Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы во всем мире кардинально изменилось отношение к феномену культуры. Современные люди пришли к осознанию важности культуры в современном социуме, а также пониманию того факта, что культура является мощным двигателем социально-экономического развития современного общества.
Постпозитивизм, в рамках которого развивается современная культура, характеризуется эклектичностью, смешению самых различных компонентов. Эта его особенность делает сложным понимание современной культуры.
Сложность также состоит в том, что современная культура характеризуется глобализацией и интернационализацией. На национальные культуры начинают оказывать влияние другие культуры, идет взаимопроникновение культур.
Если говорить о современной ситуации в России, то интернационализация и глобализация привели к большому комплексу проблем. Граждане начали забывать о своих национальных корнях и особенностях.
И одной из основных задач современных СМИ является помощь гражданам ориентироваться в сложных вопросах современной культуры.
Ведущее место в этом процессе отводится цифровым СМИ. Цифровые СМИ обладают рядом характеристик, которые роднят их с традиционными. Однако у них есть особенности, присущие только им.
Основными отличительными особенностями цифровых СМИ являются: возможность получения доступа к платному контенту, гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность. Помимо этого цифровые СМИ имеют возможность быстрого обновления публикаций и материалов, а также предоставляют информацию из любой точки Земли.
Актуальность темы исследования определяется отсутствием исследований того, каким образом репрезентуется культурная информация в разных цифровых СМИ, не проведено сравнение способов и методов донесения культурной информации до пользователей разными цифровыми СМИ.
Целью работы является выявление особенностей репрезентации культурной информации на медиаресурсах «РИА-Новости» и «Lenta.ru».
С учетом поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- уточнить смысл понятия «культура»;
- охарактеризовать роль культурной информации в современном обществе;
- проанализировать репрезентацию культурной информации на «РИА-Новости»;
- изучить репрезентацию культурной информации на «Lenta.ru».
Объект исследования репрезентация культурной информации в современных цифровых СМИ.
Предмет исследования – особенности репрезентации культурной информации на порталах «РИА-Новости» и «Lenta.ru».
Степень научной разработанности проблемы. Исследование репрезентации культурной тематики в СМИ тема не новая. Однако появление цифровых СМИ потребовало конкретизации ранее полученных знаний, так как привело к расширению интересов пользователей к информации по проблемам культуры. Именно изучение возможностей новых цифровых СМИ в данном направлении требует дальнейшей разработки.
Исследованию культурологической проблематики в СМИ посвящена отдельная глава пособия «Проблематика СМИ». Пособие подготовлено специалистами кафедры периодической печати МГУ: Т.И. Фроловой, Г.С. Вычубом и М.В. Шкониным.
Необходимо отметить также кандидатскую диссертацию Е.П. Семишовой на тему «СМИ в пространстве современной гуманитарной культуры».
Однако многие аспекты репрезентации культурной информации в цифровых СМИ остались не исследованными.
Теоретическая база исследования. Исследование культурной проблематики в СМИ предполагает опору на функции современной журналистики. Этому аспекту в последние десятилетия особое внимание уделяли такие исследователи, как: А.А. Тертычный С.С., Л.Е. Распопова, Е.П. Прохоров, М.М. Лукина, Г.В. Лазутина, Л.Е. Кройчик, М.Н. Ким, Е.Л. Вартанова, А.С. Вартанов и др.
Основными исследователями культурных развлекательных форм как рекреативного компонента СМИ являются: Ю.А. Стрельцов, B.C. Моисеева, Л.А. Акимова, Н.А. Хренов, А.Я. Флиер, Э.В. Соколов, Б.Д. Парыгин, Ю.А. Левад, Г.Е. Зборовский.
Рекреативные функции в числе прочих функций журналистики исследовали: И.Д. Фомичева, Л.Н. Федотова, Е.П. Прохоров, М.М. Назаров, Г.С. Мельник, Г.В. Кузнецов, С.Г. Корконосенко, Н.Н. Богомолова.
Содержательные, жанровые, морально-этические аспекты рекреативных возможностей масс-медиа анализируют теоретики и практики СМИ: С.С. Смирнов, А.Е. Роднянский, И.А.Новикова, С.А. Муратов, А.В. Колесниченко, E.Л. Вартанова, А.С. Вартанов, М.Е. Аникина, С.Н. Акинфиев.
Анализу специфики медиаобразования и медиакультуры и их воздействия на социум в конце XX - начале XXI века посвящены работы Я.И. Тяжлова, А.В. Фёдорова, А.П. Короченского, Н.В. Кирилловой и др.
При написании курсовой работы были использованы метод анализа литературы, а также методы анализа, синтеза, сравнения.
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ЦИФРОВЫХ СМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Роль культурной информации в жизни современного общества
Термин «культура» является многозначным и в самом общем понимании означает «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [8, С. 374].
В философии культура рассматривается как «многообразие различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д.».
Ученые отмечают также, что культура образует «исторически накапливаемый социальный опыт». Она может хранить, транслировать и генерировать программу деятельности, общения и поведения людей.
В научных трудах многих современных исследователей подчеркивается ключевая роль СМИ в трансляции всего, что связано с культурой: ценностей, стереотипов, культурного опыта.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дзялошинский, И. М., Дзялошинская, М. И. Концепция современного периодического издания [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: МедиаМир, 2012. 321с.
2. Жирков, Г.В. Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе [Текст] / Г.В. Жирков // Просветительская миссия журналистки: к 300-летию русской печати. Сб. Вып. 3. − СПб., 2004. − С. 75 – 98.
3. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики [Текст] / С.Г. Корконосенко. − М.: Аспект Пресс, 2001. 312с.
4. Короченский, А. П. Журналистика и медиаобразование в XXI веке [Текст] / А.П. Короченский // : Ж 92 сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. - 368 с.
5. Курышева, Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика [Текст]: учебное пособие / Т.А. Курышева. — М., 2007. 213с.
6. Лазутина, Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 320 с.
7. Лукина, М.М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры, типы [Текст] / М.М. Лукина // Вестник МГУ, серия 10 «Журналистика». – 2001. - № 6. С. 87-95
8. Лукина, М.М., Фомичева, И.Д. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text19/034.htm (Дата обращения 12.01.2023)
9. Никитенко, А.А. Видовая и типологическая дифференциация интернет-СМИ: теория и прагматика [Текст] // Дисс… к.ф.н. – Воронеж, 2013. 143с.
10. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики [Текст] / Е.П. Прохоров. – М., 2013. 412с.