Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день России до сих пор не удалось преодолеть всех последствий резкого перехода государства на рыночные принципы социально-экономического развития, что проявляется, как было отмечено выше в наличии в стране значительной части граждан, в большей степени ограниченных в ресурсах, товарах и услугах, в сравнении с другими гражданами.
Особенно остро данные проблемы проявляются в регионах с более низким, в сравнении с общероссийским, «средним» уровнем социально- экономического развития
С учетом выделенных особенностей, возникает необходимость совершенствования экономических механизмов социальной защиты и обеспечения, действующих как на федеральном уровне, так и на региональном уровнях
Всем вышесказанным можно охарактеризовать актуальность выбранной темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальной сферой на примере городской администрации Ровенского района Саратовской области, отдел социальной политики.
Объект исследования - социальная сфера.
Предметом являются методы и технологии управления социальной сферой на примере городской администрации Ровенского района Саратовской области, отдел социальной политики.
Исходя из поставленной цели исследования, рассматриваются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления социальной сферой;
2. Провести анализ управления социальной сферой на примере городской администрации Ровенского района Саратовской области, отдел социальной политики.
3. Разработать проектные мероприятий по совершенствованию управления социальной сферой на примере городской администрации города Ровенского района Саратовской области, отдел социальной политики.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты настоящего исследования могут быть реализованы в практической работе специалистов управления социальной сферы.
Поставленные нами задачи определили следующую структуру данной работы: состоит из введения к настоящей работе, трех последовательных глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования управления системы государственного и муниципального управления социальной сферой
1.1. Социальная политика Российской Федерации
Рассмотрим существующие определения социальной поли¬тики.
Широко известный как за рубежом, так и в нашей стране «Словарь социальной работы» Р. Баркера дает следующее раз¬вернутое определение социальной политики: социальная поли¬тика — это деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается в отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учре-ждениями и регулирует их. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества в большой степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей .
Удачным, на наш взгляд, также является следующее опре¬деление: социальная политика — это взаимоотношения соци¬альных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-¬профессиональных групп, социальных общностей (семей, народов, населения города, поселка и т. п.).
Среди отечественных авторов близкая точка зрения пред¬ставлена в работе П. Д. Павленка, по мнению которого, соци¬альная политика государства — это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потреб¬ностей их представителей.
Следует обратить внимание на то, что данные определения рассматривают социальную политику как безусловную функ¬цию общества, как взаимодействие социальных групп, минуя государство. Обозначим этот подход как общественный.
Для содержательного раскрытия социальной политики в рамках общественного подхода необходимо охарактеризовать процесс взаимодействия социальных групп в нескольких важ¬нейших аспектах:
— определить круг реально действующих и социально пас¬сивных субъектов;
— выявить характеристики социального положения всех субъектов социальной политики;
— проанализировать и диагностировать их наиболее значи¬мые проблемы;
— определить цели наиболее влиятельных субъектов соци¬альной политики, их стратегии и программные приоритеты;
— рассмотреть конкретно-историческое соотношение соци¬альных сил;
— исследовать сложившиеся устойчивые тенденции и век¬торы социального развития, степень социальной устойчивости общества.
Другой подход (обозначим его как государственный) в пони¬мании социальной политики реализует этатические традиции нашей страны и представляет социальную политику, прежде все¬го, как функцию государства, как его деятельность, выраженную в совокупности (системе) мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения, развитие социальной сферы. Обще¬ству как субъекту социальной политики (чаще всего в лице обще¬ственных организаций и институтов) отводится второе место.
Социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Образование, здравоохранение, доступное жилье - именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал»: образованную и здоровую нацию. От их состояния зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.
1.2. Механизмы реализации муниципального и государственного управления социальной сферой
Приоритетной сферой муниципального и государственного управления являются социально-экономические отношения на местном уровне, которые отражают вопросы формирования местного бюджета, финансирования расходов на социальные нужды: образование, здравоохранение, благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. .
