Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эффективность соревновательной деятельности в спорте базируется на формировании оптимального психо-эмоционального настроя спортсмена. Часто на важных соревнованиях складывается тяжелая эмоциональная обстановка, зависящая от реакции зрителей, взаимоотношений спортсмена и тренера, спортсмена и судей и ряда других факторов. Однако, спортивные достижения спортсменов зависят от его психологической подготовленности, умение преодолевать страх, тревогу и негативные факторы.
Спорт в его современном проявлении – это высочайшая демонстрация физической подготовленности спортсмена к соревнованиям в сочетании с психологической готовностью к ним. Зачастую ввиду унифицированности соревновательных действий, определение победителя обусловлено психологической готовностью. В связи с тем, что с каждым годом конкуренция в профессиональном спорте набирает обороты, а соревновательные результаты у спортсменов все более совершенны, особое значение в современном спорте уделяется вопросам эмоцинального выгорания спортсменов.
Проблема исследования стресса и синдрома эмоционального выгорания не нова для психологической науки, но в то же время ее актуальность не угасает. Тем более что с увеличением темпа жизни, повышением требований к работнику, увеличением объемов работы, отчетности и прочего современный человек все больше подвержен стрессовым состояниям, что, в свою очередь, влияет на общее состояние организма, на эффективность работы, ее качество и результат.
Актуальность данного исследования заключается в исследовании проблемы эмоционального выгорания спортсменов в процессе многолетней подготовки, что не эффективно сказывается на тренировочном процессе и соревновательных результатах.
Гипотеза: мы полагаем, что с увеличением стажа спортивной деятельности происходит нарастание степени синдрома эмоционального выгорания.
Объект – спортсмены.
Предмет- эмоциональное выгорание спортсменов.
Цель – теоретически и экспериментально обосновать проблемы эмоционального выгорания спортсменов.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме проблемы эмоционального выгорания спортсменов.
2. Исследовать особенности проявления эмоционального выгорания спортсменов.
3. Разработать практические рекомендации.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Исследование обладает следующей структурой:
-введение;
-две главы, разделенные на параграфы;
-заключение;
-список использованных источников.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме проблемы эмоционального выгорания спортсменов
1.1. Основные теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания
Феномен эмоционального выгорания, с нашей точки зрения наиболее основательно и объективно был исследован в работах таких зарубежных психологов и психиатров, как X.Дж.Фрейденберг и К.Maслак. В этих работах они определяют эмоциональное выгорание как физическое и эмоциональное истощение и утрату полноценного восприятия окружающей действительности. В России феномен эмоционального выгорания был изучен такими психологами, как В.В.Бойко, К.А.Дубиницкая, О.П.Бусикова и другие. Эти ученые определяют эмоциональное выгорание как, функциональный стереотип, позволяющий дозировать и экономить расход энергетических ресурсов человека[4; 15].
А такие ученые как О.И.Бабич, Е.Е.Алексеева, В.Н.Феофанов, Т.В.Редина придают определенное значение проявлению эмоционального выгорания, связанного с профессиональной деятельностью, и одновременно указывают на большое влияние социальной среды, из чего вытекает необходимость рассмотрения взаимосвязи профессиональной деятельности и влияния социальной среды.
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия в виде «упущенной прибыли» очень дорого обходятся организации.
В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание горения. Впервые этот термин предложил Фроуденбергерг для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических организаций.
Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [8; 13].
Интерес к исследованию синдрома выгорания вырос после того, как американские ученые Маслач и Джексон систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки. Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех группах переживаний (Рисунок 1.1.).
Рисунок 1.1.-Синдром выгорания проявляется в трех группа переживаний
Далее в исследованиях был выявлен широкий спектр негативных последствий выгорания. Так, межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами и т. д. «Выгорающие» на работе люди часто возвращаются домой раздражительными и эмоционально истощенными.
Они полностью поглощены рабочими проблемами, от которых не могут освободиться даже в кругу семьи или друзей. Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к клиентам, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации. Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций. В организации ухудшается психологическая атмосфера, возрастают текучесть кадров, абсентеизм, конфликтность, снижаются количественные и качественные показатели работы [4; 5].
Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли и др., а также в злоупотреблении психоактивными веществами и алкоголем.
Известный физиолог Павлов И.П. исследовал психические состояния в разнообразных патологических проявлениях. Нужно заметить, что Павлов воспринимал психологию наукой о психических состояниях и подчеркивал потребность в их исследовании. Павлов говорил: «Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния... когда мы прикладываем наши условные рефлексы к нервным, а затем к душевным болезням, то все-таки мы должны начинать, особенно в душевных болезнях с эмпирических форм, т.е. посмотреть, войти в субъективное состояние другого...» [10 с.15].
При этом можно сделать вывод о том, что изучение психических состояний позволит определить важнейшие качества личности. Симптомами выгорания являются постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты, связанное с ней; раздражение, направленное на коллег или на субъектов делового общения; отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не как к тому, что может приносить удовлетворение.
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный).
Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, особенно у работающих в некоммерческом секторе: воспитателей и учителей, медицинских сестер и врачей, социальных работников и консультантов телефона доверия. Выгоранию подвержены и те, кто работает в сфере услуг и управления в коммерческой сфере: агенты по продаже, риэлторы, менеджеры, особенно среднего и высшего звена. Все ситуации рабочего (делового) общения, отягощенные высокой ответственностью за людей (клиентов, пациентов, учеников, подчиненных), сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряженностью (когнитивной сложностью), становятся фактором риска выгорания работников. Выгорание – ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций, не просто результат, а следствие неуправляемого стресса [4; 15].
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.
Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Жертвы выгорания могут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Если личная жизнь не дает достаточных оснований для самоуважения и доказательств значимости, то «выгорающие» люди еще с большим усердием пытаются найти подтверждение смысла своей жизни и самоактуализироваться в работе. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и психологической зависимостью от нее ведет к накапливанию последствий стрессов и истощению запаса жизненной энергии человека.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.
Деперсонализация связана с возникновением равнодушного или даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Сниженная рабочая продуктивность (или редукция личных достижений) проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как к л Редуцирование персональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе.
В связи с этим синдром выгорания рассматривается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать данный феномен в аспекте профессиональной деятельности. Считается, что такой синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий