Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современные условия жизни общества требуют проявления умений коммуникации в различных быстро меняющихся обстоятельствах жизни и трудовой деятельности. ФГОС определены результаты образования в различных учебных заведениях, среди которых значительное место занимают метапредметные результаты, характеризующиеся способностью к правлению знаний в различных областях, практических умений применять эти знания и взаимодействовать в коллективе, «работать в команде». ФК и С всегда выступали важными средствами воспитания личности, в том числе и воспитания коммуникативных способностей.
В процессе занятий спортивными играми проявляются такие значимые личностные характеристики как лидерство, дисциплинированность, целеустремленность и др. Однако, для проявления лучших личностных качеств в условиях соперничества, противоборства, конкуренции важно уделять внимание процессу воспитания коммуникативных способностей, обеспечивающих игровую дисциплину, готовность прийти на помощь, брать ответственность за принятые решения и действия на себя и т.п. В психологической и педагогической литературе имеется немало данных о воспитании коммуникативных способностей, однако, информации о методике их воспитания в процессе занятий волейболом недостаточно. В связи с этим, актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречия между потребностью повышения качества воспитания детей подросткового возраста в процессе занятий физической культурой и спортом и недостаточностью методической разработанности вопросов воспитания коммуникативных способностей в процессе занятий волейболом.
Нами сформулирована проблема исследования: каковы методические основы воспитания коммуникативных способностей школьниц в процессе занятий волейболом.
Целью нашей работы является изучение теоретических основ воспитания коммуникативных способностей школьниц 6-7 классов.
Объектом исследования являются теоретические основы воспитания коммуникативных способностей детей 13-14 лет
Предмет – методика воспитания коммуникативных способностей школьниц 6-7 классов в процессе занятий волейболом.
В процессе работы следующие задачи:
1. Изучить такие понятия как «коммуникативные способности», «воспитание коммуникативных способностей».
2. Определить возрастные особенности развития детей 13-14 лет.
3. Изучить методические основы воспитания коммуникативных способностей школьниц 6-7 классов, занимающихся волейболом
Метод исследования: анализ литературных источников – учебной, учебно-методической и научно-методической литературы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КООМУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «коммуникативные способности»
Сегодня не существует ни одной сферы человеческой деятельности, в которой не было бы коммуникаций. Коммуникация – это вид активного взаимодействия между объектами любого рода, заключающийся в обмене информацией. Эта общая модель коммуникации была впервые предложена К. Э. Шенноном и У. Уивером в 1949 г. и охватывает различные информационные объекты, от технических устройств до животных и людей. Первоначальное значение термина «коммуникация» со временем немного изменилось и в настоящее время трактуется очень широко.
С одной стороны, если исходить из значения латинского глагола «связываться» (подключаться, связываться), то понятие коммуникации подразумевает передачу сигналов и сообщений, то есть обмен информацией между всеми объектами природного или искусственного происхождения. С другой стороны, понятие коммуникации этимологически тесно связано с такими понятиями, как общность, ассоциация [2].
Коммуникация – это процесс сознательной передачи информации посредством языка. Некоторые авторы отмечают, что коммуникативная функция языка и речи является их главной и основной функцией. Известна также невербальная коммуникация, которая может дублировать и поддерживать вербальную коммуникацию.
Одним из важнейших навыков современного человека является умение общаться. Их высокий уровень позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных сферах деятельности. Общение является неотъемлемой частью любого занятия, поэтому обучение коммуникативным навыкам подростков приводит к успехам в их школьном обучении. Коммуникативные способности представляют собой сложный комплекс качеств, в который входят: доброжелательность, желание и умение взаимодействовать, работать и просто общаться, учитывать интересы и планы товарищей, достигать общей цели, помогать друг другу, проявлять организованность и ответственность [4].
Если взять самые истоки понятия коммуникации, то проблемы коммуникации стали более активно изучаться со второй половины 20 века. В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» часто употребляются как синонимы. В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» также часто определялся как обмен мыслями и информацией в виде речевых или письменных сигналов, что, собственно, и означает «общение» [13].
Сегодня термин «коммуникация» часто используется в двух смыслах:
• путь сообщения, соединение одного места с другим (например, транспортные коммуникации, подземные коммуникации);
• общение, передача информации от одного лица (группы) к одному лицу (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с использованием языка и других форм коммуникативных сигналов.
Многие авторы по-разному понимают понятие «общение». Например, Б.В. Кашкин дает следующее определение термина «общение»: обмен мыслями, знаниями, чувствами, действиями.
Американские ученые Ф. Дэнс и К. Ларсон заявляют о существовании 126 определений термина «коммуникация». Все многообразие определений можно обобщить в три большие группы.
1. Коммуникации представляются как средство общения всех объектов материального и духовного мира, то есть как определенная структура.
2. Коммуникация – это общение, при котором люди обмениваются информацией.
3. Под коммуникацией понимают массовую передачу и обмен информацией с целью воздействия на общество и его составляющие [3].
Подростковый возраст характеризуется осознанием собственных растущих способностей, волей все делать самому, проявить себя среди других и потребностью в признании взрослыми своих прав. Поэтому деятельность, обеспечивающая наибольшую интенсивность для развития социальной активности подростка, должна соответствовать его потребности в самоутверждении, а также создавать условия для развития определенных типов отношений, свидетельствующих о признании подростка как личности. Коммуникативные способности начинают формироваться с дошкольного возраста, а в подростковом возрасте достигает определенного уровня развития и потребности. Обычно выделяют следующие условия, способствующие развитию коммуникативных способностей:
- обучение навыкам общения в процессе семейного воспитания, в дошкольных учреждениях, начиная с младшего школьного возраста, при организованном педагогом деловом взаимодействии учащихся, а также в различных практиках общения;
- развитие интеллектуального и личностного мышления, что помогает понять собеседника, ситуацию общения, а также формирует адекватную самооценку и положительное отношение к себе;
- развитие эмпатии, личностного отношения к сверстникам, направленность на сотрудничество, грамотная организация педагогического общения.
По мнению Г. А. Цукермана, подростковый возраст очень важен для развития коммуникативной компетенции, так как в этот период происходят существенные изменения во всех сферах, обеспечивающих эту способность. Значительно развивается практика общения, и построение межличностных отношений становится предметом собственной деятельности подростка. В исследовании Е.В. Хайанена, мы видим, что доминирующей деятельностью в подростковом возрасте является социально-психологическое экспериментирование. Это способствует развитию коммуникативных навыков и умений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
2. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации (для бакалавров) / О.Л. Гнатюк. - М.: КноРус, 2015. - 128 c.
3. Гойхман, О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. - М.: Инфра-М, 2018. - 253 c.
4. Дарманян, А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 33 (271). – С. 105-107.
5. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академического бакалавриата / А.О. Дробинская. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 546 c.
6. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям / Ю.Н. Клещев. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 216 c.
7. Мурзин, А. Р. Развитие коммуникативных навыков у подростков / А. Р. Мурзин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1.1 (105.1). — С. 18-20.
8. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2015. - 164 c.
9. Одинцов, А. Н. Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся / А. Н. Одинцов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 17.1 (121.1). – С. 31-37.
10. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.