Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что действующая Конституция РФ в ч. 1 ст. 32 закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, которое тесным образом связано с принципом народовластия, выступающим в качестве наиболее значимого элемента конституционного строя РФ. Реализация данного конституционного права конкретизируется и детализируется прежде всего в избирательных правах граждан. Всеобщая декларация прав человека содержит указание на то, что каждый человек вправе участвовать в управлении делами государства либо прямо, либо через своих избранных представителей. Подобная норма закреплена и в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Состав избирательной системы долгое время остается предметом дискуссий в научной литературе, в основном зарубежной. Отечественные авторы уделяют меньше внимания этому вопросу.
На сегодняшний день абсолютное большинство стран мира закрепляет принцип народовластия, который реализуется посредством избрания выборных органов и должностных лиц на федеральном, региональном и местном уровнях. Народная воля, являясь основой государственной власти, находит свое выражение именно в проведении справедливых выборов на базе общих принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольности и свободы волеизъявления, периодичности, гласности и открытости, альтернативности и состязательности выборов и т.д.
Избирательное право, являясь подотраслью конституционного права России, содержит развернутую систему понятий, выражающих его сущность, среди которых следует назвать: «выборы», «избирательная система», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «принципы избирательного права», «избирательный процесс» и ряд других
Объектом данной работы являются отношения, возникающие в избирательной системы России.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие избирательную систему России, практика их применения, а так же научная и учебная литература.
Целью настоящей работы является изучение развития избирательной системы Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие, функции и принципы избирательной системы;
• исследовать типологию и виды избирательных систем;
• изучить становление и развитие советской избирательной системы;
• рассмотреть особенности развития избирательной системы переходного периода;
• проанализировать формирование и развитие избирательной системы современной РФ;
• проанализировать проблему отсутствия единого определения избирательной системы;
• обосновать необходимость введения главы избирательной системы в Конституцию.
Структура работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.
1. Теоретические подходы к избирательной системе как политико-правовому институту
1.1. Понятие, функции и принципы избирательной системы
Среди всех конституционных прав весьма важное место занимает избирательное право, относящееся к числу важнейших политических конституционных прав гражданина.
Конституционная форма реализации этого права - голосование - представляет собой способ формализации и выражения народной воли. Голосование - процедура, позволяющая трансформироваться субъективному праву в народную волю. Это наиболее важная и массовая форма политического участия, с помощью которой общественные установки отражаются на государственной политике. Существуют две точки зрения на голосование - индивидуалистическая (либеральная) и коллективистская (популистская).
Законный интерес заложен и в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления». В данном случае право быть избранным не означает, что в случае стремления лица получить должность он непременно ее получит. Государство предоставляет возможность выдвинуть кандидатуру, собрать подписи (либо внести избирательный залог - пока это допускалось), зарегистрироваться, вести агитацию и т.д. Что касается главного результата участия кандидата в выборах - его избрания на выборную должность или в представительный орган, то данный результат не зависит напрямую от самого кандидата и не может быть обеспечен государством.
Избрание - это законный интерес кандидата и коллективное право избирательного корпуса.
Принцип народного суверенитета, провозглашенный в ст. 3 Конституции РФ, представляет собой верховенство, полноту и независимость власти единого многонационального народа РФ, проявляющуюся в реальной способности этого народа самостоятельно решать вопросы своего существования посредством прямых и опосредованных способов выражения своей воли. Тем самым реализуется избирательная власть народа как проявление народовластия, а не самостоятельная форма публичной власти, с которой, по верному замечанию В.Н. Волченко, соотносится народный суверенитет.
Согласно Конституции РФ носителем суверенитета Российского государства является его многонациональный народ. В соответствии с этим нет никаких оснований разделять понятия «государственный» и «народный» суверенитет. Что может означать «верховенство народа», т.е. его суверенитет, если все властные полномочия переданы народом государственной власти? Воля народа, его «верховенство», реализуется через государственную власть на основе и в рамках конституции государства.
Суверенитет народа или нации - это то же, что суверенитет государства. И наоборот, государственный суверенитет - это то же, что и суверенитет всего народа, принадлежащего государству, образующего государство. В Конституции Российской Федерации предусмотрен механизм реализации воли народа через выборность органов законодательной власти, через референдумы по важнейшим сторонам государственной жизни.
Избирательная система в широком смысле - это часть (элемент) политической системы общества, совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации основного политического права граждан - избирать и быть избранными. В узком смысле избирательная система - это совокупность избирательных действий и процедур (заключенных в соответствующих нормах права), обеспечивающих формирование выборных единиц в зависимости от принятого (нормативно закрепленного) способа их избрания.
Избирательное право - это гарантированное Конституцией РФ право каждого гражданина Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в т.ч. принимать участие в выдвижении кандидатов или их списков, осуществлять предвыборную агитацию, наблюдение за ходом голосования и непосредственной работой избирательных комиссий на избирательных участках, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других предусмотренных законодательством Российской Федерации избирательных действиях. При этом в законе закреплено активное и пассивное избирательное право.
На сегодняшний день абсолютное большинство стран мира закрепляет принцип народовластия, который реализуется посредством избрания выборных органов и должностных лиц на федеральном, региональном и местном уровнях. Народная воля, являясь основой государственной власти, находит свое выражение именно в проведении справедливых выборов на базе общих принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольности и свободы волеизъявления, периодичности, гласности и открытости, альтернативности и состязательности выборов и т.д.
Проблемы правового закрепления принципов избирательного права и их реализация недостаточно полно разработаны в юридической литературе, а в связи с продолжающимися в стране демократическими преобразованиями, а также в связи с существующими разночтениями их названий, содержания и количества вновь возникла необходимость научного анализа обозначенной темы.
Избирательное право, являясь подотраслью конституционного права России, содержит развернутую систему понятий, выражающих его сущность, среди которых следует назвать: «выборы», «избирательная система», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «принципы избирательного права», «избирательный процесс» и ряд других. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе употребляются понятия «принципы избирательного права» и «принципы избирательной системы». Анализ определений принципов избирательного права свидетельствует о том, что в основном и главном они совпадают: это закрепленные в нормах избирательного права основные требования и условия, при соблюдении которых выборы признаются законными.
Следует отметить, что общепризнанной классификации принципов избирательного права в настоящее время не выработано. В юридической литературе встречаются различные варианты их классификации, в соответствии с которыми принципы избирательного права условно можно разделить на две группы: 1) принципы, характеризующие участие граждан в выборах (всеобщность, равенство, непосредственность, тайность голосования, свобода и добровольность); 2) принципы, отражающие организацию и проведение выборов (обязательность, периодичность, открытость, альтернативность, состязательность и гласность). Основным критерием такого деления является целевое предназначение в правовом регулировании избирательных отношений. Принципы первой группы выступают в качестве основополагающих принципов и непосредственно связаны с реализацией субъективного избирательного права. Рассмотрим каждый из этих принципов.
Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин РФ по достижении совершеннолетия независимо от обстоятельств, закрепленных в ст. 19 Конституции РФ в качестве гарантий, имеет права избирателя - право участвовать во всех избирательных мероприятиях, действиях и процедурах, включая право на выдвижение кандидатов (их списков), право на участие в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, деятельностью избирательных органов и др., а по достижении соответствующего возраста, определенного избирательным законодательством РФ и ее субъектов, гражданин РФ имеет право выступать в качестве кандидата и быть избранным в органы публичной власти всех уровней. Таким образом, речь идет об осуществлении гражданами РФ конституционного права: активного и пассивного избирательного права - избирать и быть избранным в органы публичной власти в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Принцип всеобщности не является абсолютным, поскольку предоставление избирательного права, особенно пассивного, имеет ряд законодательных требований (цензов), под которыми следует понимать условия (ограничения, запреты), среди которых: возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, ценз несвободы, ценз недееспособности и др. Указанные цензы нашли свое закрепление в российском законодательстве.
Активное избирательное право в большинстве государств признается за лицами, достигшими 18 лет. В ряде государств требуется повышенный возраст, к примеру, в Саудовской Аравии - по достижении 21 года, в Японии - 20 лет, по достижении 16 лет - на Кубе. Для пассивного избирательного права требуется более повышенный возраст, что связано с наличием опыта работы в решении государственных дел, а на местном уровне - вопросов местного значения. Так, для кандидата на должность Президента РФ, США возрастной ценз составляет не менее 35 лет, в Италии - 50 лет, в Германии - 40 лет, для кандидата на должность депутата Государственной Думы и законодательного органа субъекта РФ - 21 год, для избрания главой субъекта РФ - 30 лет, главой муниципального образования - 21 год, депутатом представительного органа на местном уровне - 18 лет. Как правило, предельный возраст для избрания в органы публичной власти законом устанавливать запрещается.
По общему правилу ценз гражданства означает, что избирательным правом обладают граждане соответствующего государства. Однако в ряде стран, в том числе и в России, избирательными правами обладают и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории конкретного муниципального образования. Они вправе избирать и быть избранными только в органы местной власти на основе заключенных международных договоров и федеральных законов, предусматривающих и закрепляющих такую возможность для них.
Ценз оседлости представляет собой определенные требования к минимальному сроку проживания на определенной территории. Так, в России единственное ограничение по данному цензу имеет кандидат на должность Президента РФ, который должен постоянно прожить в России не менее 10 лет, что установлено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 81), а в остальных случаях - не допускается.
Ценз недееспособности, закрепленный в Конституции РФ, означает, что лица, признанные судом недееспособными в силу психического расстройства, лишены избирательного права, как активного, так и пассивного (ч. 3 ст. 32).
