Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Искусство поп-арта не изменяет названию. Оно популярно в течение более полувека, продуцируя, копируя, интерпретируя новые объекты разного качества.
Поп-арт является художественным направлением, которое использует образы повседневной жизни людей и напрямую обращено к массовой культуре. Образы, взращенные на удовольствиях человека, вырываются из привычного нам контекста и помещаются в совершенно иную искусственную реальность, тем самым приобретая новые качества и утрачивая старые. Художник в стиле поп-арт не был ограничен в четких правилах и нормах, он мог для своей работы использовать совершенно разные материалы. Поп-арт сформировался в капиталистическом обществе, в котором производство и потребление материальных благ играли первостепенную роль. Дух свободы 1950–1960-х гг. способствовал появлению особого, неординарного направления в искусстве. Направление поп-арта было авангардным, сознательно дерзким, поскольку стояло в оппозиции к предшествующим культурным ценностям. Автором термина был английский критик Л. Эллоуэй, который напрямую связывал данное явление с активным развитием СМИ, поскольку масс-медиа с середины ХХ в. превратились в неотъемлемый элемент общественного развития.
Хотя поп-арт начался в начале 1950-х годов, в Америке он получил большой импульс в 1960-х годах. Термин «поп-арт» был официально введен в декабре 1962 года. Поводом стал «Симпозиум по поп-арту», организованный Музеем современного искусства. К этому времени американская реклама приняла много элементов и изгибов современного искусства и функционировала на очень сложном уровне. Следовательно, американские художники должны были искать более глубокие драматические стили, которые дистанцировали бы искусство от хорошо разработанных и умных коммерческих материалов.
Поскольку британцы рассматривали образы американской популярной культуры с несколько отдаленной точки зрения, их взгляды часто были наполнены романтическими, сентиментальными и юмористическими нотами. Американские художники, напротив, каждый день подвергались бомбардировке разнообразием произведений массового производства, создавая более смелые и агрессивные работы.
Искусство поп-арта вобрало в себя все мифологизмы повседневности, облекло в художественную форму такие морфемы, как комиксы, рекламу, знаменитостей, продукты потребления, товарные знаки, кинематограф, фотографию, научную фантастику, порнографию, которые стали олицетворением культуры и быта Америки 50–60-х гг. и символом «американской мечты».
Цель данного исследования: изучение история становления и развития американского поп-арта.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть поп-арт как искусство повседневности;
• Изучить влияние стиля поп-арт на современный дизайн;
• Проанализировать творчество американских художников жанра поп-арт.
Объект исследования: поп-арт как искусство.
Предмет исследования: американский поп-арт.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. История искусства поп-арт
1.1. Поп-арт как «культура повседневности»
В силу исторических обстоятельств, когда моду на искусство диктовала Европа, все художественные направления появлялись, как правило, именно там, США неизменно отводилась роль вторичного рынка. Поп-арт внес определенные коррективы в сложившуюся культурную ориентацию: актуальным центром новаторства в области искусств стал Нью-Йорк. Почему поп-арт получил столь широкое распространение в Америке, стране подарившей миру эстетизированную повседневность? Для раскрытия данного феномена обратимся к ситуации, сложившейся в культуре в начале 60-х гг. ХХ в.
Поп-арт настойчиво теснил старое «новое», утопавшее в изобразительном авангардизме. Контраст между зарождающимся популярным искусством и господствовавшим в то время абстракционизмом и неоабстракционизмом был предельно очевиден. То что послужило толчком к появлению поп-арта, Гринберг относит к эрзац-культуре, китчу – «рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, обложками журналов, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т. д. и т. п.» . Между тем в середине 1962 г. в Нью-Йорке и Лондоне произошло резкое падение цен на произведения абстрактной живописи . Данное обстоятельство вызвало необыкновенный резонанс в западноевропейской прессе и послужило первым толчком к повсеместной потере спроса на картины абстрактных мастеров. Весь последующий год прошел под знаком дальнейшего заката абстракции . В схватке «абстракционизм – поп-арт» неоспоримую победу одержал поп-арт.
Успех поп-арта был обусловлен, согласно приведенному Рыковым А. С. аналитическому обзору теоретических измышлений Д. Рассела, по двум причинам. С одной стороны, формированием в послевоенные годы экономики нового типа – «экономики изобилия», чей пароль звучал следующим образом: «Я потребляю, следовательно, я существую» . Недаром Энди Уорхол – вдохновитель и икона поп-арта, считал: «Поп-взгляд давал людям понять, что они сами и есть часть истории, что им не нужно прочитать книгу, чтобы стать частью культуры, – нужно ее просто купить» . С другой стороны, доминированием в 50–60-е гг. элитарного, малопонятного искусства. Поп-арт, по мнению Борева Ю. Б., стал художественным удовлетворением «тоски по предметности» . Ссылаясь на известного теоретика культуры Перри Андерсона, Рыков отмечает, что процессы данной культурной трансформации 60-х гг. запустила Вторая Мировая война . Лишив модернизм главных источников энергии, аграрной экономики и «аристократической» системы ценностей, она подвела свой художественный итог . Массовое производство и массовое потребление перевернули сознание человека западноевропейского образца в сторону простого, повседневного, отвечавшего требованиям современности искусства.
И это простое искусство вызвало множество толков. В первую очередь неприятия, осуждения и неодобрения. Так, согласно Эми Демпси, некоторые эксперты были столь оскорблены признанием «низкой культуры» и коммерческих художественных техник, что объявили поп-арт – «не-искусством» (non-art) и «анти-искусством» (anti-art) . Далее автор упоминает высказывания критика Макса Козлоффа в адрес «попистов», назвавшего последних «новыми хамами», «любителями жвачки» и даже «преступниками».
