Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ ПО ВЛИЯНИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1 Общее представления о темпераменте в системе психологических знаний 5
1.2 Основные типы темперамента 7
1.3 Поведенческие реакции человека в зависимости от типа темперамента 11
Выводы по I главе 15
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 16
2.1. Методы исследования, авторы методов, требования к проведению метода 16
2.2. Методики исследования, авторы, требования, инструкция, условия проведения 17
Выводы по II главе 21
Заключение 22
Список литературы 24
Приложения 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Индивидуальные черты личности сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Они определяют привычки, манеру поведения, вкус и потребности. Двух одинаковых людей не существует, поэтому объектом психологии всегда являлись особенности личности человека и его поведение.
На всем протяжение своего развития психология накопила большой материал, позволяющих охарактеризовать человека на основе его психической деятельности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что темпераментные черты личности влияют на стили поведения людей в различных ситуациях. Поведенческие реакции человека напрямую связаны с темпераментом. Поэтому для нашего исследования важно определить, в какой степени темперамент влияет на поведение человека.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследования в области темперамента всегда интересовали психологом. Данной теме были посвящены работы различных исследователей, таких как П.Ф.Лесгафт, Э. Кречмер, У. Шелдон, Я. Стреляу, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.М. Русалов, П.К. Анохин, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин.
Объект исследования: темперамент как свойство человека.
Предмет исследования: влияние темперамента на поведенческие способности человека.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние темперамента на поведение человека.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику понятию «темперамент»;
2.Рассмотреть типы темперамента и их различия;
3.Описать влияние темперамента на поведение человека;
4.Рассмотреть методики исследования темперамента и их особенности использования.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ ПО ВЛИЯНИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Общее представления о темпераменте в системе психологических знаний
Темперамент относится к психическим свойствам личности, которые вызваны подвижностью нервных процессов. Темперамент влияет на психические свойства личности обуславливает характер человека, его способности.
Для того чтобы определиться с сущностью понятия «темперамент» представлен анализ разных трактовок с применением контент-анализа (Таблица 1).
Таблица 1
Контент-анализ определения понятия «темперамент» разных авторов
Автор Содержание понятия
1 Б. М. Теплов [19] Под темпераментом понимает совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью.
2 Г. Олпорт [4] Темперамент, по мнению автора, определяется как эмоциональная природа человека, которая обуславливает скорость реагирования и настроение индивида.
3 И. П. Павлов [15] Темперамент отожествлял с типом нервной системы и считал, что в основе разделения темперамента служит разные процессы нервной системы: подвижность, возбуждение, торможение и равновесие.
4 В. Д Небылицин [13] Под темпераментом понимает динамические способности психической деятельности человека, т.е.
5 М. Ротбэрт [25] определяет темперамент как конституциональные индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции.
Таким образом, общим для всех рассмотренных определений является то, что темперамент как качество личности обусловлен врожденными особенностями нервной системы и определяющие стиль деятельности человека.
Психологи активно стремились доказать, что темперамент – есть категория психологическая. Данное положение подтверждается тем, что многие исследователи при определении термина основываются на его влиянии и сущность психических процессов.
Темперамент рассматривается с разных сторон. С биологической стороны темперамент определяется деятельностью нервной системы, которая выражается в способности эмоциональной сферы, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.
Несмотря на глубину исследований в настоящее время темперамент не раскрыт полностью и остаётся ряд нерешенных вопросов. Имеющиеся теоретические и практические положения позволяют нам свидетельствовать, что темперамент определяется не только качества личности человека, но и отвечает за то, как человек будет формировать свою личность в социальной обществе.
Как и любое явление, темперамент можно охарактеризовать. Для этого исследователи проводили анализ с целью выявления существенных признаком и свойств, характерных для темперамента.
Учитывая тот факт, что темперамент закладывается ещё до рождения человека, т.е. является врожденным свойством, то его свойства являются стабильным. Это подтверждается и слова Б. М. Теплова, который под свойствами темперамента подразумевает устойчивые психические свойства, определяющие проявление психической деятельности [19].
Наибольшее проявление свойств темперамента обусловлена сочетанием различных свойств личности, гармонично сочетающий между собой и определяющие степень проявления темперамента. Принимая во внимание данное положение, исследователи разделили темперамент по типам, обусловленных различными свойствами и проявлениями [16].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Айзенк, Г. Как измерить личность [Текст] / Г. Айзенк, Г. Вильсон; Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2012.
2. Анастази, А. Дифференцированная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении [Текст] / А. Анастази. - М.: Апрель, ЭКСМО-Пресс, 2019. – 134 с.
3. Аронсон, Э. Психологические законы поведения человека в социуме: (Пер. с англ.) [Текст] / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - СПб.: Нева: прайм - ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2019 - 558с.
4. Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности [Текст] / А.В. Батаршев. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
5. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. - М., 2009.
6. Гаджиева, У.Б. Индивидуальный стиль личности: сборник трудов конференции [Текст] / У.Б. Гаджиева // Психология и педагогика как научная основа для становления современного общества : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 20 авг. 2021 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – С. 116-118.
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология» [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо:Юрайт, 2010. - 322с
8. Деганд, К.В. Понятие «личность»: сборник трудов конференции [Текст] / К.В. Деганд, И.П. Шкрябко // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 февр. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 117-119.
9. Залялетдинов, Р.Д. Взаимосвязь типа темперамента и музыкальных предпочтений: сборник трудов конференции [Текст] / Р.Д. Залялетдинов, Р.Ф. Сулейманов // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 февр. 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – С. 32-35.
10. Левитов, Н.Д. психология характера [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: «Просвещение», - 2011. – 166 с.
11. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард; [Пер. с нем. В. Лещинской]. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 446 с.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011.
13. Небылицын, В.Д. Темперамент [Текст] / В.Д. Небылицын // Проблемы психологии индивидуальности // Под ред. А.В. Бругилиского и Т.Н. Ушаковой. - М.: МПСИ, 2000, с. 13-21.
14. Немов, Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования [Текст] / Р.С, Немов. - М.: 2018.
15. . Психология личности. Хрестоматия по психологии [Текст] / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской .: АСТ, Астрель, 2019.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010.
17. Русалов, В. М. Опросник структуры темперамента [Текст] / В.М. Русалов. - М., 2008.
18. Стреляу, Я. Роль темперамента в психологическом развитии [Текст] / Я. Стреляу. - М.: Прогресс, 2009. - 231с.
19. Теплов, Б.И. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и методика их определения. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий [Текст] / Б. И. Теплов. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 163-171. - 780 с
20. Тремаскина, Е. В. К проблеме влияния темперамента на межличностные отношения [Текст] / Е. В. Тремаскина, Е. П. Разбежкина // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1790-1793. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30719/ (дата обращения: 05.02.2023).
21. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие [Текст] / Ф.Р. Филатов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2019.
22. .Фридман, Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования [Текст] / Л.М. Фридман. - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
23. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. -СПб: Питер, 2018. – 237 с.
24. Эббингауз, Г. Основы психологии [Текст] / Г. Эббингауз. - М.: СПб. 2012. - 247с.
25. Rothbart, М. К. Temperament, development and personality [Текст] / M. K. Rothbart // Current Directions inPsychological Science. 2007. Vol. 16. № 4. P. 207—212.