Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблемы личностного и интеллектуального развития детей являются факторов для активизации комплексного практического и теоретического изучения особенностей развития и обучения, особенностей формирования речи. Основным определяющим развитие в младшем школьном возрасте фактором является понятие о феномене речи и его сущности, общих закономерностях и механизмах его формирования. Развитие связной речи в воспитании и обучении детей является одним из основных компонентов.
Актуальность проблемы развития связной речи объясняется тем, что в любой форме жизнедеятельности людей и их поведения в целом неотъемлемым компонентом является речь. У всех имеющих интеллектуальную недостаточностью детей отмечается недоразвитие или не сформированность связной речи, которые на социализацию, обучение и развитие ребенка оказывают отрицательное влияние.
У умственно отсталых детей специфика нарушений речи, а также их коррекция определяются особенностями психического развития и высшей нервной деятельности. Речь в младшем школьном возрасте умственно отсталого ребенка, как показывают наблюдения (Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова, С.Н. Шаховская, Л.С. Волкова), отличается качественным своеобразием. В предложения встречаются нарушения связи слов, недоразвитие эмоциональной стороны, фрагментарность, сжатость изложения и высказываний. Незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушение словесной регуляции поведения, качественное своеобразие речи и ее замедленное развитие, поверхность и конкретность мышления отмечают у умственно отсталых детей.
Поиски путей повышения результативности работы логопеда и многолетняя практика показывают, что положительного результат добиться в работе с имеющими нарушения речи детьми можно в том случае, если в коррекционную работу будут включены также комплексные занятия, в которых будут присутствовать нестандартные методы и формы проведения.
Использование сказки – один из самых древних методов, который активно разрабатывается в последнее десятилетие педагогами, психологами и логопедами. Сказки применяются и в работе с имеющими нарушения речи детьми.
В коррекционной работе сказка является наиболее комплексным, универсальным методом воздействия. Объясняется это тем, что сказка – метафоричность и образность языка, психологическая защищенность. Свой словарь дети обогащают, когда работают над сказками, поскольку идет работа над введением звуков в самостоятельную речь и их автоматизацией. Словарный запас сказки обогащают. Они помогают правильно строить диалоги, оказывают влияние на развитие верной и связной речи. В разработку и исследование данной проблемы огромный вклад внесли С.А. Черняева, О.В. Защиринская, Д.Ю. Соколов, Г.Г. Чебанян, М.А. Поваляева, Т. Сергеева, Н. Погосова, Т.М. Грабенко, А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие.
Но при этом непосредственно связанные с проблемами развития и формирования у младших школьников коррекционных школ вопросы недостаточно разработаны на сегодняшний день. И в теоретическом, и в практическом плане является в настоящее время актуальной проблема коррекции и развития у умственно отсталых обучающихся связной речи.
Цель- Выделить и показать влияние на процесс развития у имеющих умственную отсталость детей связной речи сказкотерапии.
Объект исследований: речь имеющих умственную отсталость младших школьников.
Предмет исследования: сказкотерапия и особенности ее использования для коррекции у имеющих умственную отсталость обучающихся нарушений связной речи.
Гипотеза: если сказка будет целенаправленно использоваться в системе логопедической работы, уровень развития связной речи у имеющих умственную отсталость детей младшего школьного возраста повысится, поскольку сказка способствует развитию основных компонентов системы языка и эмоционально-волевой сферы.
Задачи исследования:
1) провести анализ состояния проблемы особенностей развития у имеющих умственную отсталость детей связной речи.
2) выбрать и апробировать исследовательские методы для изучения связной речи у имеющих умственную отсталость детей младшего школьного возраста.
3) разработать программу для коррекции нарушений связной речи у имеющих умственную отсталость младших школьников с помощью сказкотерапии и апробировать ее.
4) провести анализ влияния на развитие связной речи у имеющих умственную отсталость младших школьников сказкотерапии.
Методологической и теоретической основой исследования стали труды известных отечественных ученых, которые принимали участие в изучении проблемы развития связной речи: Т.А. Ткаченко, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.П. Якубинский, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Выготский; положение о коррекционной направленности в специальных коррекционных учреждениях учебно-воспитательного процесса (С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер), положение о системном подходе к анализу речевых нарушений (В.И. Лубовский, Р.Е. Левина).
Методы исследования. Соответственно задачам, гипотезе и цели работы во время данного исследования использовались математическая обработка данных, формирующий и констатирующий эксперимент, метод наблюдения, анализ литературных источников (теоретические методы).
Практическая значимость исследования. Определяется практическая значимость исследования тем, что полученные во время него результаты позволяют углубить и расширить представления о том, какую специфику имеет логопедическая работа, направленная на развитие у имеющих умственную отсталость обучающихся младших классов связной речи.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, 5-ти приложений. В работе содержится 12 рисунков (2 – в приложении), 9 таблиц (3 – в приложении). Текст работы представлен на 77 страницах.
В I главе отражены современные подходы в логопедии, психологии, психолингвистике, лингвистике к проблеме формирования связной речи; особенности развития у имеющих умственную отсталость младших школьников связной речи; использование в коррекции нарушений связной речи сказкотерапии.
II глава содержит в себе констатирующий эксперимент, путем которого анализируются особенности развития у имеющих ограниченные возможности здоровья младших школьников связной речи.
III глава содержит в себе оценку эффективности использования сказкотерапии в коррекционной работе по формированию у имеющих ограниченные возможности здоровья младших школьников связной речи.
В заключении приведен анализ, а также обобщающий опыт работы и ее эффективности.
В приложении содержатся результативные обобщения эксперимента, который был проведен.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Психолингвистический анализ развития связной речи
В конце XIX века крупнейшим швейцарским ученым Фердинандом де Сессюром – основоположником общего языкознания – разделены понятия язык и речь. В нашей стране этой проблемой занимались Л.В. Щерба и его ученики. Под речью современное языкознание понимает деятельность людей по использованию языковых кодов знаковой системы в целом. Речь рассматривается как язык в действии. В процессе реализации речи единицы языка вступают в разнообразные отношения, составляя речевые комбинации. Речь всегда развёртывается во времени, отражая особенности личности говорящего. Содержание речи зависит от контекста и ситуации общения. В психолингвистике выделяют устную речь и письменную. Устная форма речи включает в себя внутреннюю речь. Это мышление с помощью языковых средств, осуществляемое про себя в умственном плане.
Внешняя организация речевой деятельности протекает как психофизиологический процесс. Он включает в себя осмысление – думание и проговаривание.
Наиболее важной с точки зрения человеческого развития и жизнедеятельности является устная связная речь. Связная речь определяется как речь, которая может быть понята другими людьми на основе ее собственного предметного содержания. В психолингвистике под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание. Это совокупность логически сочетающихся фраз, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связность, как считал С.Л. Рубинштейн, это логичность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения ее понятности для слушателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее осмысленность. Развитие связной речи широко изучалось отечественными психологами (С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским), психолингвистами (А.А. Леонтьевым, Т.В. Ахутиной) и логопедами (В.П. Глуховым, А.В. Ястребовой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, В.К. Воробьевой и другими).
Психолингвистика как наука исследует процессы речепроизводства и речевосприятия, их соотношение со структурой языка. Это необходимо для рассмотрения закономерностей порождения и восприятия речи, функции речевой деятельности в обществе и развитии личности.
На сложность этих процессов указывал Л.С. Выготский. Он говорил о том, что понимание речи до конца происходит только тогда, когда раскрывается внутренний план речевого высказывания. Л.С. Выготский раскрыл механизм внутренней организации процесса порождения речи. Он обосновал последовательность взаимосвязанных этапов речевой деятельности, отношение мысли к слову и обратно. Это течение мысли совершается как внутреннее движение решения последовательных задач. Поэтому основной целью анализа отношения мысли к слову является изучение тех фаз, из которых складывается это движение. Л.С. Выготский выделил фазы этого движения. Первое звено порождения речи – это ее мотивация. Вторая фаза – это зарождение мысли, или речевая интенция. Третья фаза – опосредование мысли внутренним высказыванием, внутреннее программирование. Четвертая фаза – раскрытие мысли в семантике внешних слов, или реализация внутренней программы речи. Пятая фаза осуществляется в форме опосредования мысли в словоформах [4]. Все дальнейшие исследователи опирались, углубляли и обосновывали эту модель (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкин, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина и другие).
Еще одну психолингвистическую концепцию формирования речи разработал А.Р. Лурия. Он выдвинул положение о том, что внутренняя речь является механизмом перекодирования внутреннего субъективного смысла в структуру внешних развернутых речевых структур. Автор подчеркивал, что каждая речь является средством общения, не столько комплексом лексических единиц, сколько системой синтагм или целых выражений.
Н.И. Жинкин, исследуя проблему языка и мышления в работе «О кодовых переходах во внутренней речи», писал, что именно в речевом действии обнаруживается мышление. Процесс мышления – явление психологическое. В центре его находится говорящий человек. Автор исследовал связь между языком и речью. Он изучал форму зарождения мысли и её реализацию в речи. Переход мысли в речь осуществляется средствами языка. По мнению автора, в языке должно быть то, что способно фиксировать мысль и передавать ее через речь. В связи с этим Н.И. Жинкин вводит понятие «код» как систему материальных сигналов, в которой может быть реализован определенный язык. В процессе онтогенеза возможен переход от одного кода к другому. Задача кодовых переходов – найти человеческую мысль, тождественную внутренней речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316с.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей
/В.П.Аникин. - М., «Просвещение», 1977. – 208с.
3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-хч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред.Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 182с.
4. Ахутина Т.В. Порождение речи. - М.: Академия. 1998. - 230с.
5. Брун Б.И.Использование сказок в психотерапии. - М.2000. – 102 с.
6. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. - М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000. – 184с.
7. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки. - СПб.: “Каро”, 2002. – 128 с.
8. Васькова О. Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112с.
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2009 г. – 703 с.
10. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие – М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 - 158с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / М.Ю. Гаврикова: 2-е изд., - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007 – 176с.
13. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ , 2007. – 318 с.
14. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1970. – 160 с.
15. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. - 157 с.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – Екатеринбург: АРДЛТД ,1998. – 320с.
17. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т. Д.
Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2007. – 176 с.
19. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д.
Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2006. – 320 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству: теория и практика по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 1998. – 352с.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребёнку: книга
для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Нисневич. – СПб.: [б. и.], 2000. – 96 с.
22. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников. 5-9 класс. - М.: Изд-во КАРО, 2005 г. – 240с.
23. Колягина В. Г. Планы – конспекты по формированию личности и
речи дошкольника с использованием средств искусства / В. Г. Колягина, О. Н. Овчар // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 74-81.
24. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и коррекционной работы / Л. Д. Короткова. – М.: ЦГЛ, 2004. – 246 с.
25. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников (Кочеткова А.В.// Начальная школа. 2002.- №9 - с.64-68.
26. Кузнецова В.Г. Основы специальной психологии. - М. Академия. 2002. - 478с.
27. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М.: Владос, 2004. – 72 с.
28. Лалаева, Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Дефектология : научно-методический журнал / Ред. Н.Н. Малофеев, А.Б. Меньков. – 2003. – №3. – с. 29-34.
29. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М., издательство Аркти, 2005 г. - 222 с.
30. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. - 214с.
31. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011. – 462с.
32. Лосева Л.М. Как строится текст. - М. Академия, 1989г. - 270с.
33. Лурия А.Р. Язык и сознание. // Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 2001. – 416с.
34. Мастюкова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. - Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159с.
35. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым ребёнком» [Текст] / Е. Л. Набойкина. – СПб. : Речь, 2006. – 144с.
36. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. - 208с.
37. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М.: “Издательство АСТ”, 2002. – 333 с.
38. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. – 160с.
39. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448с.
40. Погосова Н.М. Погружение в сказку. – М.: Изд-во Речь, 2008. – 208 с.
41. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб: Речь,
2004. - 224 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во Питер,
2009 г. – 592 с.
43. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
44. Середа А. И. Сказкотерапия – новая комплексная интегративная психолого-логопедическая технология в коррекционно-развивающей работе / А. И. Середа, И. К. Дробахина // Практическая психология и логопедия. – 2003. – № 3/4. – С. 104-116.
45. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – СПб: Детство-пресс, 1998. – 47с.
46. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937. – 299с.
47. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208с.
48. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: Интор, 1998. – 112с.
49. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. - М.: Академический проект, 2007. – 303с.
50. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986. – 280с.