Фрагмент для ознакомления
2
1. Отношение в обществе к конфессиональной политике Временного правительства
Для царской власти Русская православная церковь (РПЦ) была не просто апологетом традиционной веры предков и духовным руководителем государствообразующего народа, но и подчиненным аппаратом управленческой системы государства, которое «регламентировало ее действия и управление, превращая тем самым организацию, суть которой состоит в пропаганде идеалов высокой духовности и помощи людям в бюрократический аппарат, отрывая тем самым церковь от народа и его проблем»[4, с. 219].
Поэтому свержение самодержавия и действия временного правительства после Февральской революции обнажили накопившиеся в обществе проблемы религиозного самоопределения, что влекло разнополюсное отношение к новой конфессиональной государственной политике.
Несмотря на кажущуюся силу влияния и незыблемости авторитета православной церкви, их величина в русском сознании оказалась переоцененной. Здесь оформилось несколько значимых причин, которые подталкивали к отделению церкви от государства.
В одном ряду стоят причины, связанные с историческим переосмыслением приоритетов между духовными и материальными ценностями и причины, вытекающие из привилегированного положения православного духовенства. В числе этих причин можно назвать падение уровня духовности в среде церковников. Согласно приводимой исследователями статистике: «из 2148 тысяч выпускников семинарий в 1911 году лишь 574 приняли сан» [цит. по 4, c. 219], что говорит о падении числа идущих по призванию, а также о том, что семинаристы предпочитали богослужению более стабильно и высокооплачиваемую светскую работу. Также в монастырской среде в большинстве своем находились люди, пришедшие не за наполнением своего существования духовностью, а в связи с житейскими и материальными проблемами. К тому невозможно не упомянуть еще и ненадлежащий уровень набожности и благочестивости среди представителей духовных санов, особенно высших.
В качестве подтверждения масштабов проблемы духовности в религиозной среде можно привести фрагмент воспоминаний последнего протопресвитера Русской армии и флота Георгия Шавельского, в которых он говорит о ситуации, так сказать, изнутри: «У нас, как ни в одной другой Православной Церкви вся жизнь епископа были обставлены особенным величием, пышностью и торжественностью. Эта пышность у нас неразумными ревнителями владычного сана с одной стороны и самими славолюбивыми владыками с другой часто доводилась до абсурда и полного извращения епископского служения. Они делали наших владык похожими на самых изнеженных и избалованных барынь, которые спать любят на мягком, есть нежное и сладкое, одеваться в шелковое и пышное, ездить непременно в каретах. Внешний блеск и величие часто скрывали от толпы духовное убожество носителя высшего священного сана, но компенсировать его не могли. В конце концов, жестоко страдала от этого Церковь» [цит. по 4, c. 219]. Это приводит к выводу о том, что в то время духовное положение и мирян, и священничества находилось в упадке. Постепенно, но вера становилась лишь набором догм и вековых традиций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Временное правительство и его вероисповедная политика // Православная энциклопедия. - [Электронный ресурс] URL:https://www.pravenc.ru/text/155432.html (дата обращения 23.12.2022).
2. Вяткин В. Государственно-церковные отношения в России при Временном правительстве. - [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-tserkovnye-otnosheniya-v-rossii-pri-vremennom-pravitelstve (дата обращения 23.12.2022).
3. Егоров А.Н. Министр исповеданий А.В. Карташев и конфессиональная политика Временного правительства // Historia provinciae – журнал региональной истории. – 2021. – Т. 5. – № 3. – С. 843–885.
4. Юсупова В.А. Государство и церковь в 1917-1920 годах // Инновационная наука. – 2015. – № 6. – С. 218-223.