- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Экспериментальное изучение эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология и педагогика
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Экспериментальное изучение эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста"?53 страницы
21 источник
Добавлена 30.06.2023 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ТРУДОВУЮ И УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1 Анализ основных понятий исследования 5
1.2 Эмоции – побуждение или торможение учебной деятельности 11
1.3 Влияние эмоций на трудовую деятельность человека 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ТРУДОВУЮ И УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 37
2.1 Выявления уровня влияния эмоций на трудовую и учебную деятельность человека 37
2.2 Материал по улучшению эмоционального состояния 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Фрагмент для ознакомления 2
Важность исследования. Для человека эмоции становятся центром внимания, когда они чему-то мешают или чему-то сопутствуют, помогают. Умение контролировать эмоции и способность управлять ими повышает душевное равновесие личности и общий уровень культуры. Поэтому возникает необходимость изучения данной темы с целью развития умения контролировать эмоции при выполнении различных видов деятельности. Эмоции являются ежедневным спутником человека и влияют на все его действия и мысли.
Проблема влияния эмоций на деятельность человека изучалась разными учеными: психологами, педагогами, физиологами. В деятельности человека: обучении и труде эмоции представляют собой особый процесс, оказывающий то или иное влияние (Рубинштейн С.Л., Симонов П.В., Выготский Л.С., Изард К.Е. и др.). Правильное или неправильное выполнение того или иного действия во многом зависит от того, какие эмоции его сопровождают. В работах С.Л.Рубинштейна, К.Э.Изарда, Л.С.Выготского и других ученых исчерпывающе описано, как эмоции оказывают влияние на деятельность человека. Характеризуя эмоции как спутники деятельности человека, необходимо обозначить, что эмоции могут стимулировать или тормозить деятельность.
Актуальность затронутой проблемы обусловила выбор темы: «Влияние эмоций на трудовую и учебную деятельность человека».
Цель исследования – изучить: в теоретическом и практическом аспектах, как влияют эмоции на трудовую и учебную деятельность человека.
Выбранная тема обусловила необходимость решения следующих задач:
- проанализировать современную психологическую литературу по исследуемой теме;
- определить влияние эмоций на учебную деятельность человека;
- определить: стимулируют или тормозят эмоции трудовую деятельность человека. (стимулирующую и тормозящую функции эмоций)
Объект исследования: эмоции человека.
Предмет исследования: особенности влияния эмоций на деятельность человека (учебную и трудовую).
Гипотеза исследования : уровень эмоционального состояния детей дошкольного возраста, будет проходить успешнее если разработать и внедрить комплекс упражнен6ий.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды психологов, которые изучали проблему влияния эмоций на деятельность человека: Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Изард К.Э. и другие.
Методы исследования:
- теоретические: историко-теоретический и сравнительный анализ психологических источников.
База исследования МБДОУ № 123
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух разделов, выводов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы – 50 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ТРУДОВУЮ И УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Анализ основных понятий исследования
Эмоции представляют собой совокупность психофизиологических процессов эффективного использования ограниченного набора ограниченных природных ресурсов человека, управляющих состояниями и режимами организма на всех этапах деятельности для удовлетворения потребностей.
Вопрос о природе эмоций долгое время не находил решения, провоцируя появление различных, подчас противоположных точек зрения. Гербарт И.Ф. считал, что основным психологическим фактом является представление, а чувства, переживаемые человеком, соответствуют той связи, которая возникает между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Кроме того, эту точку зрения поддерживал В. Вундт, который утверждал, что эмоции — это изменения представлений под влиянием чувств, но, по его мнению, и чувства могут изменяться под влиянием представлений, тогда как органические процессы — это лишь следствие эмоций. В. Вундт также выделил основные измерения эмоциональных процессов и состояний
Есть теория Джеймса-Лэнга. Теория, представленная независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и датским врачом К. Г. Лангом. Согласно теории Джеймса-Ланге, возникновение эмоций обусловлено изменениями, вызванными внешними воздействиями, как в произвольно-двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой и секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, представляет собой эмоциональное переживание. По словам Иакова: «Мы печалимся, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим; мы радуемся, потому что смеемся. Если Джеймс связывал эмоции с широким спектром периферических изменений, то Ланге связывал их только с двигательно-сосудистой системой: состоянием иннервации и просвета сосудов. Таким образом, в качестве причины были названы периферические органические изменения, которые обычно считались следствием эмоций. Теория Джеймса-Ланге была попыткой превратить эмоцию в объект, доступный для естественного изучения. [3].
Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, показали, что эмоции влияют на когнитивные процессы человека, включая внимание, мышление, память, восприятие, рассуждение и обучение. Хотя эмоции изучаются уже давно, у них нет универсального определения. Эмоции описывают сложный набор взаимодействий между субъективными и объективными переменными, опосредованными нервной и эндокринной системами.
Взаимодействие эмоций и деятельности человека было доказано результатами большого количества исследований, которые проводились в конце 19 - начале 20 века и продолжаются по сей день. Результаты этих исследований показывают, что положительное или отрицательное влияние эмоций на деятельность зависит от интенсивности эмоционального компонента и степени сложности деятельности.. [4].
Эмоции придают субъективную окраску тому, что происходит вокруг нас и в нас самих. Это означает, что разные люди могут совершенно по-разному эмоционально реагировать на одно и то же событие.
Например, для болельщиков проигрыш любимой команды обескураживает, угнетает, для болельщиков команды соперника это радость. И одно и то же произведение может вызывать у разных людей противоположные эмоции.
И. П. Павлов связывал проявление эмоций и чувств с нарушением или усилением динамических стереотипов. В первую очередь это касается рабочих процессов и формирования динамических стереотипов работы.
Укрепление стереотипа динамичного труда в виде хорошей организации рабочего места, научно обоснованных режимов труда и отдыха, соблюдения производственной, технологии и трудовой дисциплины вызывает положительные эмоции и чувство удовлетворения. С другой стороны, нарушение стереотипа динамичной работы в сочетании с неблагоприятными условиями труда вызывает негативные эмоции. Современными исследователями установлено, что эмоции высших животных и человека определяются некоторой реальной потребностью и оценкой вероятности (возможности) ее удовлетворения. Эти отношения называются общей закономерностью человеческих эмоций. [5].
Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с когнитивными процессами. Изучение связи эмоциональных и познавательных процессов восходит к работам Л. С. Выготского и других классиков психологии. Так, Л. С. Выготский писал: «Кто с самого начала оторвал мысль от аффекта, тот навсегда закрыл себе путь к объяснению причин самой мысли». [6].
С.Л. Рубинштейн, считавший, что эмоции как таковые в первую очередь определяют динамическую сторону когнитивных функций, тонус, темп действия, его «настройку» на активационный уровень, обращал внимание на то, что действие эмоций может быть как стенический и истерический. укрепляющий и астенический, вниз [7].
При этом если в норме сознательная познавательная интеллектуальная деятельность подавляет эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность, то при аффектах, при сверхнапряженном эмоциональном возбуждении, избирательная направленность деятельности
нарушается импульсивная непредсказуемость поведения и возможная невозможность существования изолированных от познавательных процессов эмоций, В.К. Вилюнас констатирует следующее: эмоции выполняют свои функции, наиболее распространенными из которых являются оценка и мотивация; в зависимости от когнитивного содержания мысленного образа определяет цели в когнитивном образе и приводит к соответствующему действию [7].
Предлагается классифицировать эмоции по их когнитивному компоненту - объекту, что позволяет признать любой объект традиционно выделяемого познавательного процесса - восприятия, памяти, мышления - объектом эмоционального переживания. К ним относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. В современной литературе собран ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с различными познавательными процессами: памятью, восприятием и мышлением.
