Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………....…..3
Глава 1. Теоретические основы изучения специфики стресса
и дистресса молодёжи и военнослужащих…………………………..5
1.1. Анализ понятий стресс и дистресс в психологической науке……5
1.2. Особенности формирования стрессоустойчивости молодёжи….10
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики формирования
стрессоустойчивости курсантов………………………………………14
2.1. Организация и методы исследования……………………………..14
2.2. Анализ результатов исследования и выводы……………..…..….16
Заключение………...……………………………………………….…….22
Список использованных источников…………………………..……….24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современном мире профессиональная деятельность некоторых групп специалистов часто протекает в особо экстремальных условиях. Результативность такого рода деятельности обусловлена не только отличными профессиональными знаниями и умениями. Речь в данном случае идёт о профессионально значимых личностных качествах, в числе которых можно отметить – стрессоустойчивость. Стрессы сегодня испытывают многие группы населения, но не всегда при этом речь идёт о профессиях людей. Которые связаны со стрессами профессионально. Именно такое личностное качество как стрессоустойчивость будет являться главным элементом адаптированности личности к стрессу и дистрессу.
Примеров профессий. где специалисты могут столкнуться с профессиональным стрессом сегодня достаточно много. Всё большее количество молодых людей поступают на службу в правоохранительные органы, идут на срочную службу. Работают в МЧС и др. Все эти профессии связаны с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Профессиональное выгорание наблюдается среди всех представителей профессий и стрессы людей при этом играют здесь достаточно большую роль. Стрессы и дистрессы всегда оставляют особый след на психическом образе каждого индивида, поскольку влияют на психику субъекта.
Цель работы: изучить влияние стресса и дистресса на молодёжь и на военнослужащих.
Объект исследования: стресс и дистресс молодёжи и военнослужащих.
Предмет исследования: формирование стрессоустойчивости молодёжи и служащих.
Задачи:
1. Проанализировать понятия стресс и дистресс.
2. Рассмотреть особенности формирования стрессоустойчивости молодёжи.
3. Опытно - экспериментальным путём определить специфику формирования стрессоустойчивости курсантов МВД.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, эксперимент, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение. список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения специфики стресса и дистресса молодёжи и военнослужащих
1.1. Анализ понятий стресс и дистресс в психологической науке
В современных условиях на нервную систему и состояние человека в целом оказывают большое воздействие всё более возрастающие нагрузки. Эти нагрузки могут быть самыми разнообразными. Но наибольшие последствия всегда оказывают психологические нагрузки. Они всегда оказывают негативное воздействие на психику любого человека и его нервную систему. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на работоспособность, адаптацию и устойчивость к воздействию окружающей среды. В результате этого у человека раньше, или позже может возникнуть состояние стресса или дистресса [12].
Под стрессом понимают совокупность адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров. Данные факторы могут быть как физическими, так и психологическими. При этом, в любом случае происходит нарушение состояния нервной системы организма, или даже всего организма в целом. стресс – в переводе с английского означает нагрузка и напряжение. Стресс всегда направлен на ответ какого-либо стрессорного воздействия. Срабатывает защитно-приспособительная реакция организма и при этом задействуются практически все его системы [17]. Проблемами профессиональных деформаций занимались А.А. Реан, А.Р. Фонарев, А.К. Маркова, Е.Т. Лунина и др. Исследованием стрессоустойчивости занимались Т.В. Форманюк, А.К. Маркова, В.В. Бойко, Н.Е.Водопьянова и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анцупов, А.Я. Методологические проблемы военно-психологических исследований [Текст] /А.Я. Анцупов // М.: Наука, 2003.-36-40 с.
2. Алавердов, А. Р. Управление человеческими ресурсами организации [Текст] /А.Р. Алавердов // 2-е изд. М.: Университет «Синергия». – 2012. - 656 с.
3. Белова, О.Р. Стресс-менеджмент [Текст] / О.Р. Белова // Кадровик. Кадровый менеджмент. –2009. - N 2. – С.18-20.
4. Бочаров, А.В. Роль учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в формировании у студентов культуры безопасности [Текст] / А.В. Бочаров // Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2017. — № 3 (152). – С. 47-52.
5. ГОСТ Р 22.3.07–2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения: http://docs.cntd.ru/document/1200109440 URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25841 (дата обращения: 09.01.2023).
6. Гудимов, В.К. Стресс-менеджмент, или Как преодолеть постоянное напряжение. Источник: Кадровое дело. Кошелев А.Н. Синдром «белого воротничка» или профилактика профессионального выгорания [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://www.classs.ru/library/node/3548 (дата обращения: 09.01.2023).
7. Дурнев, Р.А. Культура безопасности жизнедеятельности как фактор формирования безопасной образовательной среды [Текст] / Р.А. Дурнев // Проблемы БЖД (в сфере образования): Материалы I научно-практической конференции: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2016. – 285 с.
8. Кичаев, А.А. Кризис и стресс. Пособие по приручению [Текст] / А.А. кичаев // СПб.- Речь. - 2009. - С. 17-25.
9. Ключников, С.М. Держи стресс в кулаке [Текст] / С.М. Ключников. - Питер, 2005, с. 51-60.
10. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст] / А.Б. Леонова // Вестник МГУ. - Серия 14. - Психология. - 2000. No3.- С.25-28.
11. Леонова, А.К. Стресс-менеджмент технология управления стрессом в профессиональной деятельности [Текст] / А.К. Леонова // Управление персоналом. – 2007. - N 9.- С.27-30.
12. Мельник, В.П. Как снизить стресс с помощью нормирования труда [Текст] / В.П. Мельник // Кадровик. Кадровый менеджмент.– 2007.- N 8. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.hr-portal.ru (дата обращения: 09.01.2023).
13. Нестерова, О.В. Управление стрессами [Текст] / О.В. Нестерова // учеб. пособие. – М.: МФПУ «Синергия». - 2012. – 320 с.
14. Овчаренко, М.С. Анализ состояния травматизма военнослужащих и поиск путей профилактики / М. С. Овчаренко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73276/(дата обращения: 09.01.2023).
15. Официальный сайт Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий / [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 09.01.2023).
16. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации: Безопасность [Электронный ресурс] URL: https://sc.mil.ru/social/safety.htm (дата обращения: 09.01.2023).
17. Овчаренко, М.С. О разработке и применении инновационных подходов в образовательной среде к вопросу воспитания культуры личной безопасности учащихся и вузовской молодежи [Текст] / М.С. Овчаренко // EUROPEAN SCIENCE OF THE FUTURE. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (24 сентября 2019 года) / МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 15–19.
18. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников // Учебное пособие.- М.: «Академия», 2006.- 240 с.
19. Психология в управлении человеческими ресурсами [Текст] / Учебное пособие / под ред. Т. С. Кабаченко. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
20. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Самоукина // учебное пособие. – Питер. - 2003. - 224 с.
21. Сидоров, П.И. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / П.И. Сидоров // Международный неврологический журнал. – 2007. - No11.- С.33-38.
22. Справочная правовая система Консультант Плюс / [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2023).
23. Хмелевский, Ю.В. Стресс и депрессия – две стороны одного процесса [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://health.mpei.ac.ru/stres.htm (дата обращения: 09.01.2023).
24. Ходаковский, А.М. Влияние стресс-факторов управленческой
деятельности на профессиональную стрессоустойчивость руководителя [Электронный ресурс] / Режим доступа. – http://www.moitezis.ru/blog/view/322 (дата обращения: 09.01.2023).
25. Федотова, Н.Р. Формирование культуры безопасности у бакалавров // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25841 (дата обращения: 09.01.2023).