Эффективное управление развитием муниципальных образований предполагает под собой использование наиболее результативных методов, которые будут способны оказывать существенное влияние на социально- экономическую ситуацию отдельной территории и региона в целом. Одним из таких методов является программно-целевой подход.
Программно-целевой подход основывается на обширной методологии, которая позволяет ему реализовывать системность в решении намеченных целей. Важнейшими характеристиками программных средств управления являются наличие цели, путей и способов ее достижения, обеспеченность ресурсами. Разработка программ не может быть реализована без определения и учета всех ресурсных потребностей решения выявленной проблемы.
Стратегия реализации социально-экономического развития муниципального образования, прежде всего, направлена на решение задач, связанных между собой по ресурсным и временным параметрам.
Так, возникает проблема согласования долгосрочных и текущих комплексных решений, построения и реализации поставленных целей и задач.
Разрешением возникших противоречий будет являться программный метод.
Комплексная программа, обусловленная своими функциями в системе стратегического управления, должна соответствовать следующим требованиям:
— взаимосвязь целевых действий, направленных на решение ключевых задач;
— постановка приоритетов в краткосрочном и среднесрочном периодах;
— анализ факторов внешней среды, их влияние на процессы социально-экономического развития муниципального образования.
Социальные программы позволяют в соответствии с поставленными целями и задачами перераспределять имеющиеся у муниципальных образований средства и ресурсы, решая конкретные социальные проблемы.
Итак, можно выделить следующие группы социальных проблем, которые требуют применения программно-целевого метода:
— социально-экономические проблемы;
— социально-гуманитарные проблемы;
— социокультурные проблемы;
— социальные проблемы .
Программно-целевой подход должен учитывать отраслевой и территориальные аспекты. Они подразумевают под собой совокупность отраслей и организаций, которые выполняют функцию удовлетворения потребностей населения, объединенных системой технологических связей и регулируемых отраслевыми органами управления.
Основными факторами использования программной разработки проблемы на муниципальном уровне являются следующие:
— стратегическая значимость проблемы в целях развития муниципального образования;
— невозможность решения проблем без бюджетных средств и целевой поддержки со стороны администрации муниципального образования;
— координация межотраслевых связей для решения проблем;
— высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, которые предлагаются в целях реализации и обеспечения структурных сдвигов в экономике;
— важный социальный, экономические и экологический эффект.
В процессе разработки и реализации муниципальных целевых программ участвуют: инициатор программной разработки проблем на муниципальном уровне, муниципальный заказчик муниципальной целевой программы и головной исполнитель муниципальной целевой программы.
Инициатором программной разработки проблемы на муниципальном уровне может выступать физическое или юридическое лицо, выступающее с предложениями и обоснованиями о программной разработке проблемы на муниципальном уровне.
Муниципальным заказчиком муниципальной целевой программы является администрация муниципального образования.
Обязанности головного исполнителя муниципальной целевой программы выполняет комитет, управление, департамент администрации, либо другая организация, которая ответственна за своевременность подготовки и реализации целевой программы и обеспечении эффективного использования средств, выделяемых на исполнение программы. Головной исполнитель программы направляет подготовленный проект целевой программы с пояснительной запиской, бизнес-планом, социально- экономическими и технико-экономическими обоснованиями, соглашениями о намерениях между муниципальным заказчиком программы и предприятием, который подтверждает финансирование программы за счет внебюджетных источников, предварительной бюджетной заявкой на предстоящий год в комитет по экономике администрации муниципального образования.
Комитет по экономике направляет проект программы на экспертизу, подготавливает заключение исходя из степени приоритетности проблемы, обоснованности, комплексности и экологической безопасности, также сроков реализации программы.
Полученное заключение по проекту головной исполнитель предоставляет главе администрации. По утверждению главой администрации и представительным органом власти целевой программы и бюджетных ассигнований на ее реализацию в муниципальном бюджете на будущий год головной исполнитель заключает договор на выполнение работ.
Реализуются утвержденные целевые программы за счет средств муниципального бюджета, внебюджетных источников и иных бюджетных средств (федеральных, региональных).
Внебюджетными источниками, привлекаемыми для финансирования целевых программ, являются: взносы участников реализации программ, включая организации и предприятия государственного и негосударственного секторов экономики, целевые отчисления от прибыли предприятий, которые заинтересованы в осуществлении программы, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, также частных и зарубежных инвесторов.
Для реализации целевых программ могут создаваться специальные фонды, источниками средств, направляемых в эти фонды, может быть прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства муниципального и иных бюджетов.
Частные и иностранные инвесторы также могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
Механизмы практического использования программно-целевого подхода в управлении можно классифицировать:
— долгосрочные целевые программы и ведомственные целевые программы;
— стратегии и программы социально-экономического развития территорий;
— оценка эффективности (качества) управления, включает в себя государственный контроль, аудит по проверке целевого назначения и эффективности бюджетных расходов.
Преимуществами программно-целевого метода управления развитием муниципальных образований являются:
— системный характер основных целей и задач программ по решению комплексных (межотраслевых и межмуниципальных) проблем развития экономики, социальной сферы и экологии муниципального образования;
— индикативный характер программ, сроки реализации которых заложены в рамки прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;
— кооперация методологических и методических подходов к решению и реализации задач развития муниципального образования;
— концентрирование ограниченных материальных и финансовых ресурсов на решение вопросов стабильного и устойчивого развития муниципального образования, от которых зависит рост и развитие экономики, качество жизни населения, ускоренная реализация инвестиционных проектов в сфере экологии и наукоемких производств;
— возможность использования ограниченных бюджетных средств за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, собственных средств государственных и коммерческих предприятий и фирм, также банковского кредита и иных привлеченных средств инвесторов;
— сочетание в ходе муниципального управления устойчивым развитием на всех территориально-структурных уровнях программно--целевой метод управления развитием муниципального управления с методами муниципального прогнозирования и индикативного планирования;
— возможность обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач программного развития, использование финансовых ресурсов (формирование межведомственных комиссий по их реализации, экспертиза и т.д.) .
Недостатками в практике использования программно-целевого метода являются:
— недостаточность обоснования необходимости применения программно-целевого метода для решения социально-экономических проблем;
— отсутствие эффективной системы управления программой со стороны исполнителя программы, также системы контроля и оценки воздействия программ на развитие муниципального образования со стороны муниципального заказчика программы;
Таким образом, эффективность практики использования программно¬целевого метода управления муниципальным образованием обуславливается, прежде всего, четкой системой контроля над реализацией программ. Головные исполнители ежемесячно предоставляют статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программ. Также комитет по экономике с участием головных исполнителей организовывает проверки за ходом реализации программ.
На основании рассмотренного теоретического материала было установлено следующее.
Муниципальное образование представляет собой сложную социально- экономическую систему. Как и любая система, она формируется из подсистем, характеристики которых определяют ее цели, задачи и направления функционирования.
Основными подсистемами муниципального образования являются территория, население и экономика. Благодаря их комплексному взаимодействию муниципальное образование является социально- экономической системой, которая нацелена на удовлетворение потребностей населения.
Программно-целевой подход основывается на обширной методологии. Разработка программ не может быть реализована без определения и учета всех ресурсных потребностей решения выявленной проблемы.
Эффективность практики использования программно-целевого метода управления муниципальным образованием обуславливается, прежде всего, четкой системой контроля над реализацией программ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Барсуков Д. П., Носкова Н. А. Государственная поддержка творческих инициатив организаций сферы культуры // Петербургский экономический журнал. - 2021. - № 4. - С. 39-40
2. Благова И. Ю., Маслова Д. И. Анализ социально-экономических факторов, оказывающих влияние на потребительский спрос в сфере культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2021. - № 3. - С. 6-7.
3. Васильев В.И. Муниципальное право России : учебник / В.И. Васильев. - М. : Юстицинформ, 2021. - 680 с
4. Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформи¬рование в России в 90-х годах. СПб., 2014. С. 20—21.
5. Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. - 2014. - № 12. - С. 29-30.
6. Дубровина О.А. Социальная защита как показатель развития современного общества // Вестник научных конференций. Перспективы развития науки и образования: по материалам Международ. науч.-практ. конференции, 31 октября 2021 г. Тамбов, 2021. Ч. 2. № 2-2(2). С. 48-50.
7. Ершов Н. Н. Стратегическое управление сферой культуры региона: Автореферат дис. канд. экон. наук. - СПб., 2021. - С.87
8. Жидяева Т.П. Инвестиционная привлекательность объектов социальной инфраструктуры региона // Научный альманах. 2021. № 10-1 (12). С. 151-153.
9. Зайнышев И. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 2014. С. 6.
10. Зотов В. Б., Макашева З. М. Система муниципального управления. - СПб., 2022. - С.87
11. К проекту закона «О культуре в Российской Федерации». Материалы исследований. Под общей редакцией А. Я. Рубенштейна, Е. Э. Чуковской - М.: Государственный институт искусствознания, 2021. - 144 с // Режим доступа: http://sias.ru/upload/iblock/
12. Капицын В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимоза¬висимости // Российский журнал социальной работы. 2017. № 8. С. 21.
13. Кольцов А. А. Оценка комплексного социально-экономического образования «город Курск» // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2014. - № 1 [2]. - С. 75-76.
14. Копылов В.В.. Управление сферой культуры в муниципальном образовании // Управление.-№12.-2014.-с.32-33
15. Коробецкий И.А. Управление муниципальной системой образования / И.А. Коробецкий. - М. : Аспект-Пресс, 2013. - 265 с.
16. Кочеткова, Л.Н. Теория «социального государства Лоренца фон Штейна/Л.Н. Кочеткова// Философия и общество. Выпуск №3 (51).- 2018.- С.69-79.
17. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М. : ТК «Велби», 2021. - 486 с.
18. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной ра¬боты. Избранные работы : учеб. пособие. М. : Дашков и Ко, 2017. С. 145.
19. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной ра¬боты. Избранные работы : учеб. пособие. М. : Дашков и Ко, 2014. С. 145.
20. Пахомова О.А. Модернизация системы управления социальной защитой // Научный альманах. 2021. № 10-1 (12). С. 327-331.
21. Петрова Е.М. Социально-экономическое развитие территорий в контексте муниципальной реформы [Текст] / Е.М. Петрова // European Social Science Journal. - 2021. - №11 (14). - С. 487-494
22. Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона // Экономист. 2013. - № 1. - С. 21-22
23. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика: учебник. - Саратов, 2018. - С. 66
24. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь - М., 2022. - С.14
25. Решетников А.В. Социальная сфера /М.: Юнити.- 2022 .с.45
26. Свиридов В. И., Петренко Н. Н. Рейтинговая оценка социально¬экономического развития Центрального федерального округа // Ученые записки РГСУ. - 2022. - № 6. - С. 26-27.
27. Тульчинский Г. Л., Шеова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. - СПб., 2009. - С.: Отчет по научно-исследовательской работе «Разработка комплексной модели экономической эффективности регионального учреждения культуры» [электронный текстовый документ] // Официальный сайт Министерства культуры РФ. - URL: http://www.mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2014_11_2012_6.doc
28. Управление социальной сферой: учебное пособие.-2-е изд. перераб. и доп.//А,З.Фахрутдинова, РАНГиГС, Сиб. ин-т упр.-Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2021- 187с.
29. Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альбина Паблишер, 2014. 288 с.