Ценз несвободы по Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) означает, что не вправе избирать и быть избранными в органы публичной власти лица, которые содержатся в местах лишения свободы по приговору суда. Конституционное положение детализируется в ч. 3 ст. 4 Федерального закона 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В законодательстве зарубежных стран находят свое закрепление и другие избирательные цензы: ценз имущественный, ценз пола, ценз
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // Права человека. Сборник международных документов. М., 1998.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
5. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.
6. Федеральный закон от 09.03.2016 N 65-ФЗ «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в статью 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 11. Ст. 1492.
7. Федеральный закон от 05.04.2016 N 92-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 62 и 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 15. Ст. 2054.
8. Федеральный закон от 09.03.2016 N 66-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 11. Ст. 1493.
9. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.
10. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон N 95-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2300.
11. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 2, ст. 22. Утратил силу.
12. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: утв. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. (в ред. от 25 июня 1946 г.) // СПС «КонсультантПлюс». Утратил силу.
13. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята ВС РСФСР 12.04.1978 // Ведомости ВС РСФСР», 1978, N 15, ст. 407. Утратил силу.
14. Закон СССР от 9 апреля 1990 г. N 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР от 18.04.1990 N 16. Ст. 267. Утратил силу.
15. Закон РСФСР от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.07.1991, N 29, ст. 1010. Утратил силу.
16. Закон РСФСР от 24.10.1991 N 1803-1 «О выборах главы администрации» // Ведомости СНД и ВС РФ», 07.11.1991, N 45, ст. 1491. Утратил силу.
17. Постановление ВС РФ от 06.07.1991 N 1551-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.07.91, N 29, ст. 1011. Утратил силу.
18. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // СУ РСФСР», 1937, N 2, ст. 11. Утратил силу.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 18-П «По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.07.2015, N 28, ст. 4335.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 N 32-П // ВКС РФ. 2013. N 3; Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 20-П // ВКС РФ. 2014. N 1 и др.
21. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 9.
22. Арановский К.В., Князев С.Д. Роль Конституции в политико-правовом обустройстве России: исходные обстоятельства и современные ожидания // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 3. С. 51.
23. Астафичев П.А. Демократия как основа доктрины конституционализма и конституционного строя современного государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 19.
24. Белуза А. Голос не для галочки // Российская газета. 2016. 17 августа.
25. Белуза А. Дистанция длиной в бюллетень // Российская газета. 2016. 22 августа.
26. Белуза А. ЦИК допустил до выборов в Госдуму 14 партий // Российская газета. 2016. 12 августа.
27. Белуза А. С наступающим днем голосования // Российская газета. 2016. 17 августа.
28. Берлявский Л.Г., Тарабан Н.А. Становление и развитие муниципального избирательного права в России: от перестройки к современности // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 10. С. 13.
29. Борисевич М.М. Разделение властей: проблемы и пути решения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2014. N 3 - 4.
30. Зорькин В.Д. Правовой путь России. М., 2014. С. 47.
31. Князев С.Д. Стабильность Конституции и ее значение для современного российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 1. С. 5.
32. Конституционное (государственное) право России / Под ред . М.Б. Смоленского. М: АкадемЦентр, 2014.
33. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014.
34. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. С. 207.
35. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1.
36. Маслова Л.И. Конституционно-правовые основания механизма народовластия в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11.
37. Мигущенко О.Н. Вовлечение населения в избирательный процесс: задачи избирательной кампании 1931 года // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3. С. 7.
38. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). М., 2013. С. 24.
39. Нудненко Л.А. Пассивное избирательное право: проблемы законодательного регулирования: Монография. М.: Юрлитинформ, 2016.
40. Петров В. ЦИК обнародовал результаты выборов в Госдуму // Российская газета. 2016. 23 сентября.
41. Петров В. ЦИК получил 467 жалоб на ход думской кампании // Российская газета. 2016. 17 августа.
42. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. С. 51.
43. Саликов М.С. Избирательное законодательство как политический инструмент государства: постконституционная эволюция // Российский юридический журнал. 2013. N 6.
44. Саликов М.С. Конституционная юстиция как инструмент обеспечения конституционной законности: 20-летний опыт РФ // В кн.: Сборник материалов международной научно-практической конференции «Конституционная законность - основа правового государства и свободы личности» / Под общ. ред. И.И. Рогова, Е.Б. Сыдыкова. Астана, 2013 и др.
45. Саликов М.С. Партийная система России: динамика конституционно-правового регулирования // Российский юридический журнал. 2013. N 4.
46. Сербин М.В. Проблемы избирательного права России // Lex russica. 2017. N 2. С. 217.
47. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. С. 87.
48. Чиркин В.Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. N 1.
49. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017.
50. Эбзеев Б.С. Конституция, государство и личность в России: философия российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 14 - 23.