Маклаков А.В. считает, что к сущностному аспекту эмоций можно добавить два компонента:
- первый - субъективно-эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера);
- вторая - эмоциональная экспрессия, то есть изменения мимики, жестов, поз, сопровождающие это переживание, а также вегетативные реакции [1].
Также автор выделяет следующие виды эмоций: интерес и радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд.
Гнев – чаще всего вспышки неконтролируемого гнева говорят о внутренних проблемах. Гнев возникает из-за неудачных планов. Хроническое переутомление возникает, когда человек начинает неадекватно реагировать на внешние раздражители, вымещать агрессию на окружающий мир.
Депрессия и усталость — не единственные причины хронического раздражения.
Дисфория, или синдром испорченного настроения, может возникать и на фоне общей неудовлетворенности жизнью.
Гнев лежит в основе некоторых проблем со здоровьем, таких как головные боли, депрессия, высокое кровяное давление, проблемы с сердцем и язвы. С другой стороны, гнев — это форма энергии. Умело управляемая, она способствует развитию бизнеса. Это своего рода импульс.
Радость – это чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, радостного настроения.
Радость занимает не более 25% цвета жизни человека. При значительном отсутствии положительных эмоций в жизни человека периодически возникают отрицательные эмоции, которые затем приводят к конфликтам. Возникает ситуация, когда окружающий мир становится безоговорочно агрессивным по отношению к личности.
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на реальный или воображаемый источник опасности. В отличие от боли и других видов страданий, вызванных реальным действием опасных для жизни факторов, страх возникает тогда, когда его ожидают. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в довольно широком диапазоне оттенков (испуг, испуг, испуг, ужас). [2].
Настроение от легкого до умеренного, очень стабильное эмоциональное состояние. То или иное настроение может длиться дни, недели, месяцы. Причиной определенного настроения могут быть любые значимые события в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья. А. В. Маклаков также исследует основные эффекты эмоций.
Как известно, восприятие — сложное явление. Он включает в себя такие процессы, как выделение фигуры на фоне, оценка размера, яркости и удаленности от воспринимаемого объекта, выделение деталей, составляющих объект.
Поэтому каждый из этих процессов может претерпевать изменения под влиянием эмоциональных факторов.
Термин «эмоция» иллюстрирует концепцию «зонтика», включающего аффективные, когнитивные, поведенческие, экспрессивные и физиологические изменения; Эмоции вызываются внешними раздражителями и связаны с сочетанием чувства и мотивы.
Человек по своей природе имеет ограниченный набор ресурсов, каждый из которых, в свою очередь, имеет ограниченную интенсивность и продолжительность непрерывного использования. Минимальные энергозатраты организма при деятельности соответствуют адекватности состояния организма и влияния внешней среды. Такая адекватность лучше всего достигается в повторяющихся процессах, когда в организме вырабатывается привычка, автоматизм в ответ на внешнюю среду, экономия энергии и сокращение времени реакции. [4].
В условиях значительной угрозы благополучию организма или самой жизни организм реагирует изменением своего состояния.
Состояние организма - это жизнедеятельность, характеризующаяся определенным набором репрезентативных показателей, а при изменении состояния - набором показателей изменения.
Изменения режима работы и состояния - это те управляющие воздействия, которыми организм отвечает на воздействия внешней и внутренней среды с целью обеспечения достижения целей деятельности и рационального использования имеющихся природных ресурсов. В широком смысле деятельность – это процесс, в котором можно выделить два основных образа жизни организма:
- режим работы, характеризующийся расходом энергии организма,
- методы восстановления затраченной энергии [5].
Информационная теория спроса П.В. Симонова позволяет определить характер и интенсивность эмоций. Кроме того, с помощью механизма эмоциональных реакций в организме вырабатываются одновременно два вида ремонтных действий, первый направлен на внутренние изменения, а второй на изменения во взаимодействии с внешней средой .
Эмоции выполняют функцию регуляции деятельности субъекта, отражая значение внешних и внутренних ситуаций для реализации его жизни, способствуя тем самым ориентировке человека в различных ситуациях.
