Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования методического обеспечения спортивной подготовки по волейболу на начальном этапе подготовки обусловлена необходимостью повышения качества подготовки спортсменов, развития дополнительного образования детей и подростков по спортивным программам, а также изменением нормативно-правовой базы, регулирующей спортивную подготовку по виду спорта «волейбол».
В настоящее время проводится модификация системы дополнительного образования спортивной направленности: разрабатываются новые технологии обучения, внедряются в практику, меняются требования к преподавателям, задействованным в учебном процессе. Все эти обстоятельства обусловили принятие нового федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе спортивной подготовки по виду спорта «волейбол». Образовательный стандарт был утвержден приказом Министерства спорта Российской Федерации от 24 января 2022 года № 41. С 1 января 2023 года указанный ФГОС признан утратившим силу, в связи с утверждением нового ФГОС приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 987. В связи с этим, в настоящее время происходит пересмотр и обновление программ по подготовке по виду спорта «волейбол».
Совершенствование и модернизация федеральных стандартов спортивной подготовки (далее – ФССП) по волейболу свидетельствует о том, что методическое обеспечение ФССП находится в постоянной доработке и улучшении.
В соответствии со статистическим отчетом Министерства спорта Российской Федерации по волейболу на 2022 год, можем утверждать, что данный вид спорта набирает свою популярность и прогрессирует. Касаемо спорта высших достижений в отчете представлены сведения о динамике результатов, о показателях деятельности всероссийской федерации волейбола, численности занимающихся, а также о результатах по учебно-методической работе. Отмечен выпуск учебно-методического пособия № 28 «Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (этап начальной подготовки)», что свидетельствует о том, что методическому обеспечению спортивной подготовки отводится особое внимание.
Объектом исследования является процесс спортивной подготовки по волейболу на начальном этапе подготовки.
Предметом исследования выступают нормативные и методические документы, регулирующие спортивную подготовку по волейболу на начальном этапе подготовки.
Целью работы является изучение и анализ методического обеспечения реализации федерального стандарта спортивной подготовки по волейболу на начальном этапе подготовки для определения направлений совершенствования спортивной подготовки по волейболу на начальном этапе подготовки.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы методического обеспечения спортивной подготовки по волейболу;
2. Сравнить ФГОС по программе спортивной подготовки по виду спорта «волейбол» от 15.11.2022 с ранее действовавшими ФГОС.
3. изучить изменения в нормативном регулировании ФССП по виду спорта «волейбол»;
4. оценка соответствия методического обеспечения реализации ФССП по виду спорта «волейбол» развитию спортивного потенциала и повышения интереса к виду спорта.
Правовую основу исследования составляют: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р), приказ Министерства спорта РФ от 24.01.2022 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «волейбол»», Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1720-р, приказ Министерства спорта РФ от 30.08.2013 № 680 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «волейбол»». В качестве источника статистической информации использовался Статистический отчет Минспорта РФ по волейболу.
Структура работы предопределена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, разделенных на подпункты, заключение и список литературы.
1. Назначение и характеристика структуры федеральных стандартов спортивной подготовки
1.1 Понятие и основные элементы структуры федеральных стандартов спортивной подготовки
В РФ по каждому виду спорта, развитие которых осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией, внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ соответствующей подготовки.
Федеральные стандарты спортивной подготовки предназначены для обеспечения:
1) единства основных требований к спортивной подготовке на всей территории РФ;
2) планомерности осуществления спортивной подготовки на всей территории РФ;
3) подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд РФ.
Федеральные стандарты спортивной подготовки включают в себя:
1) требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки;
2) нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин);
3) требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки;
4) требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;
5) особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта;
6) требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, к иным условиям.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих спортивную подготовку, устанавливаются специальные федеральные стандарты.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, обеспечивают соблюдение соответствующих федеральных стандартов, разрабатывают и реализуют на основе данных стандартов программы спортивной подготовки.
Образовательные организации дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе соответствующих федеральных стандартов, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта [1, СПС Гарант].
Федеральные стандарты спортивной подготовки являются обязательными при реализации соответствующих программ организациями, осуществляющими спортивную подготовку. Указанные стандарты не применяются работодателями в отношении спортсменов, с которыми заключены трудовые договоры, а также общероссийскими спортивными федерациями в отношении членов спортивных сборных команд РФ по соответствующим видам спорта.
Программа спортивной подготовки — это программа поэтапной подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющая основные направления и условия подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями соответствующих федеральных стандартов.
Организация разработки и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Полномочия такого органа (Министерства спорта РФ) определяются Правительством РФ.
Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин) согласуются с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Федеральные стандарты спортивной подготовки утверждаются не реже чем один раз в четыре года.
Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта (спортивной дисциплине) размещаются на официальном сайте Министерства спорта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Спортивная подготовка в РФ может осуществляться физкультурно-спортивными организациями, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории РФ, в том числе центрами спортивной подготовки, а также организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, соответствующими профессиональными образовательными организациями. Федеральные центры спортивной подготовки создаются на основании решений Правительства РФ по предложению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнений общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта. Региональные центры спортивной подготовки создаются на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом мнений общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта [2, СПС Гарант].
