Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время общество улучшает всеобщий доступ людей к информации и создает условия для распространения и развития человека во всех сферах жизни. Это не может не сказаться на образовании, в том числе на дошкольном этапе. В условиях растущего числа противоречий и постепенной компьютеризации различных сфер общественной жизни, к сожалению, лишающей общения на месте, формирование коммуникативных навыков и умений у детей приобретает особое значение. Этот процесс напрямую влияет на процесс социализации ребенка и развитие его личности.
Возникает вопрос, какие методы помогут наиболее эффективно формировать навыки общения старших дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет. Средства массовой информации и общество, несомненно, оказывают большое влияние на развитие коммуникативных навыков детей, но на самом деле можно назвать это особенно позитивным явлением. Применяя к детскому образованию и воспитательной работе различные методы наблюдения, можно помочь детям находить общий язык друг с другом.
Для того, чтобы успешно учиться в школе, дети в возрасте от 5 до 7 лет должны обладать высоким уровнем развития навыков общения, поскольку это не только напрямую связано с успеваемостью, но и влияет на процесс социального и личностного развития. Это приводит к настоятельной необходимости рассмотреть этот вопрос.
Степень научной разработанности. Вопросом развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста занималось огромное количество ученых, как у, так и к настоящему времени. К примеру, Е.Е. Дмитриева, Р.Б. Стеркина, Р.К. Терещук, В.Г. Утробина, Е.А. Самохвалова и многие другие.
Проблема исследования состоит в изучении потенциала использования элементов наблюдения для развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: раскрыть особенности изучения общения детей старшего дошкольного возраста с помощью метода наблюдения в современных условиях.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: изучение навыков общения детей старшего дошкольного возраста с помощью метода наблюдения.
Гипотеза исследования: процесс развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через методы наблюдения будет происходить более эффективно, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- использовать разнообразные формы работы с детьми, способствующие развитию коммуникативных умений;
- включать методы наблюдения за детьми во все виды деятельности и жизненные процессы.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть проблему развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
3. Подобрать и провести диагностику уровня развития навыков общения у детей дошкольного возрастав возрасте от 5 до 7 летна констатирующем этапе.
4. Провести формирующий эксперимент.
5. Оценить результаты, а также подобрать и апробировать систему работы по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Методологические основы исследования: составили идеи исследователей специфики развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста (Е.Е. Дмитриевой, М.И. Лисиной, Р.Б. Стеркиной, Р.К. Терещук, В.Г. Утробиной).
Методы исследования:
1. Теоретический - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирический - педагогический эксперимент, обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании проблемы, указанной в теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации разработанного материала по теме исследования педагогами дошкольных образовательных учреждений, а так же студентами, обучающимся по специальности «Дошкольное образование».
База исследования: МАДОУ Детский сад №449 СП «Олимпиец» города Челябинска.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Курсовая работа изложена на 44 страницах, содержит 2 рисунка, 1 таблицу, 1 приложение и 35 наименований списка источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие навыков общения и их значение для развития дошкольников
Общение является основным фактором общего психологического развития детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский указывал, что сущность человеческой психологии - это набор смещающихся внутрь межличностных отношений, которые стали функцией общения индивидов. Кроме того, взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» одинаково важны для общего развития детей [7, с. 33].
Во многих психолого-педагогических исследованиях говорится, что на развитие детей влияют содержание и характер общения с родителями и учителями (О.В. Дыбина и др.) [10, с. 162], взаимоотношения с товарищами (Е.М. Киров и др.) [14, с. 88], учебная деятельность и успехи в ней (Н.С. Ежкова и др.) [11, с. 97].
Основой практики навыков общения является концепция деятельности, разработанная А. В. Запорожцем и другими [12, с. 44]. Исходя из другой концепции, С.Е. Приваловой рассматривают общение как коммуникативную деятельность [21, с. 95].
Д.Б. Эльконин и З.М. Богуславская в своих исследованиях определили влияние навыков общения на общий уровень поведения детей, А.В. Запорожец также указали их влияние на интеллектуальное развитие [12, с. 162].
В.А. Сластенин определяет общение как отношения между, по крайней мере, двумя людьми, направленные на объединение и координацию их усилий для достижения общего успеха и построения отношений, что является ключевым фактором психологического и социального развития детей[23, с. 142].
Понятие «коммуникация» не использовалось до ХХ века, и термин «коммуникация» считается уже общепринятым в учебных современных заведениях.
В.И. Долгова выделяет в качестве видов коммуникации устную и письменную речь, музыку и живопись [9, с. 12].
Исследования навыков общения проводятся отечественными и зарубежными учеными: А.А. Леонтьевым, А.А. Бодалевым, Ю.Л. Коломенским, А.Н. Леонтьевым, Л.П. Буевой, М.И. Лисиной, В.М. Соковкиным и др. [14, с. 45].
На основе личностных методик преподаватель Е.В. Семенова определяет навыков общения как качество субъекта общения, позволяющее ему общаться на высоком оптимальном уровне. Е.М. Киров определяет данный термин как способность управлять своей деятельностью для решения коммуникативных задач [14, с. 162].
Обратившись к словарю русского языка В.Н. Осипов, видно, что навыки общения трактуются как информация или общение. В словаре синонимы общение и коммуникация считаются схожими, что позволяет трактовать их как схожие явления [19, с. 88].
Коммуникативные навыки - это коммуникативная деятельность, создаваемая собеседниками, а также их способность правильно действовать и управлять поведением в соответствии с коммуникативными задачами [4, с. 142].
Это определение можно рассматривать с двух позиций:
1. Как сознательное коммуникативное действие, основанное на системе простого усвоения знаний, навыков и умений;
2. Способность выбирать наиболее подходящие приемы и способы действий для решения коммуникативных проблем, а также способность регулировать свое поведение.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в своей эффективности общение имеет три аспекта эффективности: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Коммуникативный аспект проявляется в действиях, направленных на то, чтобы делиться информацией и опытом, а другие воспринимали их.
Интерактивный аспект указывает на взаимодействие или влияние собеседников друг на друга в процессе совместной деятельности или межличностных отношений.
Перцептивный аспект - обязательная и наиболее важная часть общения, включая восприятие собеседниками других людей и их оценку. Без этого процесс коммуникации не может происходить.
Основным необходимым средством общения детей с окружающими их людьми, независимо от формы, является эмоциональное общение, которое помогает сформировать эмоционально значимое отношение к окружающим.
Основываясь на этой особенности, исследователь Р.К. Трещук определил три параметра коммуникативной деятельности дошкольников [19, с. 16]:
1. Социальная чувствительность - принятие и реакция на разоблачение партнеров по общению;
2. Коммуникативная инициатива - развитие способности общаться с другими;
3. Эмоциональное отношение - навык, относящийся к каждому ребенку, позиция представления и степень содержания общения, основанная на опыте взаимодействия с ним.
По своему содержанию коммуникативные навыки можно отнести к нескольким группам навыков:
1. Компьютерные и коммуникативные навыки: умение участвовать в процессе общения (приветствия, поздравления, обращения); ориентироваться в ситуации общения (начинать диалог с друзьями и незнакомыми людьми, понимать намерения собеседника и соблюдать культуру и правила общения);
2. Навыки наблюдения и общения: уметь проявлять самоконтроль и связывать свое мнение с мнением собеседника, доверять собеседнику и при необходимости оказывать ему возможную помощь, уступать, быть честным и оценивать результаты совместной деятельности;
3. Способность к эмоциональному общению: способность сопереживать, делиться своими интересами и чувствами, проявлять заботу и давать реакцию собеседнику, а также оценивать свое эмоциональное состояние и состояние собеседника.
Взаимопонимание в общении - это неотъемлемая часть в коммуникации. Ее недоразвитость у детей является основной причиной ссор и конфликтов между ними, и эти ссоры часто перерастают в крупные конфликты [21, с. 72].
Основная трудность в развитии детского общения заключается в том, что дети не могут понять проблемы собеседника и сопереживать им. Во многом это связано с тем, что ребенку в этом возрасте свойственен эгоцентризм, который не позволяет ему отделять свои эмоции от эмоций и чувств других. Эта ситуация меняется с возрастом [19, с. 12].
Когда на опыте общения с несколькими людьми ребенок учится понимать и учитывать чувства, эмоции и желания других людей, только после этого могут начать формироваться особые чувства и отношения на основе взаимной симпатии, любви и дружбы. Таким образом, коммуникативные навыки тесно связаны с общением и не могут существовать отдельно друг от друга.