Эмоции отражают окружающий мир и соответствующим образом регулируют наше поведение.
Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность системы кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринных и наружных секреторных желез и других органов. Эмоции регулируют не только состояние организма, но и поведение человека в целом. Они важны для оптимизации всех видов деятельности организма.
Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с когнитивными процессами. В современной литературе собран ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций и памяти, восприятия и мышления.
Отсюда можно сделать вывод, что эмоции являются побудительным и регулирующим фактором поведения человека в целом и подчиняют его деятельность основным мотивам и потребностям личности, ее склонностям и интересам.
1.2 Эмоции – побуждение или торможение учебной деятельности
Эмоции выполняют функцию регуляции деятельности субъекта, отражая значение внешних и внутренних ситуаций для реализации его жизни, способствуя тем самым ориентации человека в различных ситуациях.
Эмоции отражают окружающий мир и соответствующим образом регулируют наше поведение.
Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность системы кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции и внешней секреции и других органов. Эмоции регулируют не только состояние организма, но и поведение человека в целом. Они важны для оптимизации всей деятельности организма.
Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. В современной литературе собраны многочисленные конкретные экспериментальные данные о связи эмоций и памяти, восприятия и мышления.
Отсюда можно сделать вывод, что эмоции являются мотиватором и регулятором поведения человека в целом и подчиняют его деятельность основным мотивам и потребностям личности, ее склонностям и интересам.
Экспериментально доказано, что восприятие вербального (вербального) и невербального материала зависит от исходного эмоционального состояния обучаемых. Итак, если ученик начинает выполнять задание в состоянии фрустрации, у него обязательно будут ошибки восприятия. Беспокойное, тревожное состояние перед экзаменами усиливает негативную оценку незнакомых людей. Отмечено, что восприятие учащихся во многом зависит и от эмоционального содержания воздействующих на них раздражителей. Эмоционально насыщенная деятельность гораздо эффективнее эмоционально ненасыщенной. Эмоциональный фон является одним из существенных условий, влияющих на оценку положительной или безразличной мимики.
Человек способен оценивать эмоциональные проявления не только взаимодействующих с ним людей, но и свои собственные. Эта оценка обычно производится на когнитивном (сознательном) и аффективном (эмоциональном) уровне. Известно, что осознание своего эмоционального состояния способствует развитию способности осознавать себя в целом, в совокупности своих свойств и качеств.
События, которые человек оценивает как приятные или, наоборот, очень неприятные, запоминаются лучше, чем безразличные события. Эта закономерность подтвердилась в опытах по запоминанию бессмысленных слогов: если они сочетались с очень привлекательными лицами на фотографиях, то память была намного лучше, чем если бы у них были незначительные лица. При определении аффективной тональности слов установлено, что слова могут вызывать приятные или неприятные ассоциации. «Эмоциональные» слова запоминались лучше, чем неэмоциональные. Если слова вошли в эмоциональную фазу, то при воспроизведении их количество значительно увеличилось.
Доказано, что существует эффект селективного (выборочного) запоминания «эмоциональных» слов. Следовательно, слова имеют ценностный эмоциональный ранг.
Долгое время существовало мнение, что приятные вещи запоминаются лучше, чем неприятные. Однако в последнее время появились данные о том, что даже неприятная информация «застревает» в памяти человека надолго.
Мы также изучали влияние личностных особенностей студентов на запоминание положительного и отрицательного эмоционального материала. Исходное эмоциональное состояние человека также влияет на воспроизведение эмоционально окрашенной информации. Внушенная височная депрессия снижает воспроизведение приятной информации и увеличивает воспроизведение неприятной информации. Внушенный восторг приводит к уменьшению воспроизведения негативных и увеличению позитивных событий. Также изучалось влияние настроения на запоминание слов, фраз, рассказов, эпизодов личной биографии. Зависимость запоминания образов, слов, словосочетаний, текстов от их эмоционального значения и от эмоционального состояния человека уже считается доказанной.
Положительные эмоции обеспечивают не только лучшие результаты учебной деятельности, но и определенный эмоциональный тонус. Без них легко наступают вялость, агрессия, а иногда и более выраженные эмоциональные состояния: привязанности, фрустрации и депрессии. Созвучность эмоциональных состояний, то есть их созвучность, обеспечивает педагогам и учащимся широкий спектр положительных эмоций, обусловливает стремление радовать друг друга своими успехами, способствует установлению доверительных межличностных отношений и поддерживает высокую мотивацию к обучению для долгое время. много времени.
В работах В.В. Давыдова, посвященной развивающему обучению, показывает, что эмоциональные процессы играют роль «механизмов эмоциональной привязанности», формирования аффективных комплексов.
Исследовано влияние эмоциональных состояний человека на процесс развития мышления. Оказалось, что без эмоций движение мыслительного процесса невозможно. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды психической деятельности.
Даже искусственно вызванные положительные эмоции могут оказать положительное влияние на решение проблем. В хорошем настроении у человека больше усидчивости, он решает больше задач, чем в нейтральном состоянии.
Развитие мышления определяется прежде всего интеллектуальными эмоциями и чувствами, возникающими в процессе познавательной деятельности человека. Они входят не только в рациональное, но и в чувственное познание человека.
Если все происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и потому вызывает то или иное отношение с его стороны, может вызвать в нем определенные эмоции, то действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью особенно важна. Закрыть. Эмоция с внутренней необходимостью возникает из отношения — положительного или отрицательного — результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, первоначальным побуждением.
Эта связь взаимна: с одной стороны, ход и результат человеческой деятельности часто вызывают у человека определенные чувства, с другой стороны, чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только определяют деятельность, но и сами ею обусловливаются. От этого зависит сама природа эмоций, их основные свойства и структура эмоциональных процессов.
Поскольку объективный результат человеческих действий зависит не только от мотивов, из которых они исходят, но и от объективных условий, в которых они совершаются; Поскольку к тому же у человека имеется множество самых разных потребностей, из которых та или иная приобретает особую актуальность, результат действия может оказаться соответствующим или несогласным с наиболее актуальной для индивида в данной ситуации потребностью в данной ситуации. время.
В зависимости от этого выполнение своей деятельности вызовет у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием.
Поэтому появление одного из этих двух основных полярных качеств всякого эмоционального процесса будет зависеть от изменяющегося соотношения между ходом действия и его исходными импульсами, развивающимися в ходе деятельности и в ходе деятельности. Возможны и объективно нейтральные направления в действии, когда выполняются определенные операции, не имеющие автономного значения; они оставляют человека эмоционально нейтральным. Поскольку человек как сознательное существо ставит перед собой определенные цели в соответствии со своими потребностями, направленностью, то можно также сказать, что положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом действия.
В зависимости от отношений, складывающихся в процессе деятельности, определяются и другие свойства эмоциональных процессов. В ходе деятельности обычно возникают критические точки, в которых определяется благоприятный или неблагоприятный для субъекта результат, оборот или итог его деятельности. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение этих критических точек. По мере приближения к таким реальным или воображаемым переломным моментам в чувствах человека - положительным или отрицательным - нарастает напряжение, отражающее усиление напряжения в ходе действия. После прохождения такой критической точки в ходе действия у человека происходит разрядка в чувствах, положительных или отрицательных.
Наконец, любое событие, любой результат собственной деятельности человека по отношению к его различным мотивам или целям может приобретать «амбивалентное» значение — как положительное, так и отрицательное.
Чем более внутренне противоречив, противоречив характер образа действия и вызванного им хода событий, тем более возбуждено эмоциональное состояние испытуемого. Тот же эффект, что и одновременный конфликт, может производить последовательный контраст, резкий переход от положительного, особенно напряженного, эмоционального состояния к отрицательному и наоборот; вызывает возбужденное эмоциональное состояние. С другой стороны, чем гармоничнее и бесконфликтнее процесс, тем спокойнее чувство, меньше робости и волнения.
