Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая затрагивается в данной курсовой работе, связана с тем, что язык, выступая в качестве основного средства общения между людьми, является очень динамичной категорией, развитие или деградация которой зависит от социально-культурного контекста.
Для эффективного развития языка необходимы те социальные условия, где общение является для людей не только вынужденной мерой для удовлетворения своих минимальных потребностей, но и становится основой для формирования новых субстратов, связанных с духовным развитием личности каждого человека.
Современная молодежь создала специфическую языковую коммуникацию, которая зачастую непонятна другим поколениям, одним из инструментов построения которой является жаргон, используемый молодыми людьми в данный исторический период повсеместно.
Важную роль в построении молодежной языковой коммуникации современности играет тот факт, что российское государство является многонациональным, а потому здесь звучит речь, отнесенная к различным национальностям, языковым группам. На основе коммуникативно-этических норм формируется единый язык, понятный молодежи любой национальности.
Цель работы – проанализировать применение коммуникативно-этических норм в общении современной молодежи.
Объект работы – коммуникативно-этические нормы.
Предмет работы – применение коммуникативно-этических норм в общении современной молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач работы:
1. Охарактеризовать сущность и виды общения.
2. Описать понятие коммуникативно-этической нормы.
3. Дать общую характеристику общения современной молодежи.
4. Привести примеры использования коммуникативно-этических норм в общении современной молодежи.
Методы работы: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, моделирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на 4 параграфа, заключения и списка литературы.
Глава 1. Роль коммуникативно-этической нормы в процессе общения
1.1. Сущность и виды общения
Современный мир не представляется себе без общения, которое существует повсюду, заполоняя собой весь социум. Разумный современный человек использует общение как средство адаптации к сложным внешним условиям на всех уровнях – биологическом, социальном и духовном.
Функции общения огромны. Человек, который по той или иной причине совершенно лишен любого общения, страдает серьезными психическими отклонениями, поскольку он изолирован, не получает информации извне, а также не может передать людям того, что хочет сказать он .
В одиночных камерах преступники сходили с ума и совершали суициды. Для многих отсутствие общения является гораздо более тяжелым состоянием, чем ожидание близкой смерти.
Общение, по сути, свойственно, не только у людей, животные также передают друг другу некую информацию посредством собственного «языка», который является невербальным, не содержит в себе словесной коммуникации, но при этом понятен всем животным, на которых он направлен.
В научной литературе существует огромное количество различных классификаций общения, с выделением множества его видов и типов .
На рисунке 1.1 представлена классификация видов общения по содержанию.
Рисунок 1.1. – Классификация видов общения по содержанию
На рисунке 1.1 видно, что в научной литературе выделяют 5 основных видов общения, которые связаны с его содержанием.
На первом месте стоит материальное общение, которое помогает людям лишь обмениваться необходимой для жизни информацией.
На более высоком, когнитивном уровне общения, люди способны также дать другу важную информацию, но отличие состоит в том, что эта информация не обязательно связана с самыми примитивными потребностями человека, она помогает не выжить, а интеллектуально и духовно развиваться .
На уровне кондиционного общения люди оказывают друг на друга определенное психологическое влияние. Здесь осуществляются манипулятивные действия, подстройка личности под общество и многое другое, что затрагивает уже не только познавательную, но и эмоционально-волевую сферу личности человека.
В структуру мотивационного общения людей входит осознанный или неосознанный обмен целями и потребностями. В процессе общения люди готовы делиться друг с другом своими планами, мечтами, причем это не зависит от того, связаны ли они с этим конкретным человеком или нет. В процессе реализации данного вида общения люди обычно позитивны и стараются друг друга выслушать и поддержать .
Наконец, деятельностное общение, как видно из его названия, осуществляется в процессе совместной деятельности людей. Когда люди вместе что-то делают, общение неизбежно, поскольку они должны передавать информацию друг другу о выполненной задаче, недоработках, небходимости продолжить работу в конкретном направлении.
Именно в деятельностном общении коммуникация является хоть и вынужденной, но самой тесной и обычно конструктивной.
