Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Государственный институт в современном мире является важнейшим фактором общественного развития. Это связано с тем, что благодаря своему доминированию во властной структуре общества он способен концентрировать в своих руках такие объемы различного рода ресурсов, которые при сознательном и целенаправленном использовании могут обеспечить революционное развитие всех сфер общественной жизни.
В силу исторически сложившегося функционирования государства формализация системы взаимодействия между индивидами может спровоцировать такие модели социального, экономического и политического поведения, которые также могут привести к социальному развитию, как правило, обязательному. Совокупность государственной власти в управлении жизнью общества называется государственным управлением.
1.2. Оценка эффективности государственного управления в Российской Федерации
Эффективность государственного управления в современных исследованиях позиционируется как фактор успешного развития государства, который объективно необходим и населению как средство обеспечения условий общественного контроля за деятельностью органов власти, и самой власти для понимания способов совершенствования процесса управления. Эффективность государственного управления можно определить как деятельность органов государственной власти по удовлетворению общественных потребностей и интересов с наилучшим из возможных результатов в условиях регламентации ресурсов государством .
Цель управления формулируется как стремление достигнуть максимального результата при предельно допустимом уровне затрат, либо как стремление минимизировать затраты для получения конкретного конечного результата. Объективность оценки эффективности публичного управления выступает ключевой научной проблемой, над которой работают многие исследовательские группы и центры (А.В. Клименко, В.Н. Лексин, С.С. Сулакшин, В.Н. Южаков). Чаще других встает вопрос, что нужно измерять – результаты деятельности органов власти или влияние этих результатов на жизнь граждан. Несмотря на сложности расчета эффективности государственного управления, на международном уровне разработаны интегральные индексы, по которым проводится периодический анализ эффективности и качества государственного управления. К примеру, индекс WGI (Worldwide Governance Indicators ) – Качество государственного управления, который рассчитывает Всемирный банк, с 1996 г. и в последние годы охватывает 215 стран. Это агрегированные показатели, характеризующие степень эффективности публичного управления, отражают шесть следующих параметров:
1. «Право голоса и подотчетность» (Voiceand Accountability) –совокупность показателей здесь измеряет степень возможности участия граждан в выборе правительства, степень независимости прессы.
2. «Политическая стабильность и отсутствие насилия» (Political Stabilityand Absence of Violence) – группа показателей, измеряющих вероятность дестабилизации правительства и возможной отставки в результате применения насилия (включая терроризм и насилие внутри страны).
3. «Эффективность правительства» (Government Effectiveness) отражает качество государственных слуг, бюрократии, компетенцию государственных служащих, уровень независимости государственной службы от политического давления, уровень доверия к политике, проводимой правительством.
4. «Качество законодательства» (Regulatory Quality) оценивает качество проводимой политики, измеряет противоречащие рыночной экономике меры, такие, как контроль уровня цен, неадекватный контроль банков, чрезмерное регулирование международной торговли и развития бизнеса.
5. «Верховенство закона» (Rule of Law) измеряет уровень доверия граждан к законам, приверженность к их исполнению. Сюда входят показатели отношения граждан к преступлению, эффективности и предсказуемости законодательной системы, приверженности к контрактной системе.
2. Анализ методов повышения эффективности работы органов государственного управления
2.1. Эффективность работы органов государственного управления в 2022 г.
Анализ эффективности управления в России на конец 2021 года показывает дальнейший незначительный рост средней производительности, что является положительной тенденцией. Средний балл увеличился до 0,599 единиц, тогда как в 2020 году он составлял 0,597 единиц (а в 2019 году -0,595 единиц). Этот рост эффективности был в основном обусловлен восстановлением региональной экономики и ролью губернаторов в этих процессах, в то время как в других областях тенденции были не столь позитивными .
Стоит отметить, что окончательные результаты регионов будут гораздо ближе к концу 2021 года. Если в прошлом, даже в 2020 году, мы часто наблюдали растущую поляризацию результатов региональных властей и большие различия в результатах губернаторов, то в 2021 году эта тенденция смягчилась. Это связано с более разнородными и противоречивыми данными по отдельным линиям и индексам, в результате чего средние значения оказались более похожими.
Первое место по-прежнему занимает Тюменская область, но если в 2020 году итоговый результат вырастет, то в 2021 году он упадет до 0,74. Тем не менее, не было ни одного региона с индексом производительности выше 0,8 (максимальный балл мог быть равен единице), и в рейтинге не было ни одного региона с индексом производительности выше 0,8. Количество регионов, набравших более 0,7 балла с другой стороны, количество маргинальных регионов, набравших менее 0,5 балла, резко сократилось - их осталось всего два (в 2020 году их было 16). Худший регион - Хакасия - остался прежним, но даже итоговый индекс производительности труда незначительно вырос - с 0,416 до 0,428. Все это говорит о том, что в регионах с низкой эффективностью управления были выявлены позитивные процессы, и власти активно пытались решить накопившиеся там проблемы.
Снижение поляризации российских регионов с точки зрения эффективности управления - положительный результат 2021 года. С одной стороны, это показывает, что в нынешних условиях нереально добиться идеальных результатов, и даже у самых сильных регионов есть недостатки. С другой стороны, создаются региональные стандарты управления, в том числе с участием федерального правительства, которые ориентированы на все регионы, что приводит к положительным тенденциям даже в самых проблемных регионах. Это можно считать оптимистичным результатом работы региональных властей в сложный период пандемии коронавируса, когда власти не сразу узнали, а научились действовать в неблагоприятных условиях — и не только решили текущие проблемы, но и нашли пути восстановления стабильности экономики, защиты социальной сферы и политических проблем, в том числе связанных с масштабной избирательной кампанией в 2021 году .
2.2. Прогноз эффективности работы органов государственного управления в 2023 г.
В рамках реагирования на изменение социально-экономической ситуации и внешней политики правительство Российской Федерации разработало и приняло 15 марта 2022 года план, включающий первоочередные меры по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (план). Впоследствии план регулярно обновлялся новыми мерами с учетом меняющейся экономической ситуации .
Прежде всего, план направлен на решение следующих задач:
обеспечение максимальной экономической свободы в стране - за счет сокращения чрезмерных процедур, контроля и надзора, расширения налоговых льгот, ускорения составления бюджета;
обеспечение бесперебойной работы предприятий и создание новых логистических и производственных цепочек, обеспечение предприятий оборотным капиталом. Это направлено на поддержку промышленных и системообразующих организаций, предоставление льготных кредитов, в том числе малому и среднему бизнесу, оптимизацию и расширение программ импортозамещения, а также снижение логистических издержек;
создание «зеленого коридора» для импорта - отмена импортных пошлин, отмена нормативных ограничений, оптимизация таможенных процедур;
Заключение
Эффективность государственного управления в современных исследованиях позиционируется как фактор успешного развития государства, который объективно необходим населению для обеспечения условий общественного контроля за действиями органов власти и управления, для понимания путей совершенствования административного процесса.
Низкое качество российского государственного управления и государственных институтов традиционно считается сдерживающим фактором социально-экономического развития страны. В то же время активно обсуждается концепция качества государственного управления и определение возможных показателей для его оценки.
Анализ качества государственного управления в России показывает, что его нынешний уровень препятствует социально-экономическому развитию. Если обоснованность государственного вмешательства в международные рейтинги качества государственного управления в России представляется наиболее проблемной областью, то российские эксперты оценивают соответствие требованиям эффективности на самом низком уровне. В любом случае, результаты анализа показывают, что существуют значительные резервы для улучшения государственного управления по всем параметрам качества и большинству включенных требований. Это открытие подчеркивает необходимость разработки и внедрения комплексного подхода к повышению качества государственного управления, включая скоординированные действия по повышению его значимости, эффективности и действенности. В то же время реализация индивидуальных и адресных мер не приведет к существенному изменению ситуации, поэтому трудно ожидать долгосрочного экономического роста и роста доходов домохозяйств в России.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Багдасарян В. Э. История общественно-политической мысли России: учебное пособие / В.Э. Багдасарян. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 247 с.
2. Бакунин М. А. Государственность и анархия. Избранные сочинения / М. А. Бакунин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 382 с.
3. Баранов Н. А. Политология. Современная демократия: учебное пособие для вузов / Н. А. Баранов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 181 с.
4. Валовая М. Д. Политология: учебник / М. Д. Валовая. – 2 е изд. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2020. – 336 с.
5. Гаджиев К. С. Введение в политическую теорию: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.
6. Гаджиев К. С. Политология: учебник / К. С. Гаджиев, Э. Н. Примова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
7. Горелов А. А. Политология: учебник / А. А. Горелов. – 7-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2020. – 312 с.
8. Желтов В. В. Сравнительная политология: политическая власть и политическое выражение: учебное пособие / В. В. Желтов, М. В. Желтов. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2020. – 548 с.
9. Ланцов С. А. Политология: учебник для вузов / С. А. Ланцов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 454 с.
10. Мухаев Р. Т. Политология в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 377 с.
11. Мухаев Р. Т. Политология в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 326 с.
12. Оришев А. Б. Политология: учебник / А. Б. Оришев. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 288 с.
13. Петрушевский Д. М. Очерки из истории английского государства и общества в Средние века / Д. М. Петрушевский. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.
14. Петрушевский Д. М. Очерки из истории средневекового общества и государства / Д. М. Петрушевский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 372 с.
15. Плаксин В. Н. Политология: учебник и практикум для вузов / В. Н. Плаксин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 260 с.
16. Сирота Н. М. Политология. Субъекты политики: учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, Г. А. Мохоров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 190 с.
17. Слизовский Д. Е. Политология: учебное пособие для вузов / Д. Е. Слизовский, Н. В. Шуленина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 156 с.
18. Смирнов Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе: учебное пособие для вузов / Г. Н. Смирнов, А. В. Бурсов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 255 с.
19. Федорченко С. Н. Современные технологии политического менеджмента: учебное пособие / С.Н. Федорченко. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 200 с.
20. Яшкова Т. А. Сравнительная политология: учебник для бакалавров / Т. А. Яшкова. – 2-е изд. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 606 с.
21. http://government.ru – Официальный сайт Правительства Российской Федерации.