Со стороны советских искусствоведов тем более раздавались нелестные комментарии. В книге Михаила Лифшица и Лидии Рейнгардт раздел, посвященный поп-арту, начинается едким «воображаемым» диалогом:
– Может ли простая консервная банка стоять в центре внимания культурных людей двадцатого века?
– Может…
– Если она продается не в магазине, а в картинной галерее за подписью известного художника, если она стоит не двадцать центов, а две тысячи долларов.
– Если о ней шумит большая печать и ее воспроизводят при помощи современной полиграфической техники самые дорогие журналы, посвященные вопросам искусства, где с равным вниманием пишут о фарфоровой вазе эпохи Минь, о фресках Джотто и современном «поп-арт».
– Если эта консервная банка являет собой последнее слово в длинной цепи самых современных направлений искусства. И если сказать что-нибудь неодобрительное о таком искусстве, это значит поставить себя в сомнительное положение, ибо вам могут напомнить, что обыватель не понял импрессионистов!
Быть может, через двадцать лет эта банка украсит собой коллекцию Лувра .
Если поп-артисты выступали в качестве «новых хамов», значит, существовали и старые? А «старыми хамами», видимо, являлись те, кто организовывался в художественные группы и осмеливался самовыражаться в 40–50-е гг. Этих направлений было огромное количество. В качестве предшественников поп-арта и побочных течений, развивавшихся одновременно с ним, Власов В. Г. называет леттризм, концептуальное искусство и «рэди-мейд» . Как правило, композиции концептуалистов и представителей «рэди-мейд» состояли из предметов и обыденных вещей, символизирующих «атрибуты цивилизации», в случае леттризма – из абсурдного, алогичного варьирования букв, случайных, бессмысленных текстов. Эми Дэмпси дополняет этот список неодадаизмом, искусством битников, фанк-артом и новым реализмом . «Битники» ориентировались на культуру комиксов, фанк-артисты освещали злободневные темы посредством утиля (funky – дурнопахнущий), а из новых реалистов и неодадистов, собственно, и выросли поп-артисты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Адцеева Б. Художник как зеркало: «фальшивое» искусство Роя Лихтенштейна // Риа-новости. URL: http: // ria. ru
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М.: Культ. революция: Республика, 2006. С. 155
3. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.: высшая школа, 2002 - 511с.
4. Бычков В.В. Эстетика: учебник/ В.В. Бычков. – М.: Гардарики. – 556 с.
5. Визуальная культура и мышление в дизайне: методические материалы / Под ред. В.Ф.Колейчук. – М.:Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В. Бычкова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003 – 607 с.
6. Власов В. Г. Стили в искусстве: словарь. СПб.: Лита, 1998. Т. 1. С. 465
7. Глазкова С.А. PRкоммуникация в артбизнесе: учеб. пос. / С.А. Глазкова. – СПб.: С.Петерб. гос. унт, Инт «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016.
8. Гринберг К. Авангард и китч // Худож. журн. 2005. № 60. С. 88
9. Демпси Э. Стили, школы, направления: путеводитель по соврем. искусству. М.: Искусство XXI в., 2008.
10. Зверева A. C. Поп-арт как преодоление повседневности в обществе потребления // Сумма философии: вып. к 40-летию филос. фак. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.
11. Лифшиц М., Рейнгардт Л. Кризис безобразия: от кубизма к поп-арт. М.: Искусство, 1968.
12. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб. Алетейя, 2006 – 347 с.
13. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральны образ картины мира / В.Б. Мириманов. – М.: Согласие, 2007.
14. Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. 1960 – 1970-е. История живописи. ХХ век. – М., Галарт, 2008 – 568 с.
15. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учеб. пос. – М.: Аспект Пресс, 2002. – с. 138
16. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – Изд. 5е, испр. и доп. – М.: Рефлбук; Киев: Ваклер, 2006
17. Путеводитель по искусству. / Под ред.Яна Чилверса. – М., Радуга, 2002 – 541 с.
18. Рихтер, Х. Дада – искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века / Х. Рихтер. – М. : Гилея, 2014. –
19. Рыков А. В. Западное искусство XX в.: учеб.-метод. пособие. СПб.: Новая альтернат. полиграфия, 2008. С. 19
20. Рыков А. В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х гг. СПб.: Алетейя, 2007. С. 208
21. Рычакова Ю.В. Энциклопедия модернизма / Ю.В. Рычкова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 – 224 с.
22. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола: (от А к Б и наоборот); пер. с англ. Г. Северская. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
23. Хоннеф К. Поп-арт. М.: Арт-родник, 2005. С. 25
24. Художник как зеркало: «фальшивое» искусство Роя Лихтенштейна. – URL : https://ria.ru/20131027/972886735.html
25. Шейнс Э. Энди Уорхол: Пер. с англ. Ю. Евелева. – М.: ООО «Магма», 2008
26. Christie's to Offer Kiss III by Roy Lichtenstein. – URL : https://artdependence.com/articles/christies-to-offer-kiss-iii-byroy-lichtenstein
27. Coplans, J. Roy Lichtenstein / J. Complans. – New York: Praeger Publishers, 1972
28. Roy Lichtenstein – “BBC Interview” (1966). – URL : https://americansuburbx.com/2013/10/interview-roy-lichtenstein-bbcinterview-1966.html