Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Русский язык является одним из основных предметов общего образования, поскольку владение языком позволяет приобрести богатейший опыт предшествующих поколений и познакомиться с различными сторонами общественной жизни, чтобы стать культурным и образованным человеком.
Учащиеся, которые плохо учатся, являются постоянной проблемой в школах. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности сталкивается со многими учениками, испытывающими трудности в обучении.
В настоящее время система образования сталкивается с проблемой постоянно растущего числа учеников с трудностями в обучении. Эта проблема изучалась многими учеными, педагогами и психологами: К.Д. Ушинским, Л.В. Занковым, В.Г. Горецким, В.И. Цыпулиной, Е.В. Вельдиной, В.Н. Селиверстовой и др.
Русский язык - очень сложный предмет, особенно для учащихся начальной школы. Именно поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку стоит особенно остро. Эта тема всегда будет актуальной, так как причин ее возникновения множество. Учителю невозможно знать все причины, так как они очень индивидуальны. Однако необходимо всеми способами выявить их и по возможности устранить.
Если не выявить причины трудностей в обучении русскому языку в начальной школе, невозможно эффективно работать над их преодолением и в конечном итоге повысить успеваемость учеников.
Причины школьной неуспеваемости постоянно меняются и дополняются. Поэтому необходимо постоянно искать более эффективные пути и методы их устранения. Учитель не должен быть равнодушным к причинам неуспеваемости и оставлять их без внимания.
Предметом нашей работы является процесс изучения русского языка.
Цель: выявить наиболее актуальные причины неуспеваемости детей по русскому языку и найти наиболее эффективные методы и приемы их предупреждения и коррекции.
Задачи:
1. Изучить профилактику и коррекцию неуспеваемости младших школьников в усвоении русского языка.
2. Рассмотреть основные трудности при обучении младших школьников русскому языку.
3. Изучить и перечислить активные методы обучения как средства профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников по русскому языку
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1.1. Профилактика и коррекция неуспеваемости младших школьников в усвоении русского языка
Дисциплина «Русский язык» в общеобразовательной школе является одной из основных, поскольку, овладев им, человек способен усвоить богатый опыт предков, узнать разные стороны социальной жизни, стать образованной личностью. Опираясь на эти положения, изучение русского языка в период реформирования образования в стране становится злободневной. [1, c. 45]
В системе современного образования начальной школы «Русский язык» является, пожалуй, важнейшей частью дисциплин и является курсом систематических знаний в области лингвистики, изучение, которого диктует привитие детям младшего школьного возраста определенных теоретических понятий. По предотвращению плохой успеваемости в качестве педагогической терапии в отечественной школе предлагаются дополнительные уроки. А также проводятся занятия в так называемых «группах выравнивания». [2, c. 64] Их преимуществом является штат специально подготовленных педагогов, которые осуществляют серьезную психолого-педагогическую диагностику «отстающих» детей, подбирают индивидуальные и групповые средства обучения и воспитания.
Поскольку основной фокус современной школы – качественное образование, постольку вопрос неуспеваемости актуален для каждого учителя начальных классов. Возраст ребенка начальной школы – наиболее благоприятный период для регулирования пробелов в образовании и воспитании ребёнка, для усиления и развития отличных качеств личности, сформировавшихся до обучения в школе.
Основные группы неуспевающих учеников, имеющих: 1. неразвитые способности (несформированное развитие внимания, плохая память, несформированность мышления, умений и навыков, направленных на познание мира и т.д.), сочетаются с положительным отношением к обучению; 2. достаточные способности наряду с нерадивым отношением к учению; 3. неразвитые способности и отрицательное отношение к учебе. Слабое речевое развитие является основной причиной не успешности младших школьников. При всем этом программа коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе не имеет раздела по речевому развитию учащихся. [3, c. 90] Вслед за Ю.К.Бабанским, мы считаем, что школьники с нерадивым отношением к учебе нуждаются, прежде всего, в исправлении определенного отставания в развитии мышления, в развитии навыков учебно-познавательной деятельности, в преодолении негативного отношения к учению и несчастливых семейных отношений. Ю.К.Бабанский выдвигает рекомендации для учителей: дифференцированно-групповой подход к слабоуспевающим учащимся; изменение линии общения школьника; устранение психологической напряженности и неравного положения неуспевающих школьников в ученическом коллективе; а родителям рекомендует наладить психологический климат в семье; лечить заболевания, снижающие работоспособность.