Кроме рассмотренных видов общения, существует еще деление данного процесса на деловое и личное общение .
Данная типология в какой-то степени вытекает из рассмотренной выше, поскольку содержание общения обуславливает его цели. Так, деловое общение является разновидностью деятельностного, т.е. оно необходимо для того, чтобы передавать деловую информацию от одного человека к другому.
Личное же общение обычно спонтанно, не ставит перед собой конкретных целей, оно осуществляется в связи с обычной коммуникационной потребностью человека .
На рисунке 1.2 представлена классификация видов общения по средствам.
Рисунок 1.2. – Классификация видов общения по средствам
Как видно на рисунке 1.2, в соответствии со средствами, которые выбираются для осуществления процесса общения, выделяют 7 его основных видов .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова С.М. Языковая коммуникация. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Антоневская М.В., Круглякова В.Д., Петренко Е.Ф. Психология общения. – Волгоград: Ижора, 2016. – 463 с.
3. Арбузова К.А., Суркова И.К., Домрачева И.М. Система коммуникативных норм в общении современной молодежи // Психологическое обозрение. – 2016. – № 10. – С. 54–67
4. Артемьева С.С., Глинская А.В. Проблемы эффективности языковой коммуникации // Сборник статей Волгоградского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 55–67
5. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к применению коммуникативных норм в процессе общения// Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
6. Богдановская Е.А., Щербакова А.С. Современная молодежь: социально-психологический портрет. – Екатеринбург: Эксперт, 2016. – 70 с.
7. Боровикова М.И., Алтынина Л.М., Скрипникова А.А. Современные подходы к применению специфических коммуникативных технологий: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Инновационное развитие современного общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. – С. 25–40
8. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Показатели эффективности общения в современном мире // Психологическое обозрение. – 2017. – № 1. – С. 40–52
9. Валентинова С.С., Куприянова А.В. Основы современной коммуникации. – Тверь: Зеркало, 2012. – 390 с.
10. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы исследования развития и формирования языковых норм коммуникации в современном мире // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Развитие российского общества в XX и XXI веках: социологический аспект». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
11. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности общения современной молодежи // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества в России и за рубежом». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2018. – С. 97–116
12. Дементьева А.А., Голубинская И.М. Молодежная и подростковая языковая культура. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 297 с.
13. Демиденко С.С., Хватова А.В., Порогина В.В. Применение этических норм в современной коммуникации: анализ языкового материала // Сборник статей Нижегородского государственного университета. Вып. 1. Языкознание. – Н. Новгород: Издательство НижГУ, 2018. – С. 40–50
14. Дурягина И.И. Особенности развития молодежной коммуникации в современной России. – Тверь: Диамант, 2016. – 230 с.
15. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Особенности социальной коррекции ненормативности молодежной коммуникации // Материалы научно-практической конференции «Организация социальной работы в Российской Федерации и тенденции ее развития». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
16. Казанцева Е.В., Петренко Р.А., Овсянникова С.А. Методы и принципы формирования и развития норм общения в современном мире. Сравнение, перспективность, тенденции. – Ульяновск: Старт, 2018. – 80 с.
17. Кравцова Е.К. Социология коммуникации. Вчера, сегодня, завтра. – Воронеж: Слава, 2016. – С. 106–120
18. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития коммуникативных норм в современном российском обществе // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2018. – С. 59–72
19. Москалева А.А. Социология современной молодежи: культурный и языковой аспекты. – Владикавказ: Южное издательство, 2017. – 390 с.
20. Москвина Ю.В., Малинина Н.С. Принципы формирования языковой картины современной молодежной среды // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 6. Социология. – Краснодар: Издательство КубФУ, 2015. – С. 40–52
21. Холодова Д.А., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Сравнительный анализ коммуникативных норм XX и начала XXI веков // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 212–223
22. Чеботарева В.М., Коноваленко А.А., Христосова Н.Е. Состав и структура этических норм в современном общении // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития коммуникации в современной социально-культурной действительности». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2017. – С. 199–208