Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Социальный прогресс – это всегда создание условий для всестороннего развития каждой личности. На современном этапе развития общества стоит важная задача этического воспитания школьников. эта работа всегда была актуальной в практике всей образовательной среды. Этическое воспитание призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, навыки соответствующего поведения, этические представления. Этика является наукой, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, её специфику и роль в обществе. Она изучает нравы и обычаи. Ценности и традиции народа.
Этика исследует мораль как специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и др. Этическое развитие и воспитания учащихся, формирование у них моральных представлений связано с развитием их эмоциональной сферы. Не так сложно передать школьнику знания об этической норме поведения и требовать при этом выполнение школьником моральных правил. Гораздо сложнее выработать у субъекта определенное отношение к моральной норме и желание следовать в правильном направлении. Знаний лишь этических норм недостаточно для того чтобы школьник самостоятельно и по собственному желанию, поступал нравственно. Вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ученика особенно актуален в истории современной педагогики.
Цель работы: выявление возможностей и условий этического воспитания школьников на уроках истории.
Объект исследования: процесс этического воспитания школьников на уроках истории.
Предмет исследования: урок истории как средство этического воспитания школьников.
Задачи:
1. Изучить категорию - этическое воспитание и проблемы его реализации.
2. Рассмотреть возможности уроков истории для этического воспитания школьников.
3. Описать организационно - педагогические условия для этического воспитания школьников на уроках истории.
4. Предложить методические рекомендации для этического воспитания школьников на уроках истории.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблем этического воспитания на уроках истории
1.1. Этическое воспитание и проблемы его реализации
Этически воспитанным является человек, который усвоил многие нравственные знания и навыки. Он ведет себя в соответствии с ними в любых ситуациях. Соответствующие мотивы побуждают его к определённому поведению в обществе. Под этическим воспитанием понимают систематическое и целенаправленное воздействие на сознание, поведение и чувства воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [7].
Как и любое другое воспитание, нравственное воспитание педагоги обеспечивают в ходе целостного учебно-воспитательного процесса. Ведущей целью образовательного процесса является триединая образовательная цель – обучение, воспитание и развитие личности ученика. В традиционной образовательной модели чаще всего приходилось слышать про формирование знаний, умений и навыков (ЗУН). Речь, безусловно, не идёт о том, что в традиционной модели не занимались воспитанием и развитием детей. Тем не менее, формирование ЗУН, прежде всего, говорило о том, что основной акцент в образовательном процессе всегда ставился на обучение детей. В настоящее время учебно-воспитательный процесс реализуется на основе системно – деятельностного подхода.
В данной образовательной среде требования к конечному образовательному результату детей сильно изменились. Сегодня каждый педагог в рамках своей учебной дисциплины формирует у него предметные, метапредметные и личностные результаты. Образовательный процесс также реализуется на основе личностно ориентированного обучения. Можно говорить о том, что педагог помимо предметного образовательного результата должен формировать у детей метапредметные результаты, представленные в ФГОС на каждой образовательной ступени универсальными учебными действиями (УУД). Сами УУД, в свою очередь представлены регулятивными, познавательными и коммуникативными действиями.
Каждый учитель знает, что обучить ребёнка проще, чем его воспитать, или развить, в какой либо области. Любое воспитание связано с формированием личностно-значимых качеств каждого субъекта. в той же традиционной модели рассматривали многие виды воспитания, в частности, трудовое, эстетическое, патриотические и др. При этом каждый из этих видов характеризовался сформированностью личностных полезных качеств субъекта. сегодня все эти свойства и качества формируются у детей через УУД. Которые каждый учитель должен формировать средствами и содержанием своего учебного предмета.
Очевидно, что лишь запоминание существующих моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки [10]. Можно говорить о том, что неправильное представления детей о дружбе, доброте, честности, справедливости и др., часто являются причиной конфликтов между ними. На любом из уроков, будь то, история, литература и др., педагогу необходимо выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми. Очень важно понимать, какое именно содержание вкладывают они в понятия доброта, честность, справедливость и др. Насколько правильно дети представляют, какие последствия могут за собой повлечь проявления жестокости, лживости, себялюбия и др. Любой цикл гуманитарных дисциплин позволяет рассматривать данного рода категории.
Но необходимо отметить, что именно на уроках истории необходимо целенаправленно воспитывать школьников этике и нравственности, поскольку весь содержательный материал учебной рабочей программы позволяет это делать. Ж.Ж. Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания:
- воспитание добрых чувств;
-воспитание правильных суждений;
- воспитание доброй воли.
Самое главное, по его мнению – это развитие положительных эмоций, на второй. Далее по значимости было - воспитание доброты и затем воспитание у субъекта понимания положительных поступков [9]. Дети часто по-своему понимают, что такое правила поведения. В силу своего незрелого возраста им часто кажется, что озорство и шалости могут выглядеть как геройские поступки. В подростковом возрасте многим школьникам кажется, что грубость и хамство есть проявление самостоятельности и др. Они не признают правил вежливости и хорошего тона. Безусловно, многие из этих личностных качеств развиваются и формируются в семье. Тем не менее. в образовательном процессе воспитание занимало и будет занимать ведущее место. Именно школа должна вооружать учеников научными знаниями о нормах и принципах морали. Системность изложения данных норм и правил позволит сформировать у детей правильные нравственные установки в их поведении.
