службу в установленный срок военнослужащий не вправе по своему желанию менять место службы, должность или прекращать исполнение служебных обязанностей, требовать изменения должностных обязанностей, условий за их исполнение. В случае ненадлежащего исполнения или уклонения от исполнения воинских обязанностей ожидается более серьезное воздействие, чем то, которое может понести государственный служащий за аналогичные нарушения своих обязанностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Военная служба в России. История развития отечественного правового подхода. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Правовые основы прохождения военной службы. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2022. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Военная служба в России. Правовое обеспечение. – Мурманск: Полярные зори, 2021. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Основы военной службы в России. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Понятие и правовые составляющие военной службы в России. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2021. – 476 с.
6. Магда В.Е. Особенности военной службы в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 231-233. — Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/356/79586/ (дата обращения: 24.12.2022).
7. Медведева Н.А. Петрова М.С. Юридическая сторона прохождения военной службы в России. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
8. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Военная служба. Особенности прохождения. Правовой статус военнослужащих. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
9. Семенов О.В. Борисов А.В. Правовой статус военнослужащих. Актуальные проблемы. – Тверь: Контур, 2022. – 531 с.
10. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по правовому сопровождению службы в Армии. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
11. Тихонова Е.Е. Теория и практика организации правового сопровождения военнослужащих. Справочник военного юриста и адвоката. – Краснодар: Полис, 2020. – 1289 с.
12. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика оказания юридической помощи военнослужащим. Плюсы и минусы. – Махачкала: Факел, 2021. – 623 с.
13. Фадеева, А.Ю. Статус военнослужащего в России. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2021. – 588 с.
14. Фомина, О.Н., Георгиева, А.В. Военная служба в России и в Европе. – Ставрополь: Вектор, 2020 – 528 с.