Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия происходит активная цифровизация процессов во всех отраслях деятельности общества, а также провозглашаются и реализуются принципы открытости деятельности органов всех ветвей власти и доступности необходимых значимых и информационных сведений для всех участников отношений.
Особое внимание в этом направлении уделяется органами судебной системы в целях равного для всех участников обеспечения максимального доступа к правосудию. В том числе для реализации конституционного определения Российской Федерации как демократического правового государства.
В части работы органов судебной власти внедрение информационных технологий призвано, в первую очередь, облегчить доступ субъектов правоотношений к правосудию, максимально содействовать реализации процессуальных прав участниках процесса, способствовать снижению издержек участников процесса и суда, а также сделать работу судов более открытой, позволяя контролировать работу судов и соблюдение процессуальных сроков, обеспечивая большее доверие общества к судебной системе.
Электронные ресурсы судебных органов имеют обширный охват использования и большую практическую значимость. Порядок использования данных ресурсов является достаточно простым, в связи с чем теоретические работы в данном направлении в большей части сводятся к анализу порядка использования данных ресурсов и анализу функциональной оптимальности имеющихся систем.
Однако, актуальность настоящей работы продиктована постоянным развитием технологий и необходимостью их дальнейшего развития, в том числе в контексте электронного правосудия в целом, и картотеки арбитражных дел в частности.
Задачами исследования являются: анализ предпосылок и истории развития, источников правового регулирования, предназначения и функциональных возможностей картотеки арбитражных дел; описание отличительных особенностей картотеки арбитражных дел от других информационных ресурсов системы правосудия и анализ необходимости и перспектив развития данного электронного ресурса и его правового регулирования.
Востребованность данного электронного сервиса становится все более очевидной. Особенно в последние годы - в период пандемии и перестройки экономических отношений, когда все более актуальной становится необходимость удаленного участия в арбитражном процессе с возможностью оперативного получения информации. В связи с чем тематике применения информационных технологий в гражданском и арбитражном процессе уделяется все больше научного внимания.
Целью настоящей работы является раскрытие правовых основ, функционала, особенностей и практического значения картотеки арбитражных дел, существующей в настоящее время в системе арбитражных судов Российской Федерации. Автором выделен ряд преимуществ и недостатков данной электронной системы.
Задачами исследования выступает исследование следующих вопросов:
- рассмотреть понятие "Картотека", ее цели и предназначение;
- дать характеристику картотеки арбитражных дел;
- рассмотреть достоинства и недостатки картотеки арбитражных дел;
- провести анализ функциональных возможностей картотеки арбитражных дел.
Объектом исследования являются процессуальные отношения и практические возможности участников арбитражного судопроизводства в контексте возможностей применения картотеки арбитражных дел.
Предметом исследования является непосредственно сам электронный ресурс - картотека арбитражных дел.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТОТЕКИ КАК ИНСТРУМЕНТА ХРАНЕНИЯ И ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
1.1 Понятие "Картотека", ее цели и предназначение
Прежде, чем говорить о предмете исследования настоящей работы, для правильного и полного его понимания, необходимо раскрыть термин "картотека".
Само слово "картотека" происходит от древнегреческих слов "лист папируса" и "место хранения".
Толковый словарь русского языка определяет картотеку как систематизированное собрание карточек с какими-нибудь сведениями, материалами, а карточку (карту) - как бланк для заполнения какими-нибудь сведениями.
Большой энциклопедический словарь дает определение слова "картотека" как совокупности определенного количества карточек - носителей информации, объединенных, систематизированных и размещенных в определенном порядке, например, по алфавиту, темам, срокам.
Синонимами картотеки являются архив, собрание.
То есть картотека является справочником, который объединяет собранные по определенным типовым формам первичные носители информации - карточки, с единообразной информацией по конкретным видовым объектам с заранее заданными учетными данными, необходимыми для внесения в картотеку, как представляющими информационную ценность для пользователя картотеки.
Целью создания картотеки является систематизированное обновляемое хранение определенных востребованных данных, возможность облегченного поиска в большом объеме общей информации и быстрого получения необходимых сведений, для чего в практических целях в картотеке производится упорядочение содержащейся информации по логическим и заранее определенным критериям, известным пользователям данной картотеки.
Бумажные картотеки организуются по каком-то конкретному принципу – алфавитному, предметному, тематическому, хронологическому.
Электронные картотеки, как правило, дают возможность отбора информации по различным критериям (фильтрам), а также непосредственно в карточках содержат активные ссылки на электронные документы и другие связанные материалы – первоисточники информации. Что существенно упрощает поиск и получение сведений.
Картотека представляет собой информационную систему, включающую в себя решения арбитражных судов.
Термин «информационная система» используется для сбора и хранения информации, поиска и представления информации.
Все это становится очевидным, что для обеспечения работы и управления необходим широкий спектр информационной поддержки: разнородная информация - от фактической до документальной. Здесь вы можете найти информацию о ходе процессов, нормативную, маркетинговую и мониторинговую информацию, обеспечивающую связь с окружающей средой, научно-техническую информацию, в том числе информацию об изобретении, патентах и т. д. - обеспечить исследования и разработки, необходимые для развития компании .
Кроме того, вам нужна информация об информационных потоках и информационных процессах. Процессы в технических приложениях - это операции по проектированию и изготовлению изделий. в экономических приложениях - организационные и технологические процедуры для подготовки и реализации управленческих решений по организации производства, услуг, торговли и др. коммерческих процессов .
Соответственно, разрабатываются и внедряются различные типы информационных систем (ИС) для обеспечения производственного и корпоративного контроля.
В государственной базе данных по государственному управлению; ИС природных ресурсов, явлений и процессов; Государственные системы экономической, финансовой, научно-технической информации, внешнеэкономической деятельности; IP-библиотечная сеть Российской Федерации и многие другие IP-сети
В середине XX века, когда стало возможным обрабатывать информацию с помощью компьютера, впервые был использован термин "система обработки данных". По мере увеличения памяти компьютера основное внимание уделялось проблемам организации баз данных (DBs). Затем появился термин автоматизированные информационные системы.
Первоначально по этим правилам системы делились на фактические, то есть системы сбора, хранения и обработки данных, необходимых для принятия решений (баз данных). Е. Хранение и поиск документальной (текстовой) информации (включая патенты, различные научные публикации, резюме, обзоры и другие виды НТУ).
В этой классификации эталонные правовые системы (СФС), маркетинг ИС и мониторинг IP-адресов (ISU и ISM), а также некоторые специализированные экономические ИС имеют документальную и фактологическую основу (используя термин в широком смысле), даже если они связаны с этими IP-адресами,
Классификация САУ и АИС осуществляется в соответствии с различными характеристиками степени автоматизации (форма вмешательства человека в систему при выполнении контрольных функций); Назначение системы (тип автоматизированного процесса); Использование технических средств (ТС) для принятия управленческих решений и т. д.
В дальнейшем идея типов автоматизированных систем всё больше совершенствуется. В результате появились новые термины, более точно соответствующие специфике специализированных информационных систем. В процессе разработки информационных консалтинговых и управленческих информационных систем появились системы поддержки принятия решений и экспертные системы, которые помогают принимать решения по проектированию и управлению.
Ориентироваться на искусственный интеллект, кибернетические исследования процессов в живых организмах, включая мозг, и моделирование этих процессов с помощью компьютерных технологий. На этой основе используются интеллектуальные информационные системы.
Классификации помогают признать существование различных определений термина "информационная система", устанавливая некоторые каноны для ИС разных классов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.,№0001202210060013
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2002№95-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 10.01.2023) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 16.04. 2022) // Собрание законодательства РФ .-1994.-№32.- Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001№146-ФЗ (ред. от 01.07.2021)// Собрание законодательства РФ.2001.№49. Ст. 4552.
5. Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс] Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. 29.12.2022) //Собрание законодательства РФ.-2006.-№31 (1 ч.).- Ст. 3448.
7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации : Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (ред. 14.07.2022). // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть I) ст. 6217
8. Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 года № 100. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
9. О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 года № 63 (ред. 30.07.2013) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
10. О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.2017 года № 57. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
11. Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [Электронный ресурс]: Постановление Президиума ВС РФ от 27.09.2017 года. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
12. Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документооборота [Электронный ресурс]: Приказ Председателя ВС РФ от 29.11.2016 года № 46-П. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
13. Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России [Электронный ресурс]:Приказ ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663@. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
14. Письмо Банка России от 02.10.2014 № 167-Т // «Вестник Банка России», № 93, 08.10.2014.
15. Бабак А. В. Актуальные вопросы электронного правосудия в российском арбитражном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019. 456 с.
16. Волкова В. Н. Размежевание информационных систем и IT в науке и образовательных программах // Прикладная информатика. 2007. № 1(7). С. 108-114.
17. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем. М.: Высшая школа, 2006.511 с.
18. Волкова В.Н. Голуб Ю.А. Информационная система: к вопросу определения понятия // Прикладная информатика. – 2009. - № 5. – С. 112- 120
19. Казанцев С.Я. Информатика и математика для юристов : учебник для 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2009. 558 с
20. Кашашин А.В., Козырева А.Б. Информационные технологии в правосудии. Состояние и перспективы. М.: Россия и мир, 2020.862 с.
21. Кукарцева А.Н. О доступности правосудия в условиях цифровой среды // Учение о гражданском процессе: настоящее и будущее : сборник докладов на I Международной научной конференции памяти М.К. Треушникова, Москва, 9 февраля 2022 г. Москва: Зерцало-М, 2022. С. 179‒183.
22. Литвинов В.А. Информационные технологии в юридической деятельности : учебное пособие .СПб., М.; Харьков: Питер, 2013. 320 с.
23. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2010. 874 с.
24. МойАрбитр, ГАС «Правосудие», суперсервис «Правосудие онлайн» и все-все-все [Электронный ресурс]. - URL:https://zakon.ru/blog/2022/01/29/mojabitr_gas_pravosudie_superservis_pravosudie_onlajn_i_vse-vse-vse
25. Потехин В.С. Кадулин В.Е. Об уточнении понятия и классификации автоматизированных рабочих мест, используемых в информационных системах и компьютерных технологиях// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. -№ 4. – С. 207-210
26. Правосудие онлайн — Электронное правосудие в России [Электронный ресурс]. - URL https://pravosudieonline.ru/
27. Прикладная информатика: справочник / под ред. В. Н. Волковой и В. Н. Юрьева. М.: Финансы и статистика, 2008.740 с.
28. Ревков В.С. Рухтина В.С. Информационные сервисы в арбитражных судах // Вопросы российской юстиции. – 2020 № 3 С. 853-859
29. Сибирский, В. К. Информационно-телекоммуникационные технологии в деятельности правоохранительных органов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-college.ru.
30. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник / под ред. В. Н. Волковой и A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.-848 с.
31. Широков Ф., Дрожжинов В. Три ступени Альберта Гора // Компьютер-Пресс. 1994. № 9. С. 43-46; № 10. С. 87-95.
32. Ярошенко Т.В. Применение информационных технологий в гражданском и арбитражном процессе (электронное правосудие). «Мировой судья».-2021.- № 3.- С. 34-38
33. Clinton W.J., Gore A. Technology for America's Economic Growth, a New Direction to Build // Executive Office of the President. Washington, DC. 1993. 110 р.