Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Старение населения – это вызов человечеству. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, пожилое население (60 лет и старше) в настоящее время достигло более 1 млрд человек, что составляет около 13,5 % населения мира, по прогнозам, к 2050 г. оно достигнет 2,1 млрд человек.
Быстрое развитие новых цифровых технологий постоянно трансформирует общество и мир. Для большинства людей, включая пожилых, это означает необходимость принять технологии в качестве неотъемлемой части повседневной жизни, постоянно адаптироваться к новым цифровым технологиям и интегрировать их в повседневную деятельность и окружающую среду. Цифровые технологии являются выдающимся достижением человечества и создают беспрецедентные возможности. Технологические достижения считаются весьма перспективными в плане содействия активному и здоровому долголетию: они признаны эффективными инструментами в борьбе с социальной изоляцией и повышения социальной активности в старшем возрасте, содействия физической активности, поддержки автономной и независимой жизни, улучшения здоровья и долгосрочного ухода.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), созданные с учетом требований доступности цифровых технологий и универсального дизайна, способны внести огромный вклад в создание доступных, благоприятных для пожилых людей цифровой среды и сообществ. Наиболее развитым ресурсом, предназначенным для пожилых людей, являются медицинские услуги, в то время как многие другие области, например, сфера досуга и развлечений, социальная сфера, остаются недостаточно развитыми.
Цифровые технологии могут помочь сразу по нескольким важным вопросам: системы удаленного доступа к различным услугам обладают особым значением для пожилых людей. Эти системы позволяют обратиться с просьбой в нужную структуру (коммунальные службы, медицинские учреждения, организации социального обеспечения, магазины), не выходя из дома; социальные сети и сервисы вносят свой вклад в организацию процесса социализации пожилых людей, в борьбе с одиночеством и создании душевного комфорта у пенсионеров; цифровизация медицинских и социальных услуг.
Социальные институты являются производителями социальных услуг и должны фокусироваться на потребностях целевой аудитории, в частности уязвимой старшей возрастной группы предпенсионного и пенсионного возраста.
В настоящее время цифровые технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни, что связано с тенденцией использования Интернета и мобильных устройств, обеспечивающих доступ к информации и услугам в любом месте и в любое время. Они дополняют и изменяют традиционные формы общения, а также социальные, образовательные и финансовые возможности. Переход к информационному обществу обусловил необходимость формирования навыков цифровой грамотности и постоянного их совершенствования. Цифровая грамотность включает в себя навыки пользования информационными технологиями и устройствами: поиск информации и ее критическое восприятие, использование функционала социальных сетей и мессенджеров, совершение финансовых операций, производство мультимедийного контента и пр.
Сегодня возрастает доля одиноко проживающих людей (13,7 %); увеличивается число бедных домохозяйств; относительно невелика продолжительность здоровой жизни, а доступ к медицинской помощи крайне недостаточен. Уход за пожилыми выступает важной задачей социальной политики, пока не успевающей за процессами старения.
Многие исследователи считают, что информационные технологии важны для того, чтобы помочь пожилым людям заботиться о физическом и душевном здоровье. Кризис, вызванный COVID-19, и контекст социального дистанцирования подталкивают старшее поколение к использованию большего количества цифровых технологий для удовлетворения потребностей в медицинской помощи.
Однако исследования по этой теме относительно немногочисленны, она лишь недавно привлекла к себе внимание.
Объект курсовой работы: медицинские и социально-медицинские услуги для граждан пожилого возраста.
Предмет курсовой работы: Доступность медицинских и социальных услуг для граждан пожилого возраста в условиях цифровизации социума.
Целью курсовой работы является изучить доступность медицинских и социально-медицинских услуг для граждан пожилого возраста в обществе цифровизации.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить вопросы нуждаемости лиц старшей возрастной группы населения в медицинских и социально-медицинских услугах;
2. Определить сущность, содержание и алгоритм предоставления медицинских и социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста;
3. Провести анализ проблемных зон, особенностей восприятия информации и цифровой компетентности людей пожилого возраста;
4. Проанализировать отечественные научные исследования по проблеме предоставления медицинских и социально-медицинских услуг, и цифровой компетентности пожилого человека;
5. Представить методические основы пилотного исследования по проблеме доступности социально-медицинских услуг для граждан пожилого возраста в цифровом пространстве;
6. Проанализировать результаты исследования доступности медицинских и социально-медицинских услуг для граждан пожилого возраста в условиях цифровизации социума;
Основными методами данного исследования выступают следующие: изучение нормативно - правовой базы, анализ научной литературы по теме исследования, обобщение выводов по исследовательской работе. А где Ваше исследование???
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ КАК УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. Нуждаемость лиц старшей возрастной группы населения в медицинских и социально-медицинских услугах
Тенденции развития современного общества характеризуются постепенным изменением отношениям к проблемам старения населения, старости. Одной из ключевых задач социальной политики государства является создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для граждан старшего поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи . С учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно относятся: граждане с 60 до 64 лет – это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность; граждане с 65 лет до 80 лет – это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги; граждане старше 80 лет – это, как правило, люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.
В соответствии с возрастной классификацией Всемирной организации здравоохранения принята следующая градация: 60–75 лет – пожилой возраст, 75–90 лет – старческий возраст, а после 90-летнего возраста – долгожители .
В настоящее время численность пожилых людей (старше 60 лет) составляет 868 млн человек, или 12% от всего населения мира. Доля людей за 60 сегодня колеблется от 1% в ОАЭ до 32% в Японии. В Европе «лидируют» итальянцы и немцы – по 27%. Еще 31 европейская страна перешла порог 20% .
По состоянию на август 2018 г. численность пожилых людей (женщин старше 55 лет, мужчин старше 60 лет) в Российской Федерации составляет 37,362 млн человек в возрасте старше трудоспособного .
Сегодня актуализировалась потребность в научном подходе к решению проблем, связанных со старением населения. В науке и практике обсуждаются вопросы возрастных границах старости, социального статуса и положения пожилых, вопросы качества жизни и проблемы улучшения социального обслуживания, проблемы профессиональной деятельности пожилых и образовательные потребности пожилых людей, обеспечение условий для их активного долголетия .
Законодательные акты различных международных организации (ВОЗ, ООН, ЮНЕСКО), а также нормативные документы, принятые в Российской Федерации, отражают подход к реализации мер, направленных на создание условий для формирования благоприятной среды пожилых людей и поддержание их активного долголетия .
В развитых странах реализация программ активного долголетия приобрела комплексный характер, они успешно осуществляются на протяжении уже многих лет, и, что особенно важно, выработаны механизмы оценки эффективности действующих мер, на основании которых проводится их корректировка .
Сегодня уже можно говорить о начале формирования российской государственной политики, направлениями которой являются основные компоненты активного долголетия: стимулирование трудовой занятости и физической активности; создание безопасной среды; качественное социальное обслуживание; доступная медицинская помощь; развитие культурно-досуговых интересов пожилых людей и информационная доступность для них.
Стоит отметить, что помощь своим детям в воспитании внуков, занятость на приусадебном или дачном участке, увлечение прикладным творчеством (столярные работы, вязание, вышивание, бисероплетение и т. д.), посещение клубов по интересам при учреждениях культуры и социального обслуживания – достаточно привычные формы организации активного досуга пожилых неработающих россиян, используемые на протяжении многих десятилетий еще с социалистического периода. Но в последние годы вопросы занятости современных пенсионеров становятся более актуальными и требуют расширения привычных границ и сфер интересов.
Долголетие же в свою очередь определяется со стоянием здоровья человека.
Хорошее состояние здоровья является приоритетом в жизни человека, но в пожилом возрасте здоровье значительно ухудшается, что приводит к возникновению медико-социальных проблем. По результатам медицинских исследований, примерно 20% граждан старшего возраста в России обладают относительно хорошими показателями здоровья. По статистике, у каждого возрастного человека в результате обследовании обнаруживается от 3 до 8 хронических заболеваний, а также наличие таких расстройств организма, которые приводят к инвалидности. Сердечно-сосудистые заболевания, болезнь дыхательной системы, проблемы со зрением, амнезия, диабет – наиболее частые недуги у лиц старшего поколения. Около 74% граждан старше 60 лет постоянно принимают лекарства. Почти 11% пожилых минимум 2 раза в месяц вызывают скорую помощь .
Постоянный рост доли пожилых людей и инвалидов отмечается в структуре населения большинства стран практически во всем мире. Проблемы со здоровьем, психологическая и социальная неустроенность пожилых граждан и инвалидов ‒ вот неполный список социальной помощи этим людям, в том числе и социально-медицинской. Рост заболеваемости такого населения влечет за собой и увеличение их потребностей в медицинской помощи, в медико-социальной реабилитации, в длительном уходе, комплексе социальных услуг. Что касается людей с инвалидностью, то неспособность их самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других людей, что вызывает чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования.
Качество жизни лиц среднего и пожилого возраста характеризуется не только таким показателем, как продолжительность жизни, но и факторами, которые обеспечивают пенсионерам условия пребывания в привычном жизненном пространстве. В рейтинге стран мира по показателю качества жизни и благополучия пожилых людей Россия занимает 65-е место . В Глобальном пенсионном индексе – 2017 (Global Retirement Index) наша страна заняла 40-е место из 43 возможных . Государство, обеспокоенное подобным положением граждан, активно занялось решением проблем пожилых людей.
В государственной программе «Социальная поддержка граждан» среди приоритетных задач выделено выполнение обязательств государства по социальной поддержке пожилых людей .
Важным документом, заложившим ориентиры современной государственной политики в области активного долголетия и улучшения качества жизни пожилых россиян, стала принятая в феврале 2016 г. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. В Стратегии прописаны основные цели в сфере медицины и социального обслуживания.
Качество жизни пенсионеров зависит и от уровня здравоохранения. Мерам по укреплению здоровья пожилых людей, направленным на повышение продолжительности и качества жизни, сохранение и укрепление здоровья лиц пожилого возраста, а также мерам по решению вопросов ухода и наблюдения за пожилыми больными отведено значительное место в региональных программах.
В области медицины важным достижением для повышения качества жизни лиц «третьего поколения» явилось закрепленное региональными программами проведение регулярной диспансеризации граждан старших возрастов. Диспансерным наблюдением было запланировано охватить около 55 тыс. человек на 100 тыс. человек соответствующего возраста, т.е. практически каждого второго пожилого человека. По данным регионов, за период 2016–2018 гг. было обслужено более 12 млн пожилых людей .
В настоящее время проблема сохранения здоровья граждан Российской Федерации по праву стала одним из приоритетов государственной