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе использовать в своем наименовании слово «олимпийский» или образованные на его основе слова и словосочетания в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается Министерством спорта РФ. Порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные субъектами РФ или муниципальными образованиями и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.
Правила приема лиц в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, определяются учредителем, учредителями физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с законодательством РФ, и закрепляются в ее уставе.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, вправе реализовать программы спортивной подготовки за пределами РФ в случае, если программами спортивной подготовки предусмотрено проведение спортивных мероприятий за пределами РФ.
При реализации программ спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, создают условия для охраны здоровья лиц, проходящих в них спортивную подготовку, а также обеспечивают расследование и учет несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку и не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки, во время прохождения ими спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе во время их участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки. Расследование и учет указанных несчастных случаев осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В Законе о спорте предусмотрен порядок осуществления спортивной подготовки по направлению физкультурно-спортивной организации. Необходимо признать, что указанное направление наименее востребовано [2, СПС Гарант].
Спортсмен, заключивший трудовой договор с физкультурно-спортивной организацией, в соответствии с которым его трудовая функция состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта, не вправе проходить спортивную подготовку в этой физкультурно-спортивной организации на основании договора оказания услуг по спортивной подготовке. Такой спортсмен может проходить спортивную подготовку на основании договора оказания услуг по спортивной подготовке в другой физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, по виду или видам спорта, не указанным в трудовом договоре.
Статьей 34.3 Закона о спорте установлены права и обязанности организации, осуществляющей спортивную подготовку.
К правам в данном случае относятся права -
1) разрабатывать и утверждать программы спортивной подготовки, принимать локальные нормативные акты, связанные с процессом спортивной подготовки;
2) осуществлять отбор лиц для их спортивной подготовки в установленном законом порядке приема лиц в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку;
3) осуществлять иные права в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку, договорами оказания соответствующих услуг.
В рамках обязанностей необходимо -
1) соблюдать требования федеральных стандартов спортивной подготовки;
2) качественно и в полном объеме обеспечивать прохождение лицом спортивной подготовки под руководством тренера, тренеров по выбранным виду или видам спорта (спортивным дисциплинам) в соответствии с реализуемыми программами спортивной подготовки;
3) обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
4) осуществлять медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организации, осуществляющей спортивную подготовку, на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по договору об оказании услуг по спортивной подготовке;
5) реализовывать меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно проводить с лицами, проходящими спортивную подготовку, занятия, на которых до них будут доводиться сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
6) под роспись знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку, с локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми правилами по соответствующим виду или видам спорта;
7) осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке;
8) под роспись знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку и участвующих в спортивных соревнованиях, с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами, условиями договоров с организаторами спортивных мероприятий в части, касающейся участия спортсменов в соответствующем соревновании;
9) направлять лиц, проходящих спортивную подготовку, а также тренеров в соответствии с заявками общероссийских спортивных федераций или организаций, осуществляющих спортивную подготовку и созданных Российской Федерацией, для участия в спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях;
10) оказывать содействие в организации физического воспитания, а также физкультурных мероприятий, комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, на основе договоров, заключаемых между организацией, осуществляющей спортивную подготовку, и такими образовательными организациями;
11) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку, договорами оказания услуг по спортивной подготовке [2, СПС Гарант].
Лицо, желающее пройти спортивную подготовку, может быть зачислено в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Физические нагрузки в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку, назначаются тренером, тренерами с учетом возраста, пола и состояния здоровья указанных лиц - в соответствии с нормативами физической подготовки и иными спортивными нормативами, предусмотренными федеральными стандартами спортивной подготовки [4, СПС Гарант].
Общероссийские спортивные федерации и аккредитованные региональные спортивные федерации (далее - уполномоченные спортивные федерации) и их представители вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки по соответствующим видам спорта в установленном Министерством спорта порядке [3, СПС Гарант].
При этом уполномоченные спортивные федерации при проведении общественного контроля имеют право:
1) получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, осуществляющих спортивную подготовку, информацию о прохождении спортивной подготовки по соответствующим виду или видам спорта (спортивным дисциплинам);
2) защищать в соответствии с законодательством РФ права и законные интересы лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе в части возмещения вреда, причиненного их здоровью при прохождении спортивной подготовки;
3) направлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта предложения к проектам федеральных стандартов спортивной подготовки;
4) обращаться к учредителю, учредителям организации, осуществляющей спортивную подготовку, с требованием устранить выявленные нарушения федеральных стандартов спортивной подготовки.
Представители уполномоченных спортивных федераций также имеют право беспрепятственно посещать любые организации, осуществляющие спортивную подготовку, в том числе используемые ими объекты спорта.
При проведении общественного контроля уполномоченные спортивные федерации взаимодействуют с Олимпийским и Паралимпийским комитетами России, Министерством спорта РФ, а также с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Подводя итог, мы можем сделать вывод, что в России существует система федеральных стандартов спортивной подготовки. Они разрабатываются по всем видам спорта, которые развиваются общероссийской спортивной федерацией. Федеральные стандарты утверждаются приказами Министерства спорта Российской Федерации и строго обязательны к применению всеми организациями, осуществляющими спортивную подготовку. ФССП по виду спорта «волейбол» сейчас находится в стадии обновления в связи с вступлением в силу нового стандарта с 1 января этого года.