Во все времена в процессе воспитания подрастающего поколения придавалась большое значение этике и нравственности. Практически все великие деятели вели разговор о том, что среди молодёжи нарастает духовный и нравственный кризис. Сегодня тоже многие деятели говорят о том, что в современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей. Здесь необходимо отметить, что в системе современного воспитания в образовательных организациях проблема нравственности стоит превыше всего. Понятие этическое, или нравственное воспитание охватывает сегодня все стороны жизни и деятельности каждого школьника.
Процесс нравственного воспитания заключается в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками. Дети усваивают определенные нравственные и этические нормы. При этом у них формируется моральное сознание личности, и развиваются нравственные чувства. Постепенно у детей вырабатывается навык и привычка нравственного поведения. Нравственность всегда рассматривалась как сложная и многоуровневая система, которая сочетает в себе такие качества человека как разум, волю и чувства. В конечном счёте, у субъекта создаётся стойкая система моральных убеждений, благодаря которой человек понимает, что такое граница между нравственным, и безнравственным. Выражаться это может в устойчивых нравственных привычках. Подобная система личностных убеждений может говорить о моральной зрелости человека. При этом наблюдается признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности у школьника.
Любое воспитание – это процесс целенаправленного развития и становления человека как личности. Это структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, целью которого является формирование востребованного и ценного для общества человека. Именно воспитание нравственности и морали ученика определяют в современной образовательной среде как комплекс нравственного становления личности. Его аспекты следующие:
1.Нравственный облик. Воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним.
2. Нравственная позиция. Способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств. Умение различать границу между плохим и хорошим.
3. Нравственные чувства. Честь, чувство долга, любовь к Родине, умение нести возложенную ответственность и др.
4. Нравственное поведение. Умение себя вести, проявление понимания и послушания.
Под нравственностью понимают внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе[31,с.104]. В процессе своего взросления школьник узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах. Он осваивает определённую систему ценностей, убеждений и принципов. Это не есть слепое подчинение чему-либо. Истинно нравственный человек ведёт себя одинаково благородно в любой ситуации и в любом окружении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абачиев, С.К. Основы нравственных ценностей [Текст] / С.К. Абачиев. – Москва. – 2010. – 472 c.
2. Андреев, В.Н. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного развития [Текст] / В.Н. Андреев. – Казань, 2002. – 272 с.
3. Александрова, И.Б. О некоторых особенностях блогов [Текст] /И.Б. Александрова // Русская речь. – 2007. – No 4. – С. 49–54.
4. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения [Текст] / М.Н. Аплетаев – Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. – 256 с.
5. Ахмедьянов, А.Г. Экзистенциальные основы духовно-нравственного воспитания [Текст] / А.Г. Ахмедьянов. – Москва, – 2012. –150 с.
6. Богуславская, Н.Е. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Н.Е. Богуславская // Молодой ученый. – 2014. – No 9. – С. 458–460.
7. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект [Текст] / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
8. Власова, О.В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность [Текст] / О.В. Власова. – Саратов, 2011. – 54 с.
9. Владимир Путин призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее и продолжать борьбу с фальсификациями истории URL: https://www.kommersant.ru/doc/2956353 (дата обращения 12.01.2023).
10. Вырщиков, А.Н. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 271 с.
11. Гринев, В.И. Воспитание патриотизма на уроках истории / В.И. Гринев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — No 5.6
48 (109.6). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26985/ (дата обращения 12.01.2023).
12. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – Москва: Просвещение, 2012. – 32 с.
13. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.
14. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 141–149.
15. Елисов, А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 12.01.2023).
16. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2012. – 125 с.
17. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
18. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2011. – 320 с.
19. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
20. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст] / И.С. Марьенко. – Москва, 2005. – 219 с.
21. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - No 1. - С. 93 - 101.
22. Парменов, А.А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Пенза: ИПКиПРО, 2000. Ч. 2. С. 54—62.
23. Селиванова, О.К. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] / О.К. Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. – No 10. – С. 21–23.
24. Солдатенкова, Н.А. Основы нравственности в семье [Текст] / Н.А. Солдатенкова, К. А. Кочегаров, Р. М. Мухаметшин; Под. ред. Н. А. Сахарова. – Москва, – 2010. – 204 с.
25. Соловцова, И.А. Духовное воспитание: система понятий [Текст] / И.А. Соловцова // Педагогика. – 2008. – No 4. – С. 11–17.
26. Тетуев, А.И. Патриотическое воспитание учащихся на материалах истории Великой отечественной войны. URL: http://imk.shpl.ru/moodle/file.php/4/patriot/tetuev_patriatich_vospitanie.pdf (дата обращения 12.01.2023).
27. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст]: Пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов. – Москва, 2003. – 415 с.
28. Холманская, Л.И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – No 12. – С. 45–47.
29. Шакенова, Т.Ж. Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности / Т.Ж. Шакенова. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/5745 (дата обращения 12.01.2023).
30. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека – фактор духовно-нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. – 2011. – No 2. – С. 11–18.
31. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская. – Санкт-Петербург, – 2003. – 413 с.