Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы заключается в признании необходимости воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста, как базового морально-волевого качества личности, которое определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания новых членов общества.
Огромный поток различной, часто негативной, информации, обрушиваясь на ребенка посредством телевидения, интернета, кино, мультфильмов, журналов, комиксов и т.д., снижает его душевную чувствительность к чужой боли, страданию. Поэтому у современных детей наблюдается повышенная агрессивность и равнодушное отношение к окружающим.
В то же время в современных психолого-педагогических исследованиях данная проблема не получила должного развития (самостоятельного изучения).
К проблеме духовности и нравственности не раз обращались педагоги, философы, мыслители: И.Ф. Богданович, А.Г. Ободовский, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, В.А. Сухомлинский и др.
Сложились определенные противоречия между:
– современными потребностями общества в нравственном воспитании, и традиционной системой дошкольного образования, в которой недостаточно уделено нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
– необходимостью формирования нравственности у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, по¬зволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс в условиях ДОО.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования, заключающуюся в раскрытии влияния мультфильмов на развитие нравственных отношений дошкольников (на примере детей 6-7 лет).
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет: влияние мультфильмов на развитие нравственных отношений дошкольников (на примере детей 6-7 лет).
Цель работы: теоретическое и практическое обоснование влияния мультфильмов на развитие нравственных отношений дошкольников (на примере детей 6-7 лет).
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проблемы нравственного воспитания дошкольников.
2. Исследовать нравственные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литерату¬ры, исследование, содержательная интерпретация и анализ результатов).
Структура работы. Курсовая работа состо¬ит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использо¬ванных источников.
Глава 1. Особенности влияния мультфильмов на развитие нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста
1.1. Влияние мультфильмов на воспитание дошкольников
Рассмотрим понятие мультфильма. Мультипликационный фильм (мультфильм) — это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах [7].
И у полнометражного мультфильма, и у короткометражного, построение сюжета всегда примерно одинаковое: знакомство с персонажами, их повседневная жизнь, появляется проблема, отрицательный персонаж, осуществляется зло, положительные персонажи проходят какой-то путь, на котором решают нравственные задачи, и, в основном, на основании добра, дружбы и любви, побеждают зло.
Каждый мультфильм несет в себе пословицу: «добро всегда побеждает зло». Видя много добрых, дружных, хороших и светлых поступков, и видя, что, благодаря именно таким шагам у героев появляется много друзей, много силы, к ним приходит победа и вознаграждение, ребенок, в той степени, в которой может, делает для себя какие-то выводы, учится нравственности. В дошкольном возрасте ребенок впитывает поступающую информацию как «губка», у него еще нет четкого представления о хорошем и плохом, поэтому именно в этот период нужно закладывать ему эти знания и ставить на путь морали.
Многие взрослые люди считают, что отечественные мультфильмы несут больше пользы, чем зарубежные. Но есть ли принципиальные различия. Такими различиями стоят глубинные расхождения в картине мира. При выборе определенного мультфильма или мультсериала нужно быть осторожным и осмотрительным, в отличие от выбора книги, так как визуализированные образы воздействую на ребенка намного сильнее. Ребенок видит картинку, по которой лучше понимает, что происходит и ему легче сопоставить себя с героями. В отечественных мультфильмах более знакомые и понятные для ребенка места действий: лес, улица, деревянный дом и др. Персонажами также являются знакомые ребенку живые объекты: животные, люди, насекомые. Благодаря этому, помимо влияния на воспитательную сторону, дошкольник может изучать окружающий его мир и пополнять словарный запас. Отечественные мультфильмы несут, по большей части, религиозную направленность, а именно добро является вечным, а зло — временно.
Отрицательный персонаж может встать на правильный путь, впустить в себя добро и свет, такого героя всегда можно перевоспитать. Отрицательные герои становятся такими в основном из-за отсутствия дружелюбия, сочувствия, понимания к ним. Это значит, что каждому злостному поступку и плохому человеку есть объяснение — ему не хватает любви. Объяснив это дошкольнику, он поймет, что, проявляя к окружающим тепло и добро, окружающие тоже будут добрым и счастливыми, а плохих деяний станет меньше [6].
Главным отличием отечественных, более ранних, мультфильмов является то, что отрицательные персонажи показаны в юмористической форме. Это легче воспринимается дошкольниками, им веселее и интереснее воспринимать противостояние добра и зла. А также, юмористический характер у плохих героев показывает детям, что таких нехороших людей не воспринимают всерьез, они смешны и вызывают только жалость. Наиболее духовный смысл содержат в себе экранизированные рассказы, притчи, сказки. Они познавательны, передают черты правильного человека.
Например, мультфильм «Двенадцать месяцев», режиссерами которого являются Иван Иванов-Вано и Михаил Ботов. Мультфильм снимался по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» [5]. Мультфильм, как и само произведение, учит детей доброте, милосердию, трудолюбию, человечности, справедливости, безвозмездности. Именно такие качества несет в себе правильный человек. И получает за это вознаграждение: богатства, подарки, счастье. Это входит в главную мысль сказки, а точнее - каждому возвращается то, что он заслужил.
Таким образом, отечественные мультфильмы несут в себе духовный характер, развивают в ребенке черты правильного человека, свет, желание помогать и нести любовь окружающим и к окружающим; они понятные, натуралистические, легкие для восприятия, познавательные и обыденные, но с элементами волшебства.
В зарубежных, а чаще американских, картинка мультфильмов представлена более ярко и красочно. То есть поведение, общение, реакции на что-либо представлены эмоциональнее, чем в отечественных мультфильмах; звуки более громкие, а характеры, на мой взгляд, сильнее выражены. Героями зарубежных мультфильмов могут быть и люди, и животные, и выдуманные персонажи.
Это хорошо сказывается на развитии воображения у ребенка, а также, в зависимости от ситуации и сюжета, несуществующие существа развивают толерантность и, безусловно, индивидуальность.
Например, мультфильм Уолта Диснея «Корпорация монстров». Каждый монстр, находящийся там, уникален, и даже пугающая его часть является 5 важной для его дела. Мультфильм показывает ребенку, что даже большой монстр, как Салливан, с острыми зубами и когтями, может оказаться хорошим, заботливым и пушистым, если к нему проявить тепло [9].
Зарубежные мультфильмы также учат детей милосердию, любви, радости, дружбе и т. д. Приключения проходят веселее и легче, когда рядом есть друзья и поддержка и со всеми трудностями и проблемами помогают справиться именно друзья. Если у героев происходит конфликт, то в этот момент показывается борьба этих героев с самими собой, со своим эгоизмом. Такие моменты передают дошкольнику, что иногда нужно уступать другому, искать компромиссы, чтобы не поругаться с другом. Большую популярность среди зарубежных короткометражных мультфильмов для дошкольников занимают еще и обучающие телепередачи. Просмотр телевизионных передач может служить для дошкольников настоящей энциклопедией нравственности, своеобразным «сводом» моделей повед