Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности 5
1.1. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Содержание понятия «исследовательская деятельность» 12
Выводы по Главе 1 17
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
2.1 Диагностика уровня сформированности экологических знаний и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Анализ результатов диагностики уровня сформированности экологических знаний и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 19
2.3. Формирование экологических знаний и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта «Защитники природы» 22
Выводы по Главе 2 25
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложения 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время экологическое воспитание играет большую роль в становлении и развитии личности ребёнка. При этом экологическая культура во многом формируется под влиянием взрослых – педагогов и родителей. Рассмотрим, какие факторы при этом следует принимать во внимание.
1. Поведение родителей по отношению к окружающей среде. Бережное отношение родителей к природе формирует в представлении детей важные экологические ценности.
2. Приобщение детей к живой природе. Данный фактор предполагает объяснение родителей своим детям, насколько важно заботиться о растениях и животных, какова роль человека в сохранении природного фонда планеты. Большую роль в данном направлении играет ознакомление детей с различными природными объектами.
3. Проведение экологической работы родителей с детьми.
В последние годы организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста стала весьма актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций. Исследования часто предполагают самостоятельный поиск информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками.
Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация на практике возможности использования исследовательской деятельности для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования экологических знаний и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние различных видов деятельности, включенных в исследовательский проект «Защитники природы» на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы и источников по проблеме исследования.
2. Определить уровни экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и описать исследовательский проект «Защитники природы»
4. Апробировать разработанный проект на практике и оценить его эффективность.
Методы исследования. Нами были использованы основные методы теоретических и эмпирических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.
Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности
1.1. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Тенденции ухудшения экологической обстановки в мире заставляют обратить внимание на экологическое воспитание. Окружающая среда требует к себе бережного, осознанного отношения человека, который является ее непосредственной частью. Так же требует понимания что будущее природы и планеты в целом находится в руках человека. Бережному отношению к природе необходимо обучать с дошкольного возраста.
В данном возрастном периоде закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологическое образование детей дошкольного возраста играет важную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание реализуется в рамках познавательного развития ФГОС ДО и базируется на системе знаний, которая включает знания о живой и неживой природе.
Современное содержание термина «экология» предельно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде [11].
С.Н. Николаева считает, что экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии [18].
Важнейшей целью экологического воспитания дошкольников является формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Эффективным средством при этом является исследовательская и трудовая деятельность в природе, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих развивающих действий, обсуждения результатов. В процессе выполнения различных развивающих действий в природе выявляются способности и нравственные качества личности ребёнка.
Результаты изучения состояния экологического воспитания дошкольников в природе показывают, что дети дошкольного возраста часто вступают в конфликты со сверстниками в процессе различных видов деятельности, не могут самостоятельно спланировать свою деятельность, распределить обязанности. В этом состоит сложность экологического воспитания дошкольников, которую необходимо учитывать при организации педагогической работы. Это может оказывать отрицательное влияние на взаимоотношения детей друг с другом, поэтому перед воспитателями стоит задача выбрать наиболее эффективные методы и приёмы руководства трудовой и исследовательской деятельностью дошкольников, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для «изгоев» и «отверженных».
Успешность формирования экологического воспитания дошкольников зависит от ряда критериев:
ребенок умеет определять основные категории природных объектов;
проявляет познавательную активность;
ценит природные объекты;
работает сообща;
бережет и ценит работу товарища;
признаёт эстетическую ценность растений и животных.
Экологическое воспитание дошкольников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Под экологическим воспитанием дошкольников понимается непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций [1, 5].
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование основ экологической культуры. С.Н. Николаева считает, что цель экологического воспитания дошкольников - это «становление осознанно-правильного отношения к природе и окружающей среде во всем многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды» [19].
П.Г. Федосеева целью экологического воспитания определила «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей старшего дошкольного возраста научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе» [23].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
5. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;
7. Витман С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.;
9. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;
10. Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 с
11. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 –544с.
13. Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
14. . Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;
15. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с
16. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.
17. Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 с
18. Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
19. Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.
20. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;
21. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.
22. Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;
23. Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
24. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.
25. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;
26. Поливанова К.Н., Бугрименко Е.А. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.- Красноярск, 1997.- 31с.
27. Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;
28. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;
29. Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с.
30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;
31. Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;
32. Степанова М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 с