1.2 Особенности формирования навыков общения среди детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование - это основной период развития общения в жизни человека, потому что именно в этом возрасте расширяется круг общения. Если в раннем детстве главным собеседником ребенка является взрослый, то в дошкольном возрасте он начинает сравнивать себя со сверстниками и вместе попадает в общее «пространство общения» [19, с. 32].
Для старших дошкольников стадия ситуативного и личностного общения в целом характеризуется потребностью во взаимопонимании и симпатии.
О.Н. Сомкова указала, что в дошкольном учреждении содержание мотивации создания игрового объединения напрямую зависит от содержания его ценностной ориентации. В дополнение к такого рода мотивации к общению в игре, детям также может служить страх остаться одному или желание быть главным [24, с. 162].
Основываясь на этих данных, можно сказать, что в процессе взросления коммуникативная деятельность претерпела некоторые изменения. М.И. Лисина указала, что у младших дошкольников доминируют выражение и практическое функционирование общения, в то время как у старших дошкольников речь заменяет общение [31, с. 57].
М.И. Лисина также выделяет следующие виды средств общения, используемых детьми [11, с. 23]:
1. Выразительность-имитация (подражание, взгляд, движение);
2. Тема-эффективность (поза, тематическое движение);
3. Средства голосовой связи.
М.И. Лисина считает, что коммуникативный аспект общения проявляется через личностное поведение, которое предназначено для обмена информацией и опытом, и смысловое восприятие собеседника. В свою очередь, общение детей происходит на двух уровнях: «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый». Отношения с взрослыми играют очень важную роль [11, с. 24].
Ответ на вновь поднятый вопрос может быть дан взрослому. В прошлом взрослые всегда говорили детям, как вести себя и как не делать, чего не делать и что делать, но маленькие дети слушались (или не повиновались) только тому, что им говорили взрослые. Сейчас, в возрасте шести-семи лет, социальные нормы и правила, межличностные отношения, собственность и поведение вызывают у детей особый интерес.
Для детей самое главное - понять, что от них нужно, и дождаться подтверждения того, что они выполняют или говорят все правильно. Это доказывает, что среди детей старшего дошкольного возраста большинство любят беседовать с взрослыми не по образовательным вопросам, а по частным вопросам, связанным с жизнью людей. Поэтому за пределами дошкольного этапа «рождается» форма глубокого и высокоуровневого общения - форма личного общения.
Вне ситуативно-личностных отношений дети могут открыться миру социальных отношений. Это смысл отношений между людьми, напоминающий о правилах, нормах и ценностях социального взаимодействия.
Взрослый по-прежнему служит ребенку «энциклопедией», а ребенок по-прежнему нуждается в признании и уважении взрослого. Но для детей это неотъемлемая часть оценки различных качеств и поведения самих себя и других. Важно, чтобы их отношение к различным событиям соответствовало мнению взрослых [19, с. 162].
В старшем дошкольном возрасте независимые от контекста и личные отношения существуют независимо и являются «чистыми отношениями», которые не включены ни в какие другие виды деятельности. Когда другие привлекают детей, ее мотивация носит личный характер. Таким образом, эта форма общения близка к первоначальным личным, но ситуативным отношениям, наблюдаемым у младенцев.
Однако для дошкольников личность взрослых полностью отличается от личности их сверстников. Главный партнер - это уже не абстрактный источник внимания, а конкретный человек с определенными качествами. Все эти качества очень важны для малыша. Для него взрослый - компетентный судья, он знает, что такое хорошо и что такое плохо, а также является образцом для подражания.
В.И. Долгова и Е.О. Смирнова выделили некоторые особенности взаимодействия детей со сверстниками [17, с. 63]:
1. Яркая эмоциональная насыщенность - диалог между детьми и взрослыми проходит относительно спокойно, без лишних эмоций, а отношения со сверстниками сопровождаются резкими разговорами, иногда криками и ссорами;
2. Особенности детской речи, общепринятые фразы и речевое управление: в процессе общения со сверстниками дети используют неожиданные и непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, словосочетания, тем самым показывая ему;
3. Преимущества про активных высказываний: беседы обычно у детей не получаются, они перебивают друг друга, каждый говорит о себе, не прислушиваясь к разговору, и дети всегда поддерживают инициативу и предложения взрослых, стараясь отвечать на вопросы взрослых;
4. Богатство целей и функций коммуникативной деятельности: в общении со сверстниками демонстрировать управление поведением партнера и контролировать его поведение, навязывать собственный образец для подражания, сотрудничать и постоянно сравнивать с самим собой.
Необходимо подчеркнуть, что для детей очень важно, чтобы взрослые делились своим мнением и пониманием. В свою очередь, потребность в взаимопонимании является признаком личных методов общения. Если взрослый скажет ребенку, что он злой, грубый и ноющий, он может серьезно обидеть его, но это ни при каких обстоятельствах не приведет к исправлению негативных черт личности.
Из-за этого у исследователей есть другая точка зрения, суть которой заключается во влиянии совместной деятельности на развитие общения. Изучению совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми и их влияния на взаимоотношения между дошкольниками посвящены работы многих отечественных исследователей, в том числе А.А. Бодалева, Л.А. Кричевского, Т.А. Репина, Р.А. Иванова, Л.П. Бухтиарова, М.И. Лисина [21, с. 14].
Поэтому важно учитывать, что отношения со сверстниками существенно отличаются от общения с взрослыми: яркостью детских высказываний, нестандартной эмоциональной насыщенностью и т.д.
В случае общения со сверстниками дети становятся более самостоятельными. Именно в процессе взаимодействия с равноправными партнерами дети приобретают такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права и понимать способы разрешения конфликтов.
Однако для полного социального и когнитивного улучшения детей этого возраста контакта с взрослыми уже недостаточно. Ребенок, имеющий различный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает более точно оценивать себя и других, свои способности и способности других, и в результате повышаются его творческая независимость и социальные способности.
Общую картину возрастной динамики повышения мотивации общения можно представить следующим образом: каждый этап включает в себя все категории мотивации, но основную позицию может занимать определенная позиция:
1.В возрасте 2-3 лет лидируют личные и деловые мотивации;
2.В возрасте 3-4 лет - основные личные (играющие ведущую роль) и игровые мотивации;
3. В возрасте 4-5 лет доминируют лично-игровые;
4. В возрасте 5-6 лет - все;
5. В возрасте 6-7, доминируют только деловые и личные.
В дошкольном учреждении формируется главное и базисное общение детей [5, с. 162]:
1.Появляются различные социальные потребности (требующих понимания и признания взрослых и сверстников, интереса к общей и групповой деятельности);
2.Появляется прочная структура мотивации;
3. Появляется новый вид мотивации, который является основой для произвольного поведение;
4. Дети начинают запоминать основную систему социальных ценностей, этику и правила социального поведения.
Первая причина, по которой дети общаются со своими сверстниками, - это игра или общие занятия. Познавательный интерес развивается на протяжении всего дошкольного возраста, что является причиной общения со сверстниками как слушателями и источниками информации. В общении ребенок получает свою оценку, желая сравнить себя со своим партнером, чтобы показать свои способности и знания, а также личностные качества.
Весь процесс развития общения со сверстниками у детей можно разделить на несколько этапов:
1. На первом этапе общения детей требуется эмоциональное и практическое взаимодействие, основанное на эмоциях и подражании;
2. Второй этап связан с потребностями ситуационного делового сотрудничества. В отличие от сговора, это сотрудничество включает в себя распределение ролей и игровых функций.
Основным содержанием обмена на двух этапах является игровая деятельность. Также на этом этапе наблюдалось возникновение другой не менее важной потребности – необходимости уважать и признавать партнеров.
Следует отметить, что совместная работа ДОУ и семьи играет важную роль. Учреждения дошкольного образования, со своей стороны, готовят для родителей: анкеты (для определения взаимодействия между системой образования и семьей в области обучения детей дошкольного возраста навыкам общения), праздники и т.д.
Общение между дошкольниками во многом похоже на общение взрослых. Оно предназначен не только для решения проблем, связанных с общей деятельностью, но и для понимания собеседника и установления с ним личных отношений. Коммуникативные навыки, используемые ребенком в процессе общения, основаны не только на его теоретических знаниях, но и на фактической подготовке ребенка к общению. Обычно к ним относятся те, кто не смог бы нормально общаться без этих знаний и навыков