Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Возрастные и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста 6
1.2 Организация учебного процесса в младшей школе 15
ГЛАВА II. ВИДЫ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ КЛАССОВ 20
2.1 Роль контроля в обучении 20
2.2 Функции контроля 22
2.3 Виды контроля 30
2.4 Методы и формы контроля 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Фрагмент для ознакомления
2
Контроль результатов познавательной деятельности обучающихся представляет собой важный структурный компонент учебного процесса, он должен осуществляться на протяжении всего периода обучения, так как на этом строятся основные принципы образования – систематичность, последовательность, прочность.
Проблема контроля и оценки особенно актуальна в современных реалиях в связи с определёнными успехами в сфере реализации практической составляющей обучения, что неизбежно влечёт за собой расширение сферы приложения контроля и оценки, рост возможностей в области позитивного влияния на учебно-педагогический процесс, а также возникновение благоприятных условий для рационализации контроля и оценки в качестве составных частей этого процесса.
Процесс контроля и оценки умений и знаний учеников – важное звено учебного процесса, успешные результаты обучения во многом опираются на грамотную постановку и проведение контроля. В исследованиях по методике преподавания часто можно встретить определение контроля и оценки обучения как своеобразной «обратной связи» между учащимся и педагогом, как того этапа процесса обучения, когда преподаватель может получить достоверные и объективные сведения об эффективности обучения тому или иному предмету.
В педагогической литературе широкое использование имеют такие понятия, как контроль, учёт, оценка знаний, проверка, отметка и другие схожие с ними понятия. На сегодняшний день возникает ситуация, в которой нет единого установившегося толкования этих терминов. Некоторым исследователям свойственно использовать эти понятия как взаимозаменяемые, в то время как другие учёные находят в их толкованиях существенные различия. Такие разногласия можно часто наблюдать во многих учебных пособиях по методике, общей и частной дидактике, педагогике. Актуальность данной работы связана с необходимостью более подробного изучения этих терминов и обнаружения их сходств и различий, а также с потребностью в более глубоком анализе явления контроля в условиях обучения на начальном школьном этапе.
Понятие контроля знаний широко по своему объёму, оно включает в себя и множество других элементов: проверку, учёт, оценку. При помощи контроля знаний появляется возможность установления качества теоретических знаний и практических умений обучающихся, степени их интеллектуального развития, а также уровня педагогического мастерства преподавателя. С методической точки зрения, контроль – целостная система, состоящая из различных структурных компонентов. Анализ литературы по педагогике и методике преподавания показывает, что основные направления методики контроля, описанные в разных источниках, зачастую совпадают, терминология и классификация во многом различаются.
Цель исследования состоит в раскрытии комплексного подхода к системе контроля и выявлении основных видов, форм и функций его реализации в условиях обучения учеников младших классов школы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить особенности психофизиологического развития ребёнка в период обучения на начальном школьном этапе;
2. Проанализировать особенности организации учебного процесса на данной стадии обучения;
3. Дать определение понятию «контроль», охарактеризовать его роль в процессе обучения;
4. Выявить основные виды и формы контроля в обучении младших классов, определить его функции.
Объектом исследования выступает контроль как совместная деятельность ученика и учителя и одна из ключевых стадий обучения.
Предмет исследования – основные виды, формы и функции контроля в рамках учебной деятельности учеников младших классов школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных исследователей в области педагогики и методики преподавания, в том числе труды М. И. Кузнецовой, О. А. Павловой, Ш. А. Амонашвили, Т. В. Ковшечниковой и других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Возрастные и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Для каждого возрастного этапа в жизни человека характерно наличие особого положения в системе общественных отношений. В соответствии с этим положением жизнь детей на разных этапах жизни имеет специфическое содержание, которое включает в себя особые взаимоотношения с окружающими людьми и самим собой, ведущую для данного этапа развития деятельность. Одним из первых характерные для каждого возрастного периода виды ведущей деятельность выделял ещё Лев Семёнович Выготский в начале ХХ века. Согласно его теории, для младенцев ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение; в раннем детстве начинается переход к манипулятивной деятельности; для дошкольников характерна игровая деятельность; для младших школьников – учебная деятельность; в подростковом возрасте особое внимание уделяется социально признаваемой и социально одобряемой деятельности; в старшей школе подростки концентрируются на учебно-профессиональной деятельности.
Ключевым моментом начала младшего школьного возраста является момент поступления ребёнка в школу. Рамки начального периода школьной жизни в основном занимают диапазон от 6 до 11 лет, то есть с 1 по 4 классы. В этот период жизни младшего школьника происходит множество качественных и количественных изменений, связанных с увеличением физической и умственной нагрузки, внедрением ребёнка в новое социальное окружение и последующей в нём адаптацией. Меняется система оценивания ребёнком себя и своих способностей, возникает очередной кризис, ребёнок приучается к самостоятельности и ответственности. В этот период жизни дети имеют значительные резервы развития.
Период младшего школьного возраста имеет ряд особенностей, касающихся физиологического развития ребёнка. В первую очередь происходят значительные качественные изменения в работе головного мозга и нервной системы. К семилетнему возрасту кора больших полушарий детского мозга становится уже в значительной степени зрелой. Но стоит учесть, что наиболее важные отделы головного мозга, влияющие на программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, ещё не завершили формирование, так как лобные отделы мозга заканчивают своё развитие только к 12 годам. Дети младшего школьного возраста отличаются неустойчивой нервной системой. Малая подвижность нервной системы связана с её возбуждением и торможением, баланса между которыми на данном этапе ещё нет. Это проявляется в быстрой утомляемости, невозможности выполнять монотонные действия, неумении быстро переключаться между видами деятельности. Более того, для детей в этом возрасте характерны неаккуратность, неточность и торопливость.
С физиологической точки зрения, период младшего школьного возраста характеризуется крайне интенсивным развитием и окостенением позвоночника, конечностей и костей таза. В этот период особое внимание стоит уделить условиям обучения, так как пренебрежение рекомендациями педиатров может привести к возникновению аномалий развития. Наиболее часто вредное влияние на организм ребёнка оказывают физические перегрузки, такие как утомительная монотонная работа и длительное письмо. При неправильной посадке за партой и дома могут пострадать все отделы позвоночника, образоваться впалость грудной клетки. Кости и скелетные мышцы младших школьников содержат большое количество органических веществ и воды, но минеральные вещества находятся в достаточно малом количестве. Для этого периода характерна активная смена зубов, за это время выпадает в пределах двадцати молочных зубов. Мышцы и связки легко растяжимы и придают ребёнку гибкости, но не располагают к сохранению нормального расположения костей. Результатом этого могут стать различные деформации скелета, асимметрия тела и конечностей, развитие сколиоза и плоскостопия. В связи с этим важно следить за посадкой ребёнка, а также
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш. А. Сущность оценки и отметки [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-otsenki-i-otmetki.
2. Артеменко, О. Н. Педагогика [Текст]: учебное пособие / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. – Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015. – 251 с.
3. Блинов, В. И. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов [Текст] / В. И. Блинов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 129 с.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
5. Бычков, В. И. Требования ФГОС к организации учебного процесса в начальной школе [Текст] / В. И. Бычков // Переход на ФГОС нового поколения в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы: сборник научно-методических статей, Чебоксары, 18–19 апреля 2012 года / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2012. – С. 3-7.
6. Власенкова, Ю. И. Тест как форма итогового контроля в начальной школе [Текст] / Ю. И. Власенкова // Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования : Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Москва, 13–20 апреля 2017 года / Составители и ответственные редакторы Н. П. Ходакова, А. В. Калинченко. – Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2017. – С. 36-40.
7. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации [Текст] / А. Б. Воронцов; А. Б. Воронцов. – Москва: Вита-Пресс, 2011. – 71 с.
8. Дьяченко, И. Л. Форма организации обучающего процесса [Текст] / И. Л. Дьяченко // Теоретические и практические исследования XXI века: Труды международной научно-практической конференции, Дедовск, 20–23 октября 2014 года. – Дедовск: Московский государственный областной университет, 2014. – С. 400-405.
9. Ковшечникова, Т. В. Виды и функции контроля в учебном процессе в школе [Текст] / Т. В. Ковшечникова // Обучение, тестирование и оценка. – 2010. – № 10. – С. 68-72.
10. Кузнецова, М. И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе [Текст] / М. И. Кузнецова. – Москва: Вентана-Граф, 2013. – 432 с.
11. Павлова, О. А. Контроль и оценка результатов учебной деятельности младших школьников [Текст] / О. А. Павлова // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей всероссийской конференции с международным участием, Ярославль, 03–04 декабря 2020 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – С. 41-47.
12. Педагогика начального образования: традиции и инновации [Электронный ресурс]. – http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=8631.
13. Поляшова Н. В., Соловьёв А. Г., Новикова И. А. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-v-dinamike-obucheniya.
14. Сандалова, Н. Н. Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника [Текст] / Н. Н. Сандалова, М. И. Гимазиева // Традиции и инновации в национальных системах образования : Материалы V Международной научно-практической конференции, Уфа, 14–15 декабря 2021 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. – С. 628-641.
15. Стоян, М. В. Особенности мышления и умственного развития младших школьников [Текст] / М. В. Стоян, А. А. Горшкова // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире : Материалы XVIII международной научно-практической конференции, Прага, Чешская республика, 11 октября 2018 года. – Прага, Чешская республика: World Press s.r.o., 2018. – С. 193-195.
16. Тохян, Т. Г. Особенности организации учебного процесса начальной школы [Текст] / Т. Г. Тохян, Т. Г. Пикалова // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XXII международной научно-практической конференции, Прага, Чешская республика, 22 ноября 2018 года. – Прага, Чешская республика: World Press s.r.o., 2018. – С. 134-135.
17. Тухужева, Л. А. Психологические особенности младшего школьника Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-mladshego-shkolnika.
18. Цибульникова, В. Е. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=7675.
19. Шерудило, А. Р. Особенности контроля и оценки результатов учебной деятельности младшего школьника [Текст] / А. Р. Шерудило, Э. С. Таболова, Ю. А. Говенко // Университетская наука. – 2020. – № 2(10). – С. 243-246.
20. Шкабура И. А., Гурулева К. В. Проблема контроля и оценки в начальной школе [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kontrolya-i-otsenki-v-nachalnoy-shkole.