Результат исследований Н.А. Менчинской показал, что слабоуспевающим детям при выполнении их домашних заданий активно помогают взрослые, и чтобы научить с их самостоятельно мыслить, им необходимо систематически оказывать помощь при этом, постепенно снижая долю содействия родителей для расширения «зоны» самостоятельного мышления. Система заданий, предлагаемых школьникам со сниженной обучаемостью, должна включать поэтапное возрастание требований по самостоятельному их выполнению. [4, c. 30] Необходимо тщательно дифференцировать задания с применением приема наводящих ответов, при этом подсказка скрупулезно дозируется – от явной до скрытой. Успех в решении такого рода задач будет благоприятствовать генерированию положительной мотивации к обучению, поощрение со стороны учителя, на его оценку товарищами и самооценку. Характер подсказывающих ответов может варьироваться: это может быть и детализация задания, и коллективное решение подобной задачи, и непосредственная рекомендация метода, с помощью которого она решается, и предостережение от ошибки. Помощь может быть оказана также в виде различных наводящих вопросов. Дифференцированные (более трудные задания) имеют воспитывающее значение и для учащихся с высокой степенью обучаемости. Осознанная ими необходимость преодоления сложности в учебной работе, получение ими иногда более низких баллов – все это может привести к изживанию нежелательного «препятствия», которое иногда появляется между учениками, имеющими несомненную репутацию «отличников», и менее успешными. Этот метод предохраняет переход успевающих учеников в слабоуспевающие. [5, c. 42]
Прием уровневой дифференциации – это осуществление системы последовательно (от этапа к этапу углубления познания) выдвигаемых индивидуально-дифференцированных заданий, задач, упражнений с опорой на достигнутый уровень и ориентацией перспективного уровня углубления познавательной деятельности. В ходе этого процесса устраняется конфликт между познавательными возможностями и затруднениями школьников. [6, c. 30] Согласно разработанной Н.О. Мироновым системе самостоятельного опроса учащихся, при которой дифференцированный подход к обучению осуществляет сам ученик, а учитель только предоставляет условия его исполнения, используются стенды с различными по степени сложности заданиями и ответами на них. По мнению автора, такой подход к дифференцированному контролю устраняет психологическое напряжение у школьников при опросе, обеспечивает рост уровня стремлений слабоуспевающих школьников и способствует генерации у них адекватной самооценки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (методические основы) – М. : Просвещение, 1982. – 192 с.
2. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. – Ростов-на-Дону, 1972. – 523 с
3. Бабенышева Л.Ф. Формирование у слабоуспевающих школьников умения самостоятельно планировать учебную деятельность: Дис. ... канд. пед. наук / Л.Ф. Бабенышева. - Ростов-на-Дону, 1974. - 199 с.
4. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя / К.В. Бардин. - М.: Просвещение, 1987. - 112 с.
5. Белокур Н.Ф. Анализ причин неуспеваемости школьников / Н.Ф. Белокур // Неуспеваемость и пути ее предупреждения / Под ред. С.Е. Матушкина. - Челябинск, 1968. - С. 5-52.
6. Веселова H.H. Педагогические условия коррекции недостатков учебной деятельности детей риска: Дис. ... канд. пед. наук / H.H. Веселова; Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников нар.образования Моск. обл. - М., 2000. - 120 с.
7. Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. — М.: Знание, 1982.
8. Калмыкова З. И. Умственное развитие школьников, отстающих в учении // Н.П. Локалова. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
9. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова – М.:Педагогика,1978 – С. 253-268.
10. Менчинская Н.А. О концепции формирования умственных действий // Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович – М.- Воронеж: изд-во ИПП, НПО «МОДЭК», 1998 – С. 367 – 383.
11. Миронов Н.О. О дифференцированном подходе к слабоуспевающим учащимся в процессе обучения / Н.Миронов // Учитель. - 2001.- № 2 — С. 10-13.
12. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособие для учителей / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 1991.-192 с.
13. Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся / B.C. Цетлин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
14. Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.
15. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г.И. Щукина. - М.: Учпедгиз, 1962. — 230 с.