Таким образом, мы пришли к различению трех качеств или «измерений» чувства. Их интерпретацию стоит сравнить с той, которая дана в трехмерной теории чувств В. Вундта. Вундт различал именно эти три «измерения» (удовольствие и неудовлетворенность, напряжение и освобождение (разрешение), возбуждение и спокойствие). Каждую из этих пар он пытался соотнести с соответствующим состоянием пульса и дыхания, с физиологическими процессами внутренних органов.
Мы связываем их с различным отношением к событиям, в которые включается человек, с разным течением его деятельности. Для нас эта связь принципиальна. Значение висцеральных физиологических процессов, конечно, не отрицается, но им отводится иная роль — подчиненная; чувства удовольствия или неудовольствия, напряжения и разрядки и т. д., конечно, обусловлены органическими висцеральными изменениями, но сами эти изменения по большей части происходят от человека; это всего лишь «механизмы», через которые оказывается определяющее влияние отношений, складывающихся между человеком и миром в процессе его деятельности.
Удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрядка, возбуждение и спокойствие — не столько основные эмоции, из которых как бы состоят остальные, а как раз самые общие качества, характеризующие бесконечно разнообразные эмоции, чувства человека. Разнообразие этих чувств зависит от разнообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством которых они реально осуществляются.
Характер эмоционального процесса зависит и от самой структуры действия. Эмоции, прежде всего, претерпевают существенную перестройку при переходе от биологической жизнедеятельности, органического функционирования к социально-профессиональной деятельности, ориентированной на конкретный результат. Наряду с развитием рабочей деятельности у человека впервые возникают эмоции действия, принципиально отличные от эмоций функционирования. Характерной особенностью человека является то, что не только процесс потребления, использования определенных благ, но также и прежде всего их производство принимает эмоциональный характер даже тогда, когда — как это неизбежно бывает при разделении труда — эти блага не предназначены непосредственно для удовлетворения собственных потребностей. Эмоции, связанные с деятельностью, занимают в человеке особенно большое место, потому что она дает тот или иной - положительный или отрицательный - результат.
В отличие от элементарного физического удовольствия или неудовольствия чувства удовлетворения или неудовлетворения во всех их формах и оттенках связаны прежде всего с ходом и результатом деятельности. В первую очередь с ходом и результатом деятельности связаны переживания успехов, чувства счастья, триумфов, радостей и неудач, неудач, срывов и т. д. [16, с. 377]
При этом в одних случаях чувство прежде всего связано с результатом деятельности, ее достижениями, в других - с самим ее ходом. Однако в конечном итоге, когда чувство в основном связано с результатом деятельности, этот результат и этот успех переживаются эмоционально, так как осознаются как наши достижения по отношению к породившей их деятельности. Когда это достижение уже закрепилось и стало нормальным состоянием, вновь установившимся уровнем, уже не требующим напряжения, труда, борьбы для его поддержания, чувство удовлетворения начинает относительно быстро исчезать. Эмоционально переживается не остановка на каком-то застывшем уровне, а переход, движение на более высокий уровень. Это можно наблюдать в деятельности любого рабочего, добившегося резкого повышения производительности труда, в деятельности ученого, сделавшего то или иное открытие. Ощущение достигнутого успеха, триумфа относительно быстро угасает, и каждый раз вновь появляется стремление к новым достижениям, за которые приходится бороться и работать.
С другой стороны, если сам процесс деятельности опосредует эмоциональные переживания, то такие эмоциональные переживания, как Б. Радость и увлеченность собственно трудовым процессом, преодолением трудностей, борьбой, отсутствие чисто функциональных переживаний, связанных только с операционным процессом. Удовольствие, которое мы получаем от самого рабочего процесса, — это прежде всего удовольствие, связанное с преодолением трудностей, то есть с достижением определенных частичных результатов, с приближением к результату, являющемуся конечной целью деятельности, к продвижению к нему. Таким образом, чувства, связанные главным образом с ходом деятельности, хотя и различны, но неотделимы от чувств, связанных с ее результатом. Их относительное различие связано со структурой деятельности человека, которая распадается на ряд подопераций, результат которых не обозначается как сознательная цель. Но подобно тому, как в предметной структуре действия действие, направленное на результат, воспринимаемый субъектом как цель, и частичные действия, которые должны к нему привести, связаны и преобразуют друг друга, так и эмоциональные действия связаны с процессом и действием. действие Переживает эмоциональные переживания, связанные с результатом деятельности. Последние обычно преобладают в трудовой деятельности. Осознание того или иного результата, поскольку цель сюжета его подчеркивает, отдает ему приоритет, в результате чего эмоциональное переживание в основном сосредоточено на нем.
Это отношение несколько меняется в игровой деятельности. Вопреки очень распространенному мнению, эмоциональные переживания в процессе игры не могут быть сведены к чисто функциональному удовольствию (за исключением первых, самых первых функциональных игр ребенка, в которых происходит первоначальное овладение его телом). Игровая деятельность ребенка не ограничивается функционированием, она также состоит из действий. Поскольку игровая деятельность человека является производной его трудовой деятельности и развивается на ее основе, в протекании игровых эмоций имеются черты, общие с теми, которые возникают из структуры трудовой деятельности. Однако, наряду с общими характеристиками, в игровой деятельности, а значит, и в игровых эмоциях имеются специфические черты. И игровое действие, исходя из различных мотивов, ставит перед собой определенные цели, но только эти задачи и цели являются воображаемыми. В соответствии с этими воображаемыми задачами и целями реальное развитие игрового действия приобретает гораздо больший удельный вес.
В связи с этим в игре значительно возрастает доля эмоций, связанных с реальным ходом действия, игровым процессом, хотя в игре важен результат, победа в соревновании, успешное решение задачи при игре в лото и т. ., далеко не равнодушны. Это смещение центра тяжести эмоциональных переживаний в игре связано и с иным, специфическим для него соотношением мотивов и целей деятельности.
Другое своеобразное смещение эмоционального переживания происходит в тех сложных видах деятельности, в которых разбивается разработка идеи, плана действия и его последующая реализация, причем первая выделяется в теоретическую деятельность относительно самостоятельную, а не достигаемую в ходе сама практическая деятельность. В таких случаях на эту начальную стадию может приходиться особенно сильный эмоциональный акцент. В деятельности писателя, ученого, художника разработка замысла его произведения может переживаться особенно эмоционально — более интенсивно, чем его последующая тщательная реализация; это начальный период проектирования, который часто приносит самые сильные творческие радости.
К. Бюлер ввел «закон», согласно которому в процессе развития положительные эмоции движутся от конца действия к его началу. Сформулированный таким образом закон не раскрывает истинных причин обобщающих его явлений. Истинные причины такого движения в ходе развития положительных эмоций от конца действия к его началу кроются не в природе эмоций и законе, заставляющем их блуждать от конца действия к его началу, а в изменение в ходе развития характера и структуры деятельности. В основном эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут быть связаны со всем ходом действия и его результатом. Если для ученого или художника начальный этап создания идеи для своего произведения может быть связан с особенно бурной радостью, то это связано с тем, что в этом случае само развитие идеи или замысла становится относительно самостоятельным и, кроме того, очень интенсивная, напряженная деятельность, течение и результат поэтому доставляет им очень светлые радости, а иногда и невзгоды.
Этот сдвиг эмоционального переживания от конца действия к его началу также связан с ростом сознания. Маленький ребенок, неспособный предвидеть результат своих действий, не может даже заранее, с самого начала, почувствовать эмоциональное воздействие более позднего результата; эффект может наступить только тогда, когда этот результат уже достигнут. Между тем у того, кто способен предвидеть будущие результаты и последствия своих действий, опыт, отношение будущих результатов действия к мотивам, определяющее его эмоциональный характер, может быть определено уже в самом начале.
Таким образом, выявляется разнообразная и многогранная зависимость эмоций человека от его деятельности.
В свою очередь, эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают внутренними побуждениями к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, определяются действительным отношением личности к окружающему миру.
Для выяснения роли эмоций в деятельности необходимо различать эмоции, или чувства, и эмоциональность, или аффективность, как таковые.
Ни одна реальная, реальная эмоция не может быть сведена к изолированной, «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности или аффективности. Всякая реальная эмоция обычно включает в себя единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания, так же как включает в себя в той или иной степени «волевые» моменты влечения, устремления, так как вообще в ней в той или иной степени выражается весь человек. или другие. Взятые в этой конкретной целостности, эмоции служат побуждениями, мотивами деятельности. Они определяют ход деятельности индивида, будучи в свою очередь обусловлены ею. В психологии часто говорят о единстве эмоций, аффекта и интеллекта, полагая, что в этом выражается преодоление абстрактной точки зрения, разделяющей психологию на отдельные элементы, или функции. Между тем в действительности по таким формулировкам исследователь обнаруживает, что он все же является пленником тех представлений, которые он стремится преодолеть.
Ведь нужно говорить не только о единстве эмоций и интеллекта в жизни человека, но и о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального как в самих эмоциях, так и в самом интеллекте. .
Если теперь выделить в эмоциях эмотивность, или аффективность как таковую, то можно сказать, что она вовсе не определяет, а только регулирует деятельность человека, определяемую другими моментами; делает индивида более или менее чувствительным к определенным импульсам, создает, так сказать, систему «ворот», расположенных на той или иной высоте в эмоциональных состояниях; приспосабливаясь, настраивая как рецептивные, обычно познавательные, так и двигательные, обычно действенные, волевые функции, определяет тонус, ритм деятельности, ее «настройку» на том или ином уровне. Иными словами: эмоциональность как таковая, то есть эмоциональность как момент или сторона эмоций, в основном определяет сторону или динамическую сторону деятельности.
Было бы неправильно (как это делает, например, К. Левин) переносить эту позицию на эмоции, на чувства вообще. Роль чувств и эмоций несводима к динамике, потому что они сами несводимы к одному эмоциональному моменту, взятому изолированно. Динамический момент и рулевой момент тесно связаны. Повышение восприимчивости и интенсивности действия обычно более или менее избирательно: в определенном эмоциональном состоянии, охваченном определенным чувством, человек становится более чувствительным к одним влечениям и менее - к другим.
Фрагмент для ознакомления 3
1) Аристова И.Л.Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. ДВГУ, 2003. 105 с.
2) Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Издательство: ЁЁ Медиа, 2012. 160 с.
3) Гамезо М.В., Домашенко И.А.Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
4) Давыдов, Василий Васильевич. Лекции по общей психологии : учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов, 2008.- 176 с.
5) Дмитриева Н. Ю.Общая психология: конспект лекций, серия «Экзамен в кармане»: Москва; 2007. – 75 с.
6) Дубравська Д.М. Основипсихології: Навчальний посібник. – Львів : Світ, 2001. – 280 с.
7) Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000. 464 с.
8) Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с
9) Кордуэлл М.Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с.
10) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.
11) Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011. – 583 с.
12) Максименко С.Д. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2004. – 528 с.
13) М’ясоїд П.А. Загальна психологія: Навчальний посібник. – Вища школа, 2000. – 479 с.
14) Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. – М: Юрайт-Издат, 2004 – 484 с.
15) Психологический словарь/ Ред. Зинченко В.П. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 2005. - 440 с.
16) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для вузов, 2003.- 713 с.
17) Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 576 с.
18) Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
19) Сорокун П.А. С 655 Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003 - 312 с.
20) Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.
21) Экман П.Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2010. — 334 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней