Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что детский сад – это первый несемейный институт, воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, образа жизни деятельности и все это способно вызвать эмоциональный стресс.
Сегодня одной из самых острых социальных проблем дошкольного образования является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада. Адаптация – серьезное испытание, как для детей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и других авторов.
О трудностях адаптационного периода писали отечественные и зарубежные исследователи: Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская,
Е. Шмидт-Кольмер и другие.
Большой вклад в изучение проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Н.Д. Ватутиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк.
Цель исследования: изучить особенности адаптационного процесса детей дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
2. Выявить психологические факторы адаптации детей раннего возраста.
3.Проанализировать психологические условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
4.Определить особенности организации взаимодействия педагогов - психологов ДОУ и родителей детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Объект исследования курсовой работы - адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования - психологические аспекты адаптации ребенка раннего возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение нормативных документов; анализ документации, беседа со специалистами.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1. Особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста
С поступлением в дошкольное учреждение жизнь ребенка претерпевает множество изменений: новый строгий режим дня, иные требования к поведению, отсутствие родителей девять и более часов, постоянный контакт с другими детьми, новое помещение, другой стиль общения с взрослыми. Все это обрушивается на ребенка одновременно, усиливая стрессовую ситуацию, а без особой организации может привести к срывам невротического характера (страхи, капризы, частые болезни, отказ от еды) [26, c 15].
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.
Именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Существенные изменения происходят в двигательной деятельности ребенка. Появляются новые виды движения – бег, лазание, прыжки с места, игры с мячом. Развивается речь – ребенок учится правильно произносить слова, увеличивается его словарный запас. Большие изменения происходят и в социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение.
По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% – 40%. Очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Задача эта ложится, конечно же, на детский сад.
Н.А. Виноградова, считает, что именно поэтому в период адаптации детей младшего дошкольного возраста считает важно создать благоприятные и комфортные условия пребывания в детском саду. От этого зависит дальнейшее развитие ребенка и его благополучное существование в ДОУ и в семье [9, c 51].
Социально-психологической адаптацией детей принято называть их взаимодействие с социальной средой, которое приводит к согласованию ценностей ребенка и группы. Иными словами, это процесс вхождения в совершенно новую обстановку и привыкание к ней.
Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста: легкую, средней тяжести, тяжелую. Если наблюдается привыкание в течение 1-16 дней, то стадия считается легкой. Адаптация от 16 до 32 дней говорит о средней стадии. При тяжелой стадии ребенок может адаптироваться от 32 до 64 дней.
Т. Гризик характеризует легкую адаптацию относительно недолгим отрицательным эмоциональным состоянием [12, c 57]. В этот период ребенок теряет аппетит, может плохо спать, играет с другими детьми неохотно. Но уже в течение первого месяца нахождения в детском саду все нормализуется. Как правило, при такой стадии адаптации ребенок не заболевает.
При легкой адаптации улучшение поведения происходит в течение двух недель. Ребенок бодр, любознателен, общителен, хотя по утрам возможен плач. Провожая родителей и оставаясь в детском саду, ребенок относительно спокоен, его нетрудно чем-то отвлечь. Наблюдается интерес к другим взрослым, в то время как отношения с детьми выстраиваются по-разному: с заинтересованностью или безразличием. К концу второй недели на этой стадии восстановится интерес к окружающему (при условии, что взрослые будут этому способствовать).
Может фиксироваться затормаживание речи, хотя на указания и обращение взрослых ребенок реагирует. В среднем, по истечении 30 дней возобновляется и активная речь. Могут быть единичные случаи нарушения состояния здоровья длительностью до 10 дней. Физиологические данные, в том числе вес, остаются неизменными. Симптомы невротических реакций не проявляются, вегетативная нервная система функционирует без видимых нарушений.
Немного иную картину мы наблюдаем при социально-психологической адаптации детей средней тяжести. На протяжении первого месяца посещения ДОУ ребенок болеет (чаще всего острыми респираторными инфекциями), его эмоциональное состояние нормализуется медленнее.
Наблюдаются более яркие и длительные процессы нарушения общего физиологического и психоэмоционального состояния. В этом случае восстановление продолжительности и качества сна происходит в течение 20 – 40 дней. Нормализация аппетита может затянуться на такой же период. [25, c 105]
Ребенок пребывает в неуравновешенном настроении, весь день может быть плаксив. Лишь к концу месяца пребывания в ДОУ поведение постепенно нормализуется. Отличительной особенностью ребенка является эмоционально-возбужденное отношение к близким: расставание или момент встречи сопровождаются криком, плачем.
Зачастую отношение к детям безразличное, реже заинтересованное. Ребенок либо вовсе молчит, либо речевая активность присутствует, но слабая. Особенность участия малыша в игре – непостоянство, приобретенные навыки обычно не используются. Отношения с взрослыми также неустойчивы. Могут фиксироваться случаи нарушения состояния здоровья (до 2 раз) длительностью до 10 дней. Показатели веса или остаются неизменным, или снижаются.
Наблюдаются реакции невротического характера, а именно: отношения с детьми и взрослыми выстраиваются избирательно и лишь при определенных условиях. Можно также заметить проявления бледности или, наоборот, покраснение щечек, потливость, тени под глазками, кожные реакции в виде высыпания или раздражения.
Третья степень адаптации самая нежелательная, процесс нормализации эмоционального состояния затягивается и может длиться несколько месяцев.
Ребенок болеет, причем часто заболевание возникает повторно и протекает с осложнениями. При тяжелой адаптации детей раннего возраста проявляются стойкие нарушения поведения, она отрицательно влияет и на состояние здоровья, и на развитие детей [19, c 27].
На этой стадии можно заметить существенные нарушения сна: его продолжительность незначительна; ребенок может вскрикивать или плакать во сне, просыпаться в плохом расположении духа. При этом заметно ухудшается аппетит на длительный срок, ребенок может сопротивляться при попытке его накормить, а прием пищи может сопровождаться невротической рвотой и другими функциональными нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, включая бесконтрольный стул.
Также следует отметить некоторую безучастность общего эмоционального настроения ребенка, он подолгу плачет. Нормализация поведенческих реакций произойдет к концу второго месяца посещения ДОУ. В общении с близкими взрослыми ребенок эмоционально возбужден, а само общение может быть не предметным, лишенным какой-либо практической цели.
Ребенок сторонится других детей или может проявлять агрессию по отношению к ним. К участию в какой-либо деятельности, играх безразличен. Если и принимает участие в игре, то кратковременно. Речевое развитие может задерживаться на длительный период (2 – 3 месяца).
1.2. Психологические факторы адаптации детей раннего возраста
Характер или продолжительность привыкания ребенка к детскому саду зависит от особенностей его темперамента и других факторов. Если ребенок от природы подвижный, любознательный и общительный, то, скорее всего, период
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ [текст] / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психол. наука и образование. – 2013. - № 3. - С. 97-105.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые перспективы // Социальная психология и общество. - 2014. - № 1. - С. 4–8.
3. Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи [текст] // В. А. Андриеш, С. Ю. Бубнова, И. А. Зайцева - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014 г. – 112с.
4. Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – C. 1-5.
5. Бежаева Д. Н. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 34-37.
6. Белалиева O. В. Методические аспекты развития социального партнерства в ДОУ // Теория и практика общественного развития, 2014. № 15. - С. 77–80.
7. Валиуллина Д.Р. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Сад Забава: [сайт] – Режим доступа: http://zabavasad.ru/dlya-roditelej/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu/ [дата обращения: 01. 04. 2018 г.]
8. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 7. – С. 13-18.
9. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2016. - 510 c.
10. Волкова, А.С. Болкунова В.В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - 234 с.
11. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
12. Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2013.- № 9. – С. 57-61.
13. Гулиян, Н.М. Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 3 (15). - С. 182-188.
14. Каменская Е. Н. Педагогика. Конспект лекций; Феникс, 2013. - 224 c.
15. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] // Мозаика-Синтез, 2013. - 264 c.
16. Микляева, Н.В. Дошкольная психология: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
17. Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада [Текст] // Дошкольная психология. – 2015. - № 9. – С. 67-69.
18. Рощина, Е.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - 324 с.
19. Румянцева Т. А. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №1. - С. 25-27.
20. Рыжакова С.Б. Условия успешной адаптации // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 146-147.
21. Соснина, М.С. Индивидуальные особенности социально-психологической адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Соснина Мария Сергеевна. - Москва, 2013. - 192 с.
22. Томилова, С.А. Формирование условий для эффективной адаптации ребенка в ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - 325 с.
23. Турченко, В.И. Дошкольная психология: Учебное пособие [Текст] / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
24. Фрезе И. И., Малахова Л. Н., Суетина Л. Р. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника // И. И. Фрезе, Л. Н. Малахова, Л. Р. Суетина - Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 944-949.
25. Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!» // Дошкольное воспитание. – 2015. - №5. – С.109-110.
26. Юрова, Л.А. Праздник на улице «Здравствуй, детский сад!» в рамках программы по адаптации детей в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2015. - №4. – С. 15-18.