Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Реформа и оптимизация государственного управления относятся к важнейшим проблемам теории и практики административного права. Совершенствование административных процедур, безусловно, является одним из ключевых направлений проводимой в Российской Федерации административной реформы. В числе главных инструментов процедурного направления последней следует признать административные регламенты органов исполнительной власти. Роль и количество этих правовых актов управления неуклонно растут. Их внедрение, как представляется, должно ознаменовать качественную реформу административно-правового регулирования взаимоотношений субъектов государственного управления и населения. Однако проблема административных регламентов федеральных органов исполнительной власти ранее столь обстоятельно и всесторонне не исследовалась и, по сути, является новой для науки административного права.
До настоящего времени отсутствует единая достаточно полная нормативно-правовая база для разработки, принятия и реализации административных регламентов. Понятие, признаки, виды, местоположение административных регламентов в системе правовых актов управления федеральных органов исполнительной власти действующим законодательством до сих пор либо не определены вовсе, либо сформулированы недостаточно четко и исчерпывающе.
Следовательно, актуальность комплексного научного исследования административных регламентов федеральных органов исполнительной власти обусловлена также следующими факторами:
1) необходимостью теоретического анализа понятия, сущности, признаков, видов административных регламентов, их местоположения в системе актов управления федеральных органов исполнительной власти РФ;
2) потребностью в критическом анализе полноты, адекватности современным общественным отношениям достижений отечественной науки административного права и действующего законодательства по соответствующей проблематике;
3) постоянно и интенсивно растущими масштабами самого института административных регламентов федеральных органов исполнительной власти.
Объектом исследования являются урегулированные правом общественные отношения, складывающиеся между федеральными органами исполнительной власти, государственными и негосударственными организациями, гражданами по поводу разработки, принятия и реализации особых административных актов — административных регламентов.
Предметом исследования является относительно самостоятельная группа нормативных актов управления — административных регламентов, различные теоретические аспекты обозначенного института (понятие, сущность, виды, их положение в системе актов управления федеральных исполнительных органов).
Целью исследования является проведение комплексного, системного анализа теоретических и практических аспектов формирования института административных регламентов федеральных органов исполнительной власти.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие, признаки и виды административных регламентов.
2. Рассмотреть виды административных регламентов федеральных органов исполнительной власти
3. Рассмотреть юридическое значение и местоположение административных регламентов в законодательстве Российской Федерации.
3. Проанализировать порядок принятия и исполнения административного регламента предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти;
4. Проанализировать внешнеуправленческие административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, исполнения федеральными исполнительными органами государственных функций и административных регламентов предоставления федеральными исполнительными органами государственных (публичных) услуг.
В качестве теоретической основы исследования использованы фундаментальные положения науки теории государства и права, административного и конституционного права.
Методологическую основу исследования составляют комплекс общенаучных и частно-научных методов познания: логический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой, методы системного и логического анализа, технико-юридического анализа.
Нормативно-правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, действующие в сфере административного и конституционного права, а также других указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Структура настоящей работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
1.1. Понятие, признаки и содержание административных регламентов федеральных органов исполнительной власти
К числу новейших развивающихся явлений административно-правовой реальности можно отнести институт административных регламентов органов исполнительной власти. В современной практике правового регулирований управленческой деятельности необходимым инструментом регламентации административных процедур являются административные регламенты.
В научной литературе «регламент» раскрывается в трех аспектах: во-первых, как внутриорганизационный правовой акт, во-вторых, как порядок проведения собрания, заседания (в более узком смысле — норматив времени для доклада), в-третьих, как разновидность международных актов. Очевидно, что анализ последних двух подходов не входит в предмет настоящего исследования. Регламент же в первом смысле понимается как «нормативно-правовой акт, определяющий порядок деятельности какого-либо государственного органа, государственной, общественной или иной негосударственной организации... Обычно регламент закрепляет: принципы деятельности соответствующего органа, порядок и частоту проведения заседаний, сессий, съездов; правовой статус руководителей (председателя, председательствующего и т.п.); порядок принятия повестки дня и проведения прений, в том числе временных рамок выступлений; особенности правового положения и характер взаимодействия с другими органами и организациями; порядок доведения до сведения населения или заинтересованных лиц принятых решений; финансово-экономические основы деятельности органа и т.д.
Возникновение института административной регламентации связано с проведением в Российской Федерации административной реформы, необходимость которой была обоснована еще в предвыборной кампании Владимира Владимировича Путина. В последующем началом ее реализации послужил Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» . Во исполнение указанного акта Правительство Российской Федерации издало распоряжение от 25 октября 2005 г. № 1789-р , которым одобрило Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. Административные регламенты были изначально созданы и разработаны для реализации целей административной реформы.
Из пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – Закон № 210-ФЗ) следует, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее по тексту – Закон № 373-ФЗ) , регламент – это нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или государственного органа, который в соответствии с федеральным законом уполномочен осуществлять государственные функции в установленной сфере деятельности (далее – государственная корпорация), и определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации и органа государственного внебюджетного фонда при осуществлении государственного контроля (надзора).
Законодательно закрепленные понятия административного регламента кардинально не разнятся, однако единообразия в подходе не наблюдается. Считаем, что принятие профильного нормативного правового акта обеспечило бы нормативную базу единым понятием, которое содержало бы в себе все признаки, виды и сущность регламента.
Под административным актом в научной литературе предлагается понимать, как особый вид официальных, подзаконных, регулирующих юридически властных, односторонних актов-волеизъявлений исполнительно-распорядительного характера, которые осуществляются уполномоченными субъектами органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления в пределах установленной нормативными актами компетенции и в соответствии с определенными управленческими процедурами, для достижения целей управления, решения его задач и выполнения управленческих функций .
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные документы и нормативные акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
2. Российская Федерация. Закон. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
3. Российская Федерация. Закон. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг : Федеральный закон от 16 мая 2011 г. № 373 / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
4. Российская Федерация. Закон. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
5. Российская Федерация. Закон. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
6. Российская Федерация. Закон. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
7. Российская Федерация. Указ. О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах : Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
8. Российская Федерация. Правительство. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг : Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373-ФЗ / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
9. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
10. Российская Федерация. Правительство. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 02.01.2023). – Текст : электронный.
11. Российская Федерация. Правительство. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах : Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2023). – Текст : электронный.
12. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1228 / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 08.01.2023). – Текст : электронный.
13. Российская Федерация. Правительство. Об особенностях организации предоставления государственных услуг, а также разработки и принятия административных регламентов предоставления государственных услуг в 2022 году : Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 454 / Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 08.01.2023). – Текст : электронный.
Монографии, учебники, учебные пособия, сборники статей
14. Агапов А.Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. / А.Б. Агапов — Москва : Юрайт, 2019.
15. Козлова Л.С. Административные регламенты : учеб. пособие для вузов / Л. С. Козлова ; Тюменский государственный университет. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
16. Старилов Ю.Н. Общее административное право: учебник: в 2 ч. / под ред. Ю. Н. Старилова; Воронежский государственный университет. — 2-е изд., пересмотр. и доп. — Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2018.
17. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. П: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. – Москва , Изд-во НОРМА (Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М), 2022.
18. Селютина Е.Н. Проблемы теории государства и права : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Селютина, В. А. Холодов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. – Текст электронный - URL: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/2674B143-0F09-4447-A8AD-AABDB7E65F8B.pdf (дата обращения: 04.01.2023)
19. Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории : монография / К. В. Давыдов. 2-е переиздание - Москва : Nota Bene, 2020. – Текст электронный - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004920386. (дата обращения: 04.01.2023)
20. Кошеварова Е. А. Административные регламенты и административные процедуры : проблемы соотношения понятий и перспективы правового регулирования / Е.А. Кошеварова // Административное право и процесс. 2019. – Текст электронный - URL: https://bik.sfu-kras.ru/elib/view?id=PRSV-appc/2016/10-374935 (дата обращения: 04.01.2023)
21. Зубач А.В. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — Москва : Юрайт, 2019.
22. Волков А. М. Административное право России. Учебник. / А.М. Волков — Москва : Проспект, 2019.
23. Баранов, В.М. Юридическая техника в 2-х томах. Том 1. Учебник для вузов / В.М. Баранов. – Москва : Юрайт, 2019.
24. Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации. / Д.В. Иванов — Москва : Издательский дом Университета "Синергия", 2020.
25. Алексеев И. А. Административное право. Учебник. / И. А. Алексеев, Г. В. Станкевич, М.И. Цапко, А.А, Свистунов, Д.С. Белявский, О.В. Хабибулина — Москва : Проспект, 2020. – Текст электронный - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009377150 (дата обращения: 03.01.2023).
Статьи
26. Процко Г. С. Процессуализация государственного управления как средство обеспечения эффективности исполнительной власти / Г. С. Процко, О. В. Шмалий // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 7. – Текст электронный - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyat ie-i-priznaki-administrativnogo-relamenta (дата обращения: 03.01.2023).
27. Дрофа, В. Г. Юридическое значение административных регламентов органов исполнительной власти, их место и роль / В. Г. Дрофа. // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — Текст электронный - URL: https://moluch.ru/archive/444/97483/ (дата обращения: 03.01.2023).
28. Точки над «и». Дмитрий Медведев назвал четыре приоритета ближайшего четырехлетия : институты, инфраструктура, инновации, инвестиции // Российская газета. 2008. – Текст электронный - URL: https://rg.ru/2008/02/16/medvedev-forum.html (дата обращения